Наши врачи круче Хауса, а афганцы бегали в кедах, как в "9-й роте"

19 февраля 2010, 20:58
Что думают профессионалы о том, как их работа показана в фильмах и телесериалах, чем их будни схожи с жизнью киногероев и за что недолюбливают ленты о коллегах

«9 рота». Военные утверждают, что пропажи роты при царившей у афганцев дисциплине быть не могло, как и курения травки

"Ой, ну как в кино!" — восклицаем мы, когда не верим в реальность происходящего. Что именно режиссеры приукрашают, где сгущают краски и в чем откровенно ошибаются, если речь — о работе обычных медиков, милиционеров и военных?

"Об Афгане снято не очень много кино, но самое правдивое и убедительное — "9 рота", — говорит глава Украинского союза ветеранов Афганистана генерал Сергей Червонопиский. — В основу фильма положены реальные события. Остальные ленты об участии советских воинов в афганской кампании — полная туфта: показывают то маразматиков, моральных уродов, то растерянных и беспомощных бойцов. А воевали, в общем, порядочные, крепкие духом ребята. Многие погибли, были ранены". С этой мыслью согласен пограничник Анатолий Бойко: "Я служил в Афганистане. "9 роту" посмотрел с интересом: то, что там все в кроссовках и солнцезащитных очках ходят — чистая правда! Жара такая стояла, что не до кирзы было. И скука между баталиями смертная, как в фильме. А вот то, что одну роту где-то "забыли" — такого быть не может! Там такая дисциплина была, не до водки с травой, уж точно, как в кино. Американские фильмы, например, "К-19", о подводниках, часто звания путают, что в советских бывает редко: консультант режиссера место мог потерять, если перепутает звездочки на погонах. Сейчас такого контроля нет: в "Штрафбате" я заметил много несоответствий — например, уголовников с военными в тюрьме никогда не смешивали. А сериал "Солдаты" считаю не более чем развлечением для гражданских". "Согласен, в одной воинской части, действительно, такие уникумы, как Шматко-комик, наивный Соколов, Медведев-интеллигент, вряд ли собрались бы, но по отдельности — вполне могли бы, — делится бывший военный, зам по вооружению ракетного дивизиона Александр Хливнюк. — А вот фронтовики, когда я еще пацаном был, за столом о фильме "Освобождение" говорили: мол, тех эмоций, что им довелось пережить, в кино всего 10—15%. Но в нем вся техника настоящая, и массовку, как сейчас, не "клонировали". Да и современное кино снимают те, кто войны не видел, так что эмоций правдивых здесь меньше в разы".

Реклама

"А я из нашего кинематографа, кроме "Аты-баты, шли солдаты...", которому уже больше 30 лет, пожалуй, и вспомнить ничего не могу, — говорит офицер сухопутных войск Андрей (фамилию попросил не упоминать). — Вот в России средств не жалеют, в том числе и на то, чтобы о военных делать профессиональное, качественное кино. Сам я в 1988 году окончил Киевское суворовское училище, и с большим интересом смотрю сериал "Кадеты", заново переживая свою юность. И сын мой смотрит, и его друзья-одноклассники, даже девчонки. Это же военно—патриотическое воспитание, как-никак. В Украине об этом можно только мечтать. А вакуум заполняют дешевые боевики, ужастики. Что же касается достоверности некоторых фильмов, то режет слух, скажем, такой доклад офицера: "Товарищ полковник! Капитан Иванов по вашему приказанию явился...". Не было и нет такого обращения — "явился". Есть слово "прибыл". Не нужно быть семи пядей во лбу, дабы элементарные вещи знать. Усомнившись в малом, зрители и в большое не поверят".

Милиционеры считают, что только в "Улицах разбитых фонарей" все сыщики работают над одним делом. У них — не так

Реклама

МЕНТЫ. "Наиболее близка к правде милицейская жизнь в сериале "Улицы разбитых фонарей", — говорит экс—первый замминистра МВД, бывший следователь и оперативник, генерал Михаил Корниенко. — Вся эта неустроенность, нелюбовь к бумагам, мелкие отступления от инструкций во имя раскрытия преступления — реальны. Но все же есть и приглаживания. Скажем, не бывает так, чтобы все сыщики отдела работали над одним делом, да еще несколько дней. И что всегда зло оказывается побежденным. В жизни на каждом висят десятки дел, так что утром опер занимается одним, в обед — вторым, вечером — третьим… Увы, бывают дела, оставшиеся нераскрытыми. Неправда и то, что начальник отдела ставит задачи начальнику розыска. Между ними в жизни есть замначотдела по оперработе, он — ключевая фигура, все организовывает и за все отвечает, а в кино его нет. Нравится мне и сериал "Эксперты", хотя он все же о том, как должно быть, а не как есть. Отдельные элементы близки к правде, но слишком все идеально. На деле экспертам не хватает техники и материалов для работы, на них навалены десятки экспертиз одновременно… Может, лет через 10—20 они будут работать так, как в кино. Очень хорош и, на мой взгляд, правдив, сериал "Участок" с Сергеем Безруковым. Конечно, и там есть некая приглаженность, но в целом многие наши участковые так и работают. Вообще это кино — пример, какие фильмы о милиции нужны. Он добрый, светлый, и среди реальных милиционеров положительных большинство, а сейчас больше снимают чернухи".

С тем, что в реальности иногда дело может зайти в тупик, согласен и Александр Радкевич, главный специалист ЦОС киевской милиции: "Но что уж точно из жизни в "Бандитском Петербурге" — у них, как и у нас, работы уж очень много. Да и интерьеры тоже не придумка декораторов — кабинеты следователей, комнаты для задержанных, милицейские части — все один к одному. А за основу сюжета взяты реальные случаи — и убить ближайший родственник, на которого и не подумаешь, может, и украсть". А глава пресс-службы милиции Киева Владимир Полищук считает, что фильмы о милиционерах, по сравнению с советскими, стали более правдоподобными: "Раньше в кино мы якобы обращались друг к другу на Вы и исключительно по званию, хотя это было не так. А сейчас милиционер на экране, как и в жизни, даже может себе сто граммов после работы позволить!"

ПОЛИТОЛОГИ: "КРУИЗЫ" ЗВЕЗД — КАК В КИНО

Реклама

"День выборов". Сюжет — ну очень похоже на правду

"Если в "Дне выборов" исполнители заказчика даже в лицо знают, то в реальности это далеко не всегда так, — считает политолог Вадим Карасев. — А вот "круизы" эстрадных звезд наши политики действительно используют частенько — только не по реке, как в кино, а возят их по майданам украинских городов".

"А вот самый жизненный фильм о политтехнологах — это "Хвост виляет собакой", — рассуждает еще один политолог Владимир Корнилов. — Дабы замять секс-скандал, в котором замешан кандидат в президенты, его политтехнологи выдумывают войну, запускают информацию в СМИ, о ней начинают трубить все газеты и ТВ. Внимание общества таким образом отрывают от реальных проблем. Позже кандидат с честью ее "завершает", становясь национальным героем. Этот прием постоянно используют наши политики. Например, чтобы отвлечь внимание от скандала с педофилами, подняли на поверхность информацию о даче в Межигорье".

ВРАЧИ: НА ЭКРАНЕ СПАСАЮТ ОТ СМЕРТИ ПОГЛАЖИВАНИЯМИ

"Доктор Хаус". Специалисты говорят, что диагнозы в сериале верны, но в жизни встречаются редко

"Однажды посмотрела одну серию московской "Скорой помощи", — сокрушается врач одной из киевских станций неотложки Светлана Астафьева. — Врачи подобрали на улице мальчика и чуть ли не сутки катали его в машине, пытаясь куда-то пристроить. И это было их главной задачей на протяжении всей серии — ни одного вызова, катаются куда хотят! А еще: приезжают на вызов, а там — клиническая смерть. Они его по груди погладили — как можно так запустить сердце? А потом сели, мол, ой, как ужасно, он не дышит, давай его еще электрошоком (это они дефибриллятор так называют) ударим. На самом деле никаких "сели": когда реанимируешь, весь в мыле, счет не на минуты, а на секунды идет. И к сожалению, в 9 случаях из 10 человек погибает. А в кино пациент после такой долгой и поглаживающей реанимации, как ни в чем не бывало, открывает глаза: "Где я?". С тех пор — никаких фильмов о врачах не смотрю, а то расстройство одно".

РЕАНИМАЦИЯ. "А я видел в фильме, что якобы пациент много лет лежит в коме, а потом в один прекрасный момент встает, и его врачи случайно ловят уже в конце коридора (такая сцена была, к примеру в "Санта-Барбаре". — Авт.), — говорит о своих наблюдениях реаниматолог Сергей Дубров. — А еще часто замечаю, как пациент в кадре в тяжелом состоянии сам дышит, а аппарат искусственного дыхания рядом даже неподсоединенный стоит. Особенно часто таким грешат российские сериалы — "Медики", например. Или еще вот: пациент с каким-то сумасшедшим диагнозом в крайне тяжелом состоянии лежит в отделении интенсивной терапии, вокруг наставили много модной сложной аппаратуры. А в следующем кадре он тут же пьет, кушает, разговаривает по мобильному. Так не бывает! А ведь перед съемками сценаристы и режиссеры могли бы прийти на консультацию к профессионалу".

HOUSE MD. А о модном сериале "Доктор Хаус" нейрохирург Олесь Гаращук рассказывает: "Вот насмотрятся его все и потом приходят качать права: "Вот, у Хауса был пациент и ему назначили функциональное МРТ". Но, простите, ближайший томограф, проводящий это исследование, находится в Братиславе! Вот еще, например, коронная красивая фраза Хауса: "Дайте ему гормоны и стероиды". Доктор назначил — пациенту на блюдце принесли. А у нас же совсем по-другому: мы назначаем и отправляем родственников на поиски лекарства. Еще нюанс — в сериале нет рядовых случаев. Причем, насколько я могу судить, все они вполне реальные, хотя и встречаются в жизни раз на миллион случаев. В жизни головоломки тоже бывают, но совсем не так часто. А еще вот несоответствие: хирургу Хаус сам поставляет больных, тот только делает операцию. У нас же доктора сами устанавливают диагноз, оперируют и еще и весь послеоперационный период ведут пациента. Хаусу до такой универсальности далеко! Мы — круче". "И с переводом украинским стоит еще поработать — иногда он не совсем корректен". Например, знаменитая волчанка была переведена как "вовчанка", а согласно терминологии, должна была быть "системним червоним вовчаком", — рассказывает терапевт Ольга Шукшина.

НА ЗОНЕ: В ХОРЕ ВОРЫ В ЗАКОНЕ НЕ ПОЮТ

"Зона". В ленте, по мнению бывших зэков, много фантазии

"Многие киноленты, повествующие о жизни на зоне, грешат одним и тем же недостатком, — говорит бывший замначальника СИЗО Владимир Ажиппо. — Их авторы привлекают в качестве консультантов давно оторванных от жизни чиновников (к примеру, генералов, которые уже и забыли, что творится в колониях) либо обходятся вообще без консультантов. В итоге на экраны выходит некий суррогат, и в глаза даже несведущего зрителя бросаются серьезные неточности. Так, сериал называется "Зона", а показывают СИЗО — это не одно и то же, правильно было бы — "Тюрьма". Если герой киноленты — оперуполномоченный, то, по замыслу создателей, он обязательно либо неврастеник, либо философ. На самом же деле у опера столько дел по службе, что ему просто некогда размышлять о смысле жизни... Мне когда-то один матерый зэк исповедовался. Дескать, классный фильм Василий Шукшин создал — "Калина красная", за душу берет. Но почему ни с кем не посоветовался, перед тем как публике демонстрировать? Герой — вор в законе... поет в хоре. Это нонсенс, "законники" никогда бы в хоре петь не стали. Или вор, отбывший наказание, решил встать на путь исправления и сел на трактор. Бывает. Но чтобы такое произошло, одного его желания мало — надо, чтобы решение приняла сходка воров. А в "Калине красной" с "отступником" приезжает разбираться группа бывших приятелей, да еще с бабой — тоже фантазии, выдумки. Еще в одном приключенческом фильме звучит фраза: "Из колонии усиленного режима совершили побег трое рецидивистов". Но рецидивисты отбывают наказание в колониях строгого и особого режима (как их раньше называли), а никак не усиленного".

"Часто авторы фильмов о зонах путают банальные вещи. Тот же режим содержания — обычно показывают, что герой сразу попадает к матерым уголовникам, хотя тот, кто впервые совершил преступление, оказывается на общем или усиленном режиме, — делится Евгений Б., чей тюремный стаж составляет 26 лет. — Путают также значения татуировок, жаргон, стиль поведения. В "Джентльменах удачи" потешный Василий Алибабаевич спит у окна (это место смотрящего), а герои Крамарова и Вицина отбывают срок в одном лагере, они подельники, а это невозможно".

"Из фильмов, где показывается жизнь в колонии или следственном изоляторе, могу навскидку вспомнить всего несколько, где более-менее отражена реальная действительность, — признается Павел И., долгое время находившийся под следствием. — Один из них называется "Затерянный в Сибири" и рассказывает о суровых сталинских временах. В других либо сплошные выдумки, либо наивняк, рассчитанный на дилетантов. Кино — оно и есть кино. Например, видим зону, где вместе сидят отпетые уголовники и впервые совершившие мелкое преступление. Такого быть не может. Или показывают, как за одним столом обедают вор в законе и опущенный. Сроду "петухи" не подпускались к другим зэкам — у них свой угол, свой стол, даже ложки свои, чтобы не "законтачиться" с обычными сидельцами. Мы откровенно смеялись над этими низкопробными художествами".

ВОЖАТЫЕ: ЗАВЛЕКАЛИ ПОЕСТЬ "НОЖНИЦАМИ"

"Каникулы строгого режима". Игра артистов похожа на жизнь

"Комедия "Каникулы строгого режима" — как с моей смены списана, — говорит вожатая Дарья Загорулько. — У героев фильма дети не хотели в столовую идти. Так те у них в карты выигрывали: проиграл — значит, идешь в столовую. Мы играли не в карты, а выкидывали камень-ножницы-бумагу. А еще так же приходилось завоевывать авторитет. Но если Безруков показывал, какой он молодец, добывая мед из дупла, мы соревновались в креативности: каждые два дня ставили для детей сценки. А вот чего фильм не передает — так это ответственности, которую мы за детей несли. В реальности ты за ребенка головой отвечаешь и следишь за каждым шагом. И прежде чем выгонять из лагеря, как в "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", сто раз подумаешь. Максимум — это лишить дискотеки на неделю. Правда, был и случай побега. Но мы тут же известили родителей. А в фильме просто привезли на вокзал, бабушке мальчика ничего не сказали, а тот потом тайком вернулся в лагерь, жил под сценой, и вожатые обнаружили его не сразу!"