Наше кино на "Берлинале": много спиртного и старая тема

16 февраля 2011, 07:09
Ленту упрекнули за "пьянство" и приевшийся Чернобыль, но похвалили за рок

Кадры из к\ф "В субботу". Западные кинокритики приняли картину хорошо, но были и замечания

В "русский день" на кинофестивале "Берлинале-2011" было три премьеры: конкурсная лента Александра Миндадзе "В субботу" (хотя картина создана силами и на средства трех стран — Украины, России, Германии, и наших вложений там 40%), "Мишень" Александра Зельдовича, участвующая в программе "Панорама", и документальный фильм "Ходорковский".

Смотрите видеоОтрывки из к/ф "В субботу", покорившего "Берлинале"

Реклама

Кстати, именно картина об опальном олигархе прошла с аншлагом, а ее режиссеру, немцу Кириллу Туши, аплодировали стоя (напомним, за несколько дней до премьеры у Туши украли исходник "Ходорковского", но режиссер подготовил новую копию). А вот на фильм "В субботу" (о Чернобыльской катастрофе) обрушился шквал вопросов от первых зрителей — журналистов со всего мира, на которые отвечали те, кто причастен к ленте: режиссер и сценарист Александр Миндадзе, продюсеры Александр Роднянский (Россия) и Олег Кохан (Украина), а также исполнители главных ролей — Антон Шагин, Вячеслав Петкун.

Африка: Чем вызван интерес к теме Чернобыля, ведь "В субботу" — уже третий фильм о ядерной катастрофе на Берлинале?

Кохан: За 25 лет о Чернобыльской катастрофе снято не так уж много фильмов. К тому же проблема имеет много граней — градус героизма ликвидаторов, их дальнейшие судьбы, экологические перспективы планеты....

Реклама

Украина: Что нового сказано в фильме, ведь в нем нет ничего, кроме привычных образов неискренних представителей коммунистической партии, отсутствия цивилизованного поведения советских людей...

Этот вопрос оказался единственным без ответа.

Франция: Почему в российских фильмах упорно формируется образ россиянина-алкоголика? Ощущение, что в России живут только алкоголики. Зачем такое количество спиртного в кадре?

Реклама

Миндадзе: Я неоднократно бывал во Франции и убедился, что там потребляют спиртного значительно больше, но почему-то не пьянеют. А в моей картине присутствует некий оптимизм. Герои, кроме того, что они проходит "дезактивацию" красным вином, становятся только лучше. Они не оставляют свою Припять, как тонущий "Титаник".

Петкун: Тогда это был надежный способ уйти от подавляющей реальности — играть музыку и дурманить рассудок алкоголем.

Россия: А что именно актеры употребляли в кадре, когда их герои "запивали стронций красным вином"?

Шагин: В бутылках был морс, знаете он тоже помогает.

Западные кинокритики приняли картину хорошо, но было замечание, что "выпячивать" стоило не Чернобыль, а накал в отношениях, когда случается такая трагедия. А про Миндадзе сказали, что "у него есть склонность к катастрофам", ведь в его работах "Армавир", "Остановился поезд", "Отрыв" были гибель судна, крушение поезда, падение самолета, теперь взрыв атомного реактора. Зато критики отметили органичность рок-шлягеров (спасибо Петкуну) и музыкальное сопровождение фильма, а также похвалили удачный актерский дебют Светланы Смирновой-Марцинкевич. Теперь слово за жюри, которое в этом году, напомним, возглавила Изабелла Росселлини, — ему и решать, кому достанется "Золотой медведь" (это случится 20 февраля).

"ОСКАР" ЗА КИНО О ВЗРЫВЕ

Периодически "атомные" картины возят на кинофесты западные режиссеры. На том же Берлинале в 2002-м показывали "Голос Людмилы", снятый шведом Гунаром Бергдаль (героиня Людмила, реальная украинка, потеряла мужа — пожарного-ликвидатора на ЧАЭС, а потом — и ребенка). Несколько раз фильмы о Чернобыле были номинантами на "Оскар". В 2004-м "Оскар" получила документалка "Сердце Чернобыля" от американки Мериен Делело, герои картины которой — дети, пострадавшие от аварии на ЧАЭС. В 2006-м фильм Оксаны Байрак "Аврора" (о девочке из детдома на окраине Припяти, которую может спасти только дорогостоящая операция в США) вошел в список картин, претендующих на "Оскар", но в окончательный шорт-лист не попал. В 2010-м за "Оскар" боролась короткометражка "Двери" от ирландки Хуаниты Вилсон (об украинской семье, в которой после аварии умирает дочь. По давней традиции, девочку нужно похоронить на дверях из своего дома. Отец тайком возвращается за дверьми в Припять). "Двери" остались без приза. Кстати, 26 апреля, на 25-ю годовщину трагедии, выйдет фильм "Земля забвения" с Ольгой Куриленко в главной роли (драма молодой девушки из Припяти, которая пережила болезни и потерю близких).

НЕ В СИЛАХ УБЕЖАТЬ

"В субботу" — один день из жизни Валерия Кабыша (Антон Шагин), который после армии приехал работать на ЧАЭС, а по партийной линии дорос до инструктора горкома партии. Случайно узнав о катастрофе (а партбоссы твердят: "На роже у тебя признаки взрыва. Реактор безаварийный!"), решает бежать, прихватив с собой любимую. "Собирайся!" — кричит он ей, хватая за руки, а девушка брыкается: "Убери грабли! Не поняла юмора!". Но даже страшная правда "Реактор грохнул!" приводит их не к поезду, а на... свадьбу, где "лабают" в рок-группе друзья Валеры. Шумная свадьба на фоне горящего реактора смахивает на безумие. И герои вместо того, чтобы бежать без оглядки, похожи на кроликов, которые не в силах уйти от удава-Чернобыля. А это была их судьбоносная суббота.

Ирина Зубавина, Берлин