На ловле "зайцев" и лжельготников можно заработать 3000 грн. в месяц

1 ноября 2009, 15:47
Как мы работали контролерами в общественном транспорте.

Новое лицо! Теперь у контролеров-ревизоров свое обмундирование. Фото А. Искрицкой

В поисках вакансий для контролеров-ревизоров я первым делом отправилась в интернет. Добросовестно изучив самые популярные сайты по трудоустройству, ни одного предложения о работе контролером-ревизором не обнаружила. Сразу оговорюсь: должность кондуктора-контролера меня не интересовала, да и их набором занимаются в АТП. Пришлось просматривать газеты-журналы. Хороший результат дали газеты "Пропоную роботу" и "Работа и учеба": здесь в рубрике "Транспорт и автосервис" я нашла 8 вакансий. Несколько объявлений видела в общественном транспорте (как правило, они наклеены на кабинке водителя). Но самый большой "урожай" вакансий я собрала в "Киевпастрансе": когда я позвонила, там оказалось 40 открытых вакансий, разбросанных по 15-ти предприятиям города. Такое большое количество предложений объясняется очень просто — среди ревизоров большая текучка кадров.

По самому главному возрастному параметру я подошла: в контролеры-ревизоры берут от 18 лет до пенсионного возраста (ни пол, ни прописка, ни опыт работы значения не имеют). Так что после звонка меня в тот же день пригласили на собеседование в "Киевпастранс".

Реклама

Просмотрев документы — паспорт, трудовую книжку, — начальник отдела кадров направила меня к Петру Петровичу, замначальника службы организации сбора, который лично проводит проверку на стрессоустойчивость. "Представьте, что вы засекли человека без талона, он отказывается вам платить штраф. Ваши действия?" — спрашивает он. Я, заведомо зная, что ответ неправильный, иду на провокацию: "Хватаю зайца за уши и вытаскиваю его из автобуса". Петр Петрович оценил мой юмор, но потом вполне серьезно рассказал о моих полномочиях, честно предупредив, что работа у контролеров нервная, поэтому особам с неустойчивой психикой там делать нечего: пассажиры сейчас раздраженные, озлобленные кризисом и задержками зарплаты, могут пустить в ход и кулаки, если спровоцировать их своей агрессией.

КОДЕКС РЕВИЗОРА. Если пассажир отказывается платить штраф, я должна предложить (культурно!) ему пройти в ближайшие опорный пункт милиции, штаб проведения рейда, опорный пункт контролеров (на выбор, конечно). Если же транспортный хулиган не реагирует на культурное предложение пройти в штаб, контролер имеет право обратиться к милиционеру. Согласно "Закону о милиции", страж порядка обязан оказать вам содействие. Еще мне выдали "разговорник" контролера-ревизора, где каждая фраза начинается со слов "Будь ласка". Как говорится, комментарии излишни. К слову, сегодня зайцам светит штраф 30 грн., а за неоплаченный багаж — 8,50 грн.

ПЫЛЬНАЯ РАБОТА. Проводят свои рейды ревизоры в две смены. Первая начинается в 7.00 утра и до 16.00, вторая — с 12.00 до 21.00. Впрочем, поговаривают, что вскоре вторая смена будет работать с 13.00 и соответственно до 22.00. График плавающий, и нередко работать приходится и в субботу, и в воскресенье. Кроме того, составляется и "особый график", по которому периодически нужно выходить на работу в 6 утра, когда транспорт начинает ходить, и в 12 ночи.

Реклама

Все время работать на рыбных местах, где постоянно много пассажиров, не получится: контролеры-ревизоры кочуют по разным маршрутам, чтобы их лица не примелькались.

Проверять пассажиров нужно не только на отсутствие прокомпостированных билетов, но и на наличие липовых талонов. Настоящие талоны, как и денежная купюра, имеют 6 степеней защиты (микрошрифт, термокраска, голограмма). И мне во всем этом предстояло разбираться. Кстати, контролеры проверяют не только пассажиров, но и водителей: правильно ли оформлен путевой лист, билетно-учетная ведомость, ведется ли рейсовый учет их реализации, правильно ли он обилечивает пассажиров (то есть, выдает ли он им талоны вообще).


Жетон легко развеет сомнения пассажира о подлинности контролера-ревизора

Реклама

И ВСЕ ЭТО ЗА... Сегодня ставка у начинающего контролера-ревизора, прямо скажем, незавидная — 1100 грн. В "Киевпастрансе" уже давно подсчитали, что в день реально проверить 25—30 единиц транспорта. За систематическое перевыполнение плана — премия до 50% оклада, а также предусмотренная Коллективным договором персональная надбавка (за рацпредложения, за выполнение особо важных заданий и т.д.) в размере до 50% оклада. Но чтобы ее получить, от пассажиров не должно поступать на вас ни одной жалобы.

У контролеров есть своя униформа, за ее неношение наказывают. Ведь так можно "поохотиться" на зайцев по-крупному. Что и делают некоторые ревизоры. Пополняют семейную казну так: не выписывают квитанцию и полученный штраф кладут в карман. Дотошным зайцам, требующим квитанцию, предлагают сделку: те платят не 30 грн., а, скажем, 20 грн. Так, на 5 зайцах в день можно заработать 100 грн. За месяц накапает 2000 грн, плюс ставка 1100 грн., итого — заработок составит 3000 грн. Правда, можно нарваться на контролера ревизоров. И тогда либо придется делиться трофеем, либо увольняться.

КАК Я ЛОВИЛА ЗАЙЦЕВ

С меня сняли мерки, но пока выдали форму старого образца: синий старомодный китель с золотистыми пуговицами и логотипом "Киевпастранс" на рукаве, форменную юбку. А также куртку с воротничком из искусственного меха. Тем, кто проходит испытательный срок (2 месяца), выдают форму современного образца куда более элегантную. Но моя наставница тетя Катя, под патронатом которой мне разрешили поработать с недельку для стажировки, сразу посоветовала за красотой не гоняться, под форму что-то теплое одевать — в салонах очень сквозит. А еще запастись ватно-марлевой повязкой: в транспорте заразы всякой запросто можно нахвататься.

Моя патронесса была со мной честна: "Среди нас шутка есть: "С утра тебя не обхамили — день пропал". И никто не поддержит, когда заяц начинает матом крыть, а то и руки распускать. Поэтому никогда не выходи из себя, не угрожай — еще хуже будет. Да и за пассажиром глаз да глаз нужен. Так научились талончики подделывать и льготные удостоверения — закачаешься!" "Вот смотри, — она достает из кармана лупу, — на обратной стороне талона должны проступать красные цифры, и бумага должна быть тонкая, с голограммой. На удостоверениях смотри, чтобы печать на фотографии обязательно была, а не около нее".

Утро началось с премилой безбилетной парочки, которая, извиняясь, протянула 200 грн. Откуда у меня сдача! Сошлись на том, что выйдем вместе на остановке, разменяем. Но, когда двери открылись, они такого деру дали. Куда там зайцам! Весь салон хохотал. Еще в тот день мы задержали даму лет 45 с пенсионным удостоверением. Напарница сразу прокомментировала: "Ты ничего не доказывай, сразу паспорт проси". Всего за день мы поймали 10 зайцев. По словам тети Кати, негусто. Обычно удается в день около 20 безбилетников засечь. Половина из них платят штраф сходу, чтобы краснеть не пришлось из-за шумихи. Ну а с другой половиной приходится воевать.