На что готовы наши дети ради победы

3 июня 2015, 08:46
Чтобы помочь бойцам, малыши плетут браслеты, продают свои волосы и терпят угрозы боевиков

Детская помощь. На фронте подарки детей становятся для солдат главными спасительными оберегами.

Подрастающее поколение всегда было принято ругать. Однако за них есть и кому заступиться, к примеру, нынешним волонтерам: они хорошо знают, что именно дети и подростки часто становятся инициаторами помощи нашим воинам, находящимся в зоне боевых действий. "Около 90% переданной нами помощи собрано ребятами из разных учебных заведений и их родителями, — говорит запорожский волонтер Елена Ярошенко. — Причем делается это искренне, без давления взрослых. Они с удовольствием слушают истории солдат, рассматривают фотографии с фронта, просят привезти им что-то с передовой, даже осколки от снарядов! Бойцы, приезжающие к нам на побывку, дают им уроки мужества. Очень часто перед поездкой в зону боевых действий мы объезжаем школы. В одной из них учительница попросила нас чуть-чуть задержаться — дети хотели передать свои пожелания солдатам. Из детских уст звучало: "Возвращайтесь живыми!", "Вы победите!". Последним подошел мальчик со словами: "Хочу, чтоб наши победили и я скорее вернулся домой!". И тут же спрятался за учительницу. Ребенок оказался беженцем из Попасной. Он и его семья, как оказалось, принимали самое активное участие в сборе помощи.

В одном из  писем мальчик  просил солдата  прийти к нему на  день рождения.

Дети часто присылают нам письма. В одном из таких была фотография мальчика и рассказ о том, что он беженец из-под Донецка. Он очень хотел, чтобы кто-то из солдат приехал к нему на день рождения. Мы приехали в казарму, где на ротации находилась 55-я артиллерийская бригада, и попросили командировать в школу одного из военнослужащих. Для детей та встреча была неожиданной и очень радостной! Солдат зашел в класс и лично поблагодарил мальчика за письмо. А спустя время тому мальчику позвонил другой солдат и тоже стал благодарить. Поначалу родители мальчика очень испугались, но мы выяснили, что бойцы просто передавали это письмо из рук в руки — для поддержания боевого духа. Еще запомнилась помощь, которую мы передавали от детского танцевального коллектива "Чарівниця". Перебирая очередные посылки, мы наткнулись на пакет, в котором было очень много оберегов ручной работы и огромный флаг, расписанный пожеланиями детей. С ним мы приехали в одну из вновь сформированных бригад зенитчиков — они как раз в одном из боев потеряли свой флаг. Солдаты назвали его талисманом бригады и обещали хранить как зеницу ока.

Реклама

Впрочем, детский патриотизм принимают не все родители. Одна из мам даже прозвала меня "волонтером смерти" и до сих пор пишет обо мне неприятные вещи в соцсетях. Порой мне кажется, что дети намного умнее некоторых взрослых. Мой сын очень помогает мне сегодня тем, что прощает частые отъезды к линии фронта. Хотя первая моя поездка туда далась ему нелегко, но сегодня он гордится своей мамой".

ИВАНО-ФРАНКОВСК: "Нас не запугать, но было неприятно"

Боевики сейчас нередко разыскивают маленьких патриотов Украины через соцсети и присылают им отвратительные письма. Такое пришло и 13-летней Кристине из Ивано-Франковской области. Однажды вместе с остальными детьми на уроке украинского языка она написала письмо на фронт, в котором указала свои фамилию, адрес, школу и хобби. "Я написала солдату, чтобы он нас охранял и чтобы с ним всегда был Бог", — объяснила школьница. Кристина и подумать не могла, что письмо попадет в руки боевиков — они нашли его на оставленных позициях сил АТО. В ответ боевики записали грубое видеообращение. "Твоих якобы защитников мы прикопали недалеко — они вот здесь, рядом лежат", — говорилось в видео, которое прислал Кристине в личном сообщении "Вконтакте" некий парень, в профиле которого страной рождения значится РФ. "Нас не запугать, но было неприятно", — рассказала потом журналистам Кристина. Учителей больше всего возмутило, что мужчина в видео сказал: "Тебя, очевидно, учитель в школе заставил это письмецо написать. Ты плюнь в него и скажи: "Дядя, ты говоришь неправду!". Мама девочки сказала, что гордится своей дочкой. Одноклассники тоже заявили, что продолжат писать солдатам, но не будут оставлять данных о себе.

Реклама

ТЕРНОПОЛЬ: куклы-мотанки и мама по скайпу

Bот уже год мама и папа девятилетней тернопольчанки Ани Мельник воюют на востоке Украины. Все это время девочка живет с бабушкой и дедушкой — к слову, тоже бывшим военным. Аня уже привыкла общаться с родителями по скайпу, в соцсетях и по телефону. За это время малышка стала не по годам серьезной и самостоятельной. "Как-то мы чуть не поссорились из-за того, что Аня решила вечером пройтись по всему подъезду, чтобы собрать деньги на помощь нашей армии, — вспоминает бабушка Ольга Петровна. — Она стояла на своем, пока мы не сдались и не отпустили ее". Вот только отнести деньги волонтерам девочка не смогла — простуженная, она слегла с температурой. Почетную миссию передачи 200 собранных гривен перепоручили дедушке. В благодарность воины "Азова" прислали девочке посылку с игрушками и положили туда чудные рукавички и шапочку.

"Анечка должна была стать крымчанкой: осенью 2014 года ее мама, моя дочь, планировала забрать ее к себе в военную часть под Симферополем (мать Ани работает военным психологом. — Авт.). Уже и украинскую школу нашла, но — увы, — тихонько вздыхает бабушка в момент, пока непоседливая внучка отвлеклась поиграть с котиком. — В марте прошлого года их ОБАГ (отдельная береговая артиллерийская группа. — Авт. ) одной из последних выходила с Крыма. Каждое утро, как только Анюта появлялась в школе, дети обступали ее: "Мама уже вышла из окружения?". Было очень страшно. В последний раз Анюта виделась мамой в начале марта, да и то всего несколько часов: та с сослуживцами привезла в Тернополь "груз 200" с телом их погибшего товарища". "Я за мамой очень скучаю! — говорит девочка. — Мне часто снится, что она меня обнимает и целует. А еще я люблю играть на планшете и мечтаю, что когда вернется мама, мы заведем хомячка и черепашку. И очень хочу увидеть улитку, которую подарили маме. Она во-от такая (разводит руки сантиметров на 20) и живет в аквариуме в части".

Реклама

Анины родители воюют уже год.

Как-то учителя предложили ученикам написать письма нашим воинам. Когда Анечка рассказала об этом бабушке, Ольга Петровна спросила: "А вы не хотите написать в часть твоей мамы?". Через несколько дней малышка попросила файлик. "Оказывается, дети нарисовали целую пачку рисунков и наделали полную сумку кукол-мотанок. В благодарность им батальон передал флаг Украины с автографами бойцов", — продолжает бабушка. "Я нарисовала летящую птичку с вербовой веточкой в клювике, а еще цветы и солнце, — говорит Аня. — Всегда пишу в письмах: "Дорогой солдат! Желаю, чтобы тебя Бог оберегал, и ты возвратился домой с победой!". В классе, где учится Аня, у трех детей отцы были отправлены на Восток. Один из них уже погиб.

ЗАПОРОЖЬЕ: "Чтобы помочь, продала косы"

"Собираясь в очередную поездку, мы как всегда объезжали пункты сбора помощи для бойцов 23-го мотопехотного батальона, — рассказала Елена Ярошенко, хозяйка свадебного салона, которая волей судьбы стала еще и членом комитета волонтеров Запорожской области. — Передавая мне очередную посылку, девочки-волонтеры просили обратить на нее особое внимание. Сказали, что девочка лет 16-ти несла ее, крепко прижав к себе, как огромную ценность. В ту поездку мы комплектовали продукты, и потому, узнав, что в посылке вещи, отложили ее в сторону и наткнулись на нее через неделю. В бережно упакованном пакете лежали балаклава, перчатки, носки, термобелье. Все — очень хорошего качества, не из дешевых, и записка: "Меня зовут Маша, мне 16 лет. Не знала, как могу помочь нашей армии, ведь я еще не работаю. Но, увидев объявление о покупке волос, решила обрезать свои и продать их. Благо они у меня длинные! На вырученные деньги я приобрела теплые вещи для воинов. Огромная просьба передать их на фронт". Записка настолько тронула меня, что я решила во что бы то ни стало разыскать девочку, чтобы боец, получивший от нее помощь, непременно смог Машу отблагодарить. После размещения информации в соцсети мы всем миром таки разыскали ее аккаунт. Маша дала свой номер телефона.

У Маши из Запорожья были красивые длинные волосы ниже пояса.

В процессе поиска выяснилось, что девочка больна аутизмом. Мы не знали степень заболевания, насколько контактен ребенок. Но Маша оказалась очень общительной девушкой и настоящим патриотом. И тут возникла проблема: подопечные нашего батальона собирались на демобилизацию и на дворе уже потеплело, а содержимое пакета больше понадобится тому, кто останется на фронте на следующую зиму. После долгих поисков и раздумий мы остановили свой выбор на некоем Андрее родом из Васильковского района, который собирался после срочной службы подписывать контракт и служить в армии. Убедительно попросили его перезвонить Маше. Потом Андрей признался, что так не смущался, даже когда встречался с девушками. По мере того, как я стала делиться этой историей с друзьями и знакомыми, череда невероятных поступков продолжилась. Наши волонтеры из Голландии, узнав о Маше, купили ей кольцо и хотели переслать еще к Восьмому марта. Сначала они хотели выслать денег, но мы их отговорили, опасаясь, что Маша снова отправит их на нужды военных. Из-за таможенных проблем и множества сопроводительных документов доставка кольца задержалась на месяц. Чтобы его вручить, я пригласила девочку с родителями в офис. Мы устроили небольшой, но очень трогательный праздник. Мария пришла с папой, который опять же передал нам энную сумму, которая пошла на планшет для солдат. Маша всех снова ошарашила, сказав, что если бы была постарше, сама бы пошла на фронт. С тех пор с семьей Маши мы общаемся достаточно часто. А когда Андрей приехал в Запорожье на побывку, мы пригласили в гости его и Машу с мамой. Солдат очень смущался; кроме того, он был очень уставшим — накануне отъезда его ранили. Но в итоге все произошло очень трогательно, Маша и Андрей подружились".

"Сегодня" удалось пообщаться с мамой девочки. Оказалось, патриотка с длинной косой — дочь священника УПЦ МП. Маша, несмотря на свой юный возраст и болезнь, руководит церковным хором, и у нее очень хорошо получается. Учится она в обычной школе на индивидуальном обучении, очень много читает. "С самого начала событий 2013 года Маша не оставалась равнодушной, ходила с братом и отцом на запорожский Майдан, — рассказывает мама Элина Савва. — Новости с кровавыми кадрами разгона студентов и расстрелов мы ей смотреть запрещали — ее здоровье от переживаний значительно ухудшается. Как только в Крым вошли первые БТРы, Маша заявила, что отныне по-русски не разговаривает. Так и есть — с 27 февраля 2014 года она говорит исключительно по-украински. Так что теперь у нас в семье двуязычие: Маша и ее брат Антон говорят по-украински, а мы с мужем — по-русски. С начала войны мы стараемся помочь и беженцам, и раненым, и бойцам. Как-то Маша сказала, что хочет подстричься — у нее были шикарные густые и длинные, ниже талии, волосы, не тронутые ни химической завивкой, ни окрашиваниями. Я не удивилась, ведь подростки склонны экспериментировать. Только посоветовала не оставлять волосы в парикмахерской, а продать их. Сумма получилась неожиданно большой — 830 грн. На вопрос: "Куда ты потратишь деньги?" Маша решительно заявила: "На АТО!" Я переспросила: "Как, все-все?" Она спокойно ответила: "Да, все". Ну, если она что-то решила — спорить бесполезно. На следующее утро Маша с папой пошли на базар, купили вещи и в тот же день отвезли волонтерам. Так они попали к Елене Ярошенко. Когда 23-й батальон возвращался на дембель, я и Маша поехали на площадь их встречать. Я узнала по фото Андрея сразу, Маша — чуть позже. Он был уставший и растроганный. Мы ему подарили цветы и конфеты, приглашали в гости. Домой он к нам так и не пришел, но пригласил Машу в кафе, где встречались волонтеры и бойцы его взвода. Маша была с братом. Солдаты сказали Маше много добрых слов и назвали символом их взвода".

Решение. После захвата Крыма Маша говорит только по-украински.

"Для таких, как Маша, стоит жить"

"Когда узнал, на что решилась девочка, чтобы приобрести нам одежду, мне стало очень неловко, — рассказал "Сегодня" еще один участник истории, Андрей с позывным Фантом. — Я не привык к такому вниманию. Наверное, такое чувство и можно назвать счастьем. Оно до сих пор со мной, как и Машины вещи. Гордость берет за то, что в нашей стране есть люди, способные на такие поступки. Это невероятно облегчает суровую солдатскую жизнь на передовой! Когда узнал телефон девочки, поначалу обрадовался, но потом пожалел — ну что я ей скажу? Несколько дней готовился к разговору, делал какие-то заметки. Когда наконец позвонил ей, понял, что вся подготовка была напрасной — разговор складывался сам собой и продлился ни много ни мало полтора часа! Я расспрашивал о ее жизни, она — обо мне. В Запорожье я даже не знал, что Маша придет на встречу, и когда увидел ее с мамой среди толпы — стал как вкопанный. Спустя несколько дней мы с ребятами организовали встречу для всех, кто помогал нам. Маша с братом тоже пришли (Маша — с балалайкой, Антон — с трубой) и устроили нам небольшой концерт. С тех пор с Машей мы регулярно на связи".

Андрею достался подарок.

ЛЬВОВ: "Не думала, что мой браслет попадет к папе"

Любовь маленькой львовянки Насти Гапоненко преодолела тысячи километров и десятки блокпостов, чтобы на войне стать оберегом для папы.

Все началось с того, что шесть учениц 4-б класса львовской школы №40 подошли к учительнице с вопросом: "Как помочь украинской армии?". После этого 10-летние девочки договорились вязать браслеты из сине-желтых ленточек и продавать их, а вырученные деньги передавать на нужды ВСУ. "За два месяца дети сплели 200 ленточек и заработали 600 грн. Еще немного помогли родители, — рассказывает классный руководитель Оксана Дутчак. — В итоге мы передали 2 тысячи гривен в госпиталь на операцию бойцу Владимиру Пелеху". Через волонтеров дети отправили на передовую еще 800 таких браслетов: девочки плели обереги для бойцов на уроках труда, рисования и по выходным — вместо игр и мультфильмов.

С одним из этих браслетов случилось неожиданное. "Еще до поездки на войну я видел, что Настя плетет сине-желтые браслеты, — говорит Виталий, отец Анастасии Гапоненко. — В середине декабря меня отправили в Луганскую область. Как-то в феврале к нам приехали волонтеры из Львова и доставили подарки от детей из 40-й школы. Я не был уверен, что мне попался именно Настин браслетик, но все равно носил его возле сердца. Честно говоря, во время обстрелов хватался за этот сине-желтый талисман, который придавал мне сил и веры в то, что ничего страшного не случится".

От Насти пребывание папы на войне тщательно скрывали: родные говорили девочке, что отец в командировке в Польше. Правду Настя узнала, лишь когда он выехал за пределы Харьковской области и уже направлялся домой. "Помню, дочь очень сильно плакала, когда узнала все, — говорит отец ребенка. — Мы долго сидели обнявшись, пока слезы не высохли. Когда же стал разбирать вещи, Настя увидела мой талисман и закричала: "Папа! Это же те браслеты, которые мы для бойцов делали!". На следующий день она рассказала об этом всему классу".

"Плести браслеты несложно, а очень увлекательно и полезно, да и нервы успокаивает, — говорит Настя. — Однажды я напутала с прелетением, но мне жалко было все распускать и переделывать. Так браслет и уехал на войну. А когда папа вернулся и показал свой талисман, я сразу признала его по ленточкам и неправильной косичке. Так рада, что браслет помог папе вернуться домой!". "У каждого бойца на войне есть свои обереги, — говорит Виталий. — В основном это фотографии детей и любимых, разные ангелочки, переданные от волонтеров, маленькие иконы и выдержки из Библии".

Папа Виталий и дочь Настя.