На Берлинале в фаворе оказались мусульмане

20 февраля 2011, 17:13
Картина "Надер и Симин разводятся" победила из-за политики, а нашу драму о Чернобыле критики не оценили.

Золотой мишка предсказуемо достался иранскому фильму

Вот и завершился 61-й Берлинский кинофестиваль. Жюри во главе с актрисой Изабеллой Росселлини вручило почти всех главных наградных медведей иранской ленте Асгара Фархади "Надер и Симин разводятся" (лучший фильм, актрисы Сарина Фахради и Сарех Байят и актеры Пейман Моади, Бабак Карими, Али Ашгар Шахбаци). Серебро за режиссуру досталось Ульриху Колеру (драма "Туринский конь" — о том, как старик-инвалид шесть дней боролся за выживание). Самое за-бавное, что победа иранцев стала очередным подтверждением того, что Берлинале — насквозь заполитизированный фестиваль. Ибо "Надер... " осыпали наградами вовсе не потому, что эта картина, повествующая о желании мусульманки развестись с мужем и зажить по-европейски, так уж оригинальна (лента достойная — но не более того). А потому, что таким образом фест высказал свою поддержку другому иранскому режиссеру — Джахару Панахи, который нынче за свои крамольные высказывания в адрес правительства мотает срок в местах не столь отдаленных, хотя должен был быть в жюри кинофеста. Чтобы подчеркнуть свою солидарность с арестантом, в жюри поставили стул для Панахи. Отсюда вывод: на фест стоит вести картины исключительно с политической "горчинкой".

Реклама

Что касается совместной украино-российской картины Александра Мендадзе "В субботу", повествующей о взрыве на Чернобыльской атомной электростанции и поломанных людских судьбах, то ее критики оставили без внимания. И причин тому несколько. Во-первых, в Европе уже и не помнят о Чернобыле, а потому не могут оценить переживания людей — слишком зритель молодой пошел (другое дело, если бы им показали взрыв с размахом и спецэффектами, с массовыми сценами смертей — тогда бы прониклись). Им уже на другом киноязыке надо объяснять, почему партийные шишки все держали в секрете, почему людей не эвакуировали. Сейчас им просто не понять трагических реалий нашей тогдашней жизни. Во-вторых, не близко им и то, что герои картины (Антон Шагин, "Стиляги", и музыкант Вячеслав Петкун) постоянно пьют. Один из журналистов даже в лоб спрашивал у продюсера фильма Александра Роднянского: "Зачем они это делают?". "От безысходности", — последовал ответ. В общем, наша безысходность пришлась Росселлини и компании не по вкусу.

А вообще, большинство кинокритиков сошлись во мнении, что за последние лет 10 нынешний Берлинале — самый скучный. Интересных картин мало, а топовые звезды фест откровенно проигнорировали.

Ирина Зубавина