На "Антонов" идет охота

15 июля 2014, 14:00
Ведущее предприятие авиапрома лихорадит, пишет газета "Сегодня"

Гордость Украині.

За 68-летнюю историю нынешнее государственное предприятие "Антонов" знавало периоды и бурного подъема, и спада. Но коллизии, в какой оказалось сейчас, даже старожилы не припоминают. Есть в авиации подходящий термин — турбулентность. Это когда самолет, угодивший между нисходящим и исходящим потоками воздуха, начинает сильно трясти. Пассажирам в такой болтанке не позавидуешь. Нечто похожее происходит с известной фирмой, основанной знаменитым Олегом Антоновым, пишет газета "Сегодня".

Три с лишним месяца назад лишился должности председателя правления концерна "Антонов" Дмитрий Кива. Своим распоряжением его уволил Кабинет министров. Но сделал это как-то странно, ничем не мотивируя, по-тихому. Официально не уведомили ни Киву, за которым при этом остался статус президента — генерального конструктора ГП "Антонов", ни коллектив. Нового руководителя или исполняющего обязанности главы концерна тоже не назначили. Это вызвало недоумение среди антоновцев. Несмотря на трудности, утверждают они, предприятие работало и работает стабильно, исправно перечисляя налоги в бюджет. Зарплату выплачивают вовремя. То есть, для кадровых ротаций видимых причин вроде и не было. Но вслед за смещением Кивы поползли слухи об угрозе всему предприятию. Дескать, кое-кому оно, как кость в горле, — занимает огромные площади в черте города, которые можно забрать, выстроив на этом месте целый жилой массив многоэтажек и торгово-развлекательных центров.
Бывший глава КГГА Владимир Бондаренко усматривает в наездах на "Антонов" российский след. "Подмять предприятие пытались еще при Януковиче, — говорит он. — Направили человека, из донецких, который начал кампанию по дерибану завода. Были демонтированы стапели, узлы, которые изготавливались раньше здесь, переадресовывались в Россию. После того как этого деятеля все же убрали, Киевский и Харьковский авиазаводы вознамерились объединить с российскими предприятиями, создав некий альянс, решающий голос в котором принадлежал бы не "Антонову". Против выступил Кива. Он занял принципиальную позицию, ориентируясь на Европу и евростандарты. Нашлись силы, которым это не понравилось. Они лоббируют увольнение Дмитрия Семеновича и назначение на его место откровенно пророссийски настроенного руководителя. Не думаю, что коллектив воспримет такого. Я был против увольнения Кивы".

Реклама

Версию российского следа поддерживает и эксперт в сфере международного права Роман Марченко: "Пока живо ОКБ "Антонов", все вопросы, связанные с разработкой, выпуском, эксплуатацией, ремонтом самолетов "Ан", находятся в его компетенции, — говорит он. — В России огромное количество машин этого семейства. Россияне кровно заинтересованы в том, чтобы получить право самостоятельно и единолично осуществлять сопровождение этих воздушных судов. Нужен ли им конкурент, нетрудно догадаться".

Президент — генконструктор АО "Мотор-Сич" Вячеслав Богуслаев — считает иначе: "Концерн "Антонов" должен быть лидером и примером для других отраслей, но таковым, к сожалению, не является. За четыре года не выпущено ни одного самолета (по данным ГП — только в прошлом году выпущено три машины. — Ред.)! То, что кубинцы получили Ан-158, заслуга не антоновцев, а их российских партнеров из фирмы "Ильюшин Финанс". Кива хороший авиаконструктор, и в этом качестве может работать дальше. Но как глава концерна себя не оправдал. Я его не раз критиковал. Надо искать замену".

Справка

Реклама

В 2013 году на мощностях ГП "Антонов" было собрано всего три самолета Ан-158. Они пошли на экспорт, пополнив парк кубинской авиакомпании. В 2014-м планируется собрать 12 пассажирских Ан-148/158. В перспективе – транспортный Ан-178Т. По данным аналитиков, портфель заказов предприятия составляет более $1 млрд. Виталий Кличко, который недавно посетил сборочные цеха предприятия, обещал поддержать трудовой коллектив, назвав "Антонов" гордостью Украины.

ЗА И ПРОТИВ: НЕДРУГИ, БРЕНД И ПИАР

Сергей Трошин, заслуженный летчик-испытатель:

Реклама

— Реализовывать придуманный нашими недругами сценарий достаточно легко в нынешнее трудное для Украины время. Кто-то раскачивает лодку, совершенно не заботясь о последствиях. А ведь это может привести к тому, что останутся без работы тысячи высококлассных специалистов, и не только нашего предприятия. Если у людей нет перспективы, и коллектив лихорадит, они уволятся. Недавно ушло несколько ведущих специалистов. Такого, чтобы зарплату перестали платить, нет. Стараемся работать в прежнем режиме. Но нервозность чувствуется.

Константин П., ветеран предприятия "Антонов":

— На мой взгляд, у нашего руководства чересчур много пиара и мало результатов. Правительству направлялись предложения и программы развития авиапрома — как об стенку горохом. Россия разработала свою стратегию, которая хоть и с большими затратами и задержками, выполняется. А в Украине госчиновники работают по принципу: "После нас хоть трава не расти". Военно-транспортный Ан-70 разработали еще в 1980-х. Пока Кива рассказывал о его светлых перспективах, обещая построить сначала в 2006-м, затем в 2007-м и так далее, россияне наладили выпуск Ил-476, китайцы сделали похожий, а Европа уже серийно строит А-400М.

Борис Колесников, народный депутат, экс-министр инфраструктуры:

— Самый главный козырь антоновцев — транспортные самолеты. По целому ряду показателей они признаны непререкаемыми лидерами на мировом авиарынке. Хотя это и не характерно для стран бывшего СССР. И тогда, и сейчас утверждаю: "Антонов" — это бренд, и им надо дорожить. Что же касается пассажирских лайнеров с логотипом "Ан", тут речь идет, в основном, о 148-м и 158-м, способных взлетать и садиться в сложных условиях, причем и на грунтовых аэродромах. Эти машины имеют хорошие перспективы в странах СНГ и Латинской Америки. Нужно активнее использовать их преимущества. Рынок региональных самолетов довольно специфический, волнообразный. И надо избавляться от девиза советского авиапрома, когда все хотели делать сами. Мир давно работает в тесной международной кооперации. Мы и с Дмитрием Кивой говорили, что, наряду с двигателями "Мотор-Сичи", можно ставить экономичные силовые агрегаты западных производителей. Но тогда и проектировать самолеты антоновцы должны под них.

Конечно, разрушать – не строить. Наверное, можно и государственное предприятие "Антонов" по миру пустить, соорудив на его мес­те торгово-развлекательные цент­ры. Но разрушив производство, которое создавалось и развивалось десятилетиями, лишив специалистов работы, мы и отрасль окончательно добьем, и людям не дадим возможность что-то в тех торговых центрах покупать.

Вообще лично я бы не стал безучастно наблюдать, как погибает некогда ведущее предприятие, и защитил Киву. Дмитрий Семенович прекрасный специалист. Ему б еще маркетингом заняться, и результаты непременно дадут о себе знать...

Роман Марченко, адвокат:

— Перед тем как самоликвидироваться и слиться с другим министерством, Минпромполитики решило сделать последний дембельский аккорд и попыталось незаконно уволить Киву. Контракт с руководителем такого уровня должен расторгать министр. Но министра сегодня нет, а приказ, который никто не видел, и он не был доведен ни до Кивы, ни до коллектива, подписал замминистра Александр Каленков (на просьбу газеты "Сегодня" прокомментировать кадровое решение не ответил. — Ред.) Разрывать контракт следовало по согласованию с КГГА, а там были против такого решения. Перечень нарушений можно продолжить. Все они будут оспорены в судебном порядке. Есть несколько групп влияния, заинтересованных в том, чтобы от предприятия "Антонов" осталось одно название. Это и представители прошлой украинской власти, и так сказать, конкуренты извне. Они пытаются воспользоваться нынешней "революционной" неразберихой, чтобы под шумок развалить коллектив, отчекрыжив от предприятия какие-то лакомые куски и присвоив. Да и компания "Авиалинии Антонова", за счет которой предприятие пока еще чувствует себя уверенно, для большого бизнеса очень привлекательна.

"ПРОКУРОР СКАЗАЛ: "РАБОТАЙТЕ"

Президент — генеральный конструктор ГП "Антонов" — о своем увольнении с поста главы концерна, почему его уже пять лет охраняет "Грифон", и о том, уедет ли из Украины, если додавят.

Дмитрий Кива на фирме — без малого полвека. У Олега Антонова был заместителем, у Петра Балабуева — первым замом. Генконструктором ГП "Антонов" стал в 2006 году. С 2008-го — председатель правления одноименного концерна, куда вошли четыре предприятия (бывшие АНТК и завод "Авиант", завод 410 гражданской авиации и Харьковское авиапредприятие).

— Так вы теперь кто, Дмитрий Семенович?

— Президент — генеральный конструктор ГП "Антонов". Работаю. Приказа о своем увольнении не видел и не расписывался под ним. Сказали, что издан он Минпромполитики, но это министерство ликвидировано (премьер Арсений Яценюк объявил о его слиянии с Минэкономразвития и торговли). Если я уволен, то должен был кому-то передать дела. Но не передавал их, так как не знаю кому. Посоветовался с прокурором, как быть дальше. Тот сказал: работайте как работали, закон на вашей стороне.

— Ни из Кабмина, ни из министерства так и не звонили?

— Абсолютно. За свою должность не держусь. Можно было на все махнуть рукой и уйти. Но за мной коллектив. Все-таки 13,5 тыс. работников. Ведущее в СНГ опытно-конструкторское бюро — крупнее даже в России нет... Мы не сидим у государства на шее, не выпрашиваем у него деньги — сами зарабатываем. Создаем самолеты. Да, не сотнями, как когда-то, но и не прозябаем. Работает авиакомпания "Авиалинии Антонова". Сотрудничаем со многими партнерами.

— Попытки вас сместить были давно...

— Еще при прежней власти намекали: мол, надо встретиться, и проблемы в два счета решатся. Не хотелось бы называть фамилии.

— Почему?

— Ну я же хоть с охраной хожу...

— У вас охрана?

— Помните историю с нападением на меня?

— Конечно, мы писали о нем. Тогда, пять с лишним лет назад, вы ограничились несколькими словами. Напали, нанесли несколько ударов, забрали портфель...

— С тех пор меня охраняет милицейский "Грифон".

— Значит, не просто хулиганы орудовали?

— Когда к нам присоединяли "Авиант", на совещании у премьера (тогда им была Юлия Тимошенко), я заявил, что Киевский и Харьковский авиазаводы разворовали, а виновных нет. У каждого завода образовались долги не менее 2 млрд грн. И это еще в ценах 2009 года. А днем позже — нападение. О нем напоминает вот этот шрам на лбу и след от удара на руке. Один из трех преступников пытался зарубить чем-то похожим на палаш. Никого не нашли...

— На предприятии бывали представители и прежней, и уже нынешней власти...

— У многих, кто был настроен против нашего предприятия и против меня, мнение менялось после того, как они осмотрели цеха, лаборатории, пообщались с людьми, оценили возможности. Меня спрашивают: почему вы работали с Тимошенко, Азаровым? А как, возглавляя государственное предприятие, быть в оппозиции к власти и премьеру, ее представителю? Тогда нужно уходить и воевать с ними. Но у меня, повторяю, был и есть коллектив. И любимая профессия, которой отдано без малого 50 лет.

— И все-таки — назовите фамилии тех, кто хочет развалить "Антонов"...

— Да некогда разбираться, кому и сколько занесли, чтобы от фирмы ничего не осталось...

— Как-то подозрительно события вокруг ГП "Антонов" совпали с агрессией РФ против Украины...

— У нас немало совместных проектов с россиянами. С тем же Воронежским авиазаводом, например. Кооперация продолжается, поставки идут. Мы крылья делаем для Ан-148 в Воронеже и часть агрегатов. Работаем и с Кубой, Ираном, Турцией, Китаем, Индией, Саудовской Аравией, другими зарубежными партнерами.

— А свои недовольные есть?

— Работа есть работа, случается всякое. И в коллективе есть те, кого не устраиваю. Но в большинстве люди все-таки поддерживают, грешить не буду. Возможно, кто-то из украинских партнеров старается подставить. Но догадка — не доказательство.

— У СБУ, Генпрокуратуры к вам тоже претензии были!

— Возбуждались дела, назначались проверки — по заводу "Авиант", "Авиалиниям Антонова". Предлоги совершенно надуманные. Якобы дивиденды, которые получала авиакомпания, шли в бюджет ГП, а не в казну. Но ведь "Антонов" — не частное, а государственное предприятие. Если считают, что должны перечислять деньги в бюджет — пусть официально уведомят. Мы их не прячем, налево не пускаем. Нет, говорят контролеры, это нарушение. Ну нельзя так. Ничем это не закончилось. Хотя нервы потрепали.

— И чем все закончится?

— Я по натуре оптимист. Думаю, нас в конце концов оставят в покое. "Антонов" — гордость страны. Нельзя об этом забывать.

— А додавят в Украине — уедете?

— Уже трижды предлагали. Отец покойный родом из Золотоноши, погиб в Великую Отечественную в Польше. Мама — из-под Харькова. Сам родился в России. Только корни мои в Украине. Значит, и мне на этой земле жить. Но никого ни о чем просить не буду...

САЛОН: НОВИНКА ДЛЯ ФАРНБОРО

Сегодня, 14 июля, в Великобритании открывается авиасалон "Фарнборо-2014". Антоновцы представят на нем новый военно-транспортный самолет Ан-178Т. Правда, в макете. Как рассказали газете "Сегодня" его создатели, изготовлен только фюзеляж первого экземпляра: "Хотели уже в этом году поднять машину, но подводят двигателисты, и надеемся, взлетит в следующем. Нам не надо помогать, лишь бы палки в колеса не ставили". Делегацию возглавит Дмитрий Кива. (Попутно заметим: россиянам, которые также традиционно демонстрировали достижения своего авиапрома, в этот раз британские власти отказали и в приглашениях, и в визах, мотивировав последними событиями на границе с Украиной).

С просьбой разъяснить позицию относительно ГП "Антонов" и его руководителя мы направили редакционный запрос в Минэкономразвития. Несмотря на предусмотренный законом о доступе к публичной информации срок, ответа из пресс-службы ведомства не дождались.

Источник в КМУ на условиях анонимности такое молчание объяснил лаконично: "Наломали дров одни, расхлебывают другие, а людям ничего не объясняют, потому что сейчас не до того".

"Вопросов по Дмитрию Киве и предприятию "Антонов" в настоящий момент у нас нет, — сообщили в прокуратуре Центрального региона по надзору за соблюдением законов в военной сфере ГПУ. — Подозрение в совершении преступления никому из руководства не объявлялось".

Газета "Сегодня" будет отслеживать дальнейший ход событий. Пока турбулентность не привела в крутое пике, находить выход из которого будет намного труднее.