Мы доказали, что украинцы лучшие

11 июня 2007, 12:45
Успех Украины на Биеннале-2007 обусловил хороший пиар-яркие работы, роскошный дворец и именитые гости.

Фото С.Даценко

Уже в четвертый раз подряд Украина пытается рассказать миру о себе не только в жанре политического памфлета или социальной сатиры, но и самым безобидным и эффективным образом – презентуя достижения в области современного искусства. На минувшей неделе центром современного искусства стала Венеция. В рамках недели превью один за другим открывались павильоны, их представляли журналистам. Вчера же крупнейшая международная выставка Биеннале-52 в Венеции официально открылась для широкой публики – до 21 ноября. И надо сказать, мы выглядим весьма эффектно.

Вице-премьер и министр культуры Италии Рутелли заявил, что украинский павильон входит в тройку лучших (а участие в Биеннале принимает, на минуточку, 76 стран). А наш вице-премьер Дмитрий Табачник на открытии добавил, что "государственный патронат в сочетании с частной инициативой дал прекрасные плоды". Это правда. Инвестированный Виктором Пинчуком миллион евро позволил успешно обойти все подводные рифы.

Реклама

Скажем, советский павильон в свое время благополучно успела захватить Россия? Отлично: Украина арендует великолепное палаццо Пападопули 16-го века, где наши работы выглядят особенно эффектно (как выразился один из журналистов украинского пула, "наш павильон – самый понтовый и буржуазный"). Проблемы с концепцией? Только не у нас: название давнего фильма Довженко "Поэма о внутреннем море" дает простор для демонстрации украинской специфики. Не случайно один из слоганов нашей экспозиции – "Ми – українці. Що ще?" с работы Марка Тичнера.

В отличие от других павильонов, украинский был, пожалуй, наиболее реалистичным, и все ассоциации были абсолютно понятны: сумочка Луи Вюиттона горит в старинном камине, модели соседствуют с бомжами, а заводской интерьер откровенно назван "адом".
Вечером на вечеринку в честь открытия украинского павильона ломилась, кажется, вся Венеция. Уже после двух часов ночи гости разъезжались на катерах.

ВИПЫ

Реклама

Элтон Джон стал почетным гостем вечеринки. После просмотра экспозиции (которой, как говорят, был очень впечатлен) он, стараясь не привлекать к себе излишнего внимания, сидел за одним из столиков, ел-пил и общался без всякого эпатажа, обычно присущего его имиджу. Гости ответственно отнеслись к просьбе не фотографировать певца и старательно вели себя как ни в чем не бывало, а потом, кажется, и вовсе забыли о его присутствии. Незадолго до завершения парти Элтон Джон уехал на катере. Напомним, что буквально через неделю он даст концерт в Киеве.

Отличным пиар-ходом для украинского павильона стали вип-посетители. После того, как выставку осмотрел Джордж Сорос, именитые зрители так и повалили. Так, Виталий Кличко с супругой привлекали внимание и к себе, и к украинскому павильону. Говорят, что на закрытой презентации была и Бьорк, но даже организаторы этого не подтвердили. Из украинцев, поддержавших "отечественного производителя", были замечены художник Илья Чичкан и дуэт "Алиби". Первый советский галерист Марат Гельман и куратор российского павильона Ольга Свиблова не скрывали, что наша экспозиция производит очень достойное впечатление.

Палаццо Пападопули – особая удача украинской делегации. Его владелица, принцесса Савойская Бьянка – большая ценительница украинского искусства. Ее дворец 16-го века на время Биеннале-52 превратился в украинский павильон. Это стало вызовом, который кураторы выдержали с честью: вписав современное искусство в роскошные старинные интерьеры.

Реклама

Восемь художников на свой лад демонстрировали общественности, что же такое Украина. Четверо – украинцы (правда, не живущие в стране), четверо – иностранцы, искавшие ответ "извне". Единственным, кто увязал свою работу с "морским" концептом был чикагский дизайнер Dzine, представивший огромную лодку на колесах – первое, что видели посетители.

ЧТО У ДРУГИХ?

Популярность и престижность Биеннале в мире невозможно описать. Что характерно, попасть туда стремятся как профессионалы, так и вполне рядовые зрители. Кажется, у каждого второго прохожего на плече — фирменная сумка для каталогов из пресс-центра Биеннале. Выставочные павильоны разных стран в основном сосредоточены в двух точках — в огромном парке Джардини и не менее огромном ангаре бывших оружейных складов Арсенале.

Обойти все физически сложно, очереди в залы напоминают "мавзолейные". В этом году заметен явный крен в сторону "видео" — разнообразные движущиеся объекты, много аудио, имитаций под съемку и показов "в реальном времени". Объевшийся "чистым искусством" мир вернулся к социальным темам: в японском павильоне создателями картин были сами посетители, рисовавшие абстракции на камнях хиросимского метрополитена, в американском буквально притягивал огромный коллаж из маленьких портретов погибших на войне "неучтенных" американских и иракских солдат...

Самой большой популярностью пользовались павильоны Франции и Великобритании, большой интерес привлекли впервые принимавшие участие в Биеннале Грузия, Африка и Турция. Подробнее об этом "Сегодня" расскажет в ближайших номерах.

Смотрите также: ФОТОРЕПОРТАЖ Венецианское Биеннале-2007