Музей в Боливии состоит из харьковских картин

2 декабря 2008, 17:41
Харьковский художник Евгений Светличный уже больше десяти лет выставляет свои работы не только в родном городе, но и в Риге, в Москве, Лиссабоне и Барселоне.

А в столице Боливии даже имеется целая музейная экспозиция его работ. Готовя очередную выставку, он каждый раз меняет и собственную внешность: то отращивает бороду, то замысловато подстригается, то отращивает длинные волосы, то надевает эпатажный костюм.

Выскочить за рамки советской школы соцреализма Евгений Светличный попытался еще будучи студентом Киевского художественного института: "Профессиональная база была достаточно вышколенная, но рядом же был запад: Пикассо, Матисс! — вспоминает Евгений. — Мы с приятелем, Лешей Левченко, на 90-летие Пабло Пикассо решили отправить ему поздравительную телеграмму. На Главпочтамте на нас смотрели минут двадцать, но телеграмму все-таки приняли. На следующий день нас вызвали в Первый отдел КГБ и спросили: "Что вы себе позволяете?". Мы ответили: "Пабло Пикассо — лауреат Ленинской премии. Мы что, не можем его поздравить?" — нам сказали: "Конечно, нет! Он же формалист!".

Реклама

ПЕРЕСТРОЙКА. С началом перестройки наконец-то появилась возможность работать свободно, и Светличный тут же поспешил этим воспользоваться. С тем же приятелем, который тогда уже работал художником на киностудии имени Довженко, он создает проект совместной выставки молодых художников Харькова и мастеров киностудии. Идея была собрать художников-авангардистов, чьи картины в Союзе не пускали ни в одну галерею. С этим предложением друзья отправились прямо к Первому секретарю ЦК ВЛКСМ Петру Симоненко (нынешнему лидеру коммунистической партии), который, одобрив идею, тут же спустил директиву своим харьковским подчиненным. "На деле комсомольцы оказались весьма ленивыми, — вспоминает Евгений. — Нам тогда пришлось самим все организовывать. Выставку готовили около года. Некоторые "запрещенные" художники даже растерялись от неожиданно свалившейся на них свободы, а другим, как оказалось, нечего даже было показать — все силы они растратили на диссидентские страдания. Но те, кто смог тогда ярко о себе заявить, и сейчас активно работают".

КОРОТИЧ. Эта выставка в 1987 году произвела в Харькове настоящий фурор. Для экспозиций были выделены два помещения — Дворец Студентов и часть залов Художественного музея, где выставлялось более двухсот картин: "Никогда раньше харьковчане в таком количестве не посещали выставки. Очереди стояли прямо на улице, как у Мавзолея. На обсуждении актовый зал Дворца Студентов был забит до отказа. Это был настоящий прорыв, революция!".

Выставку посмотреть приехал и тогдашний редактор "Огонька" Виталий Коротич. Рассказывают, что одна из картин ему настолько понравилась, что он захотел ее приобрести. Коллеги тут же начали просить автора подарить работу известному журналисту. Тот ни в какую — пускай, мол, купит. И цену назначил — $300. По тем временам это была немыслимая сумма, и Коротич от покупки отказался.

Реклама

ПУТЕШЕСТВЕННИК. С серией своих полотен Евгений объездил уже полмира. Сначала поехал в Ригу. Там его заметила владелица местного художественного салона. Бизнес-леди предложила художнику работу в Юрмале, потом организовала его экспозицию в Москве, потом половина его работ уехала в Испанию — так у Светличного появилась выставка в Барселоне.

Некоторые свои выставки — например, в Боливии — сам художник видел только на фотографиях, поскольку... боится летать самолетами. Между тем, в этой стране есть целый музей, коллекция которого состоит исключительно из работ Светличного. Существование своеобразного "личного музея" на другом континенте сам харьковчанин считает лишь забавным случаем биографии, а не собственным достижением. Ведь достижение — это остановка, а у него все еще впереди. Недавно цикл работ Светличного под названием "Большая рукописная книга" (около сорока двухметровых холстов) был выкуплен португальцами для экспозиции в одной из центральных галерей Лиссабона.

КАРТИНЫ ИЗ ШВЕЙЦАРИИ ПЕРЕЕХАЛИ В БОЛИВИЮ
Часть работ Светличного в начале 90-х приобрели ценители живописи из Швейцарии. Картины так понравились коллекционерам, что они несколько раз приезжали к художнику в Харьков — специально за новыми работами. Эти нечаянные покупатели помогли Светличному пережить финансовый кризис 90-х. Вскоре собрание его работ переехало из Швейцарии в Боливию, где поселились коллекционеры. Теперь в столице Боливии есть целый музей из картин Светличного.

Реклама

Александра Драчева