"Мертвым душам" Гоголя 170 лет: второй том "хорошо горел, быстро"

8 июня 2012, 14:35
Николай Гоголь сжег рукопись второй части романа по ошибке.

"Мертвые души" Гоголя

Роман "Мертвые души" нынче отмечает 170-летний юбилей — первый том был издан в 1842 году. Известно, что Гоголь настолько втянулся в работу над "Мертвыми душами", что решил уподобиться Данте Алигьери и превратить роман в трехтомник. И даже успел написать второй том, рукопись которого в больном бреду потом "скормил" печке.

Читайте также "Мертвые души": идею романа Гоголю подарил Пушкин

Реклама

О том, что у Гоголя были капитальные проблемы с психикой, слышали многие. Слишком впечатлительный, слишком нервный и ранимый. Но тогдашние врачи цинично плевали на его душевный разлад и ставили свой суровый диагноз: "Катар кишок" и рекомендовали писателю спиртные натирания живота, лавровишневую воду (приготовляется из семени лавровых ягод) и ревенные пилюли. Увы, писатель не внял голосу эскулапов и ударился в религию. Полностью отказался от еды — мол, пост у меня. И только молился. И не спал. Допостился Николай Васильевич до такой степени, что его всего шатало, а кожа приобрела вид качественной белой финской бумаги. Но даже это его не остановило. Солидно потерявший в весе, Гоголь умудрился выбраться на всенощную, которую служили в доме его друга. Вернувшись с нее, он позвал мальчика-слугу Семена. Крестясь на каждом шагу, он дошкандыбал до печки, открыл заслонку и попросил Семена принести из шкафа портфель, в котором и лежала рукопись второго тома. Его-то писатель и отдал на прокорм всепоглощающему огню. Как потом вспоминал о злополучном томе перепуганный слуга: "Хорошо так горел, быстро".

На следующее утро наступило что-то вроде просветления, а вместе с ним и раскаяние: "Вообразите, как силен злой дух, — переживал Гоголь, — я хотел сжечь бумаги давно на то определенные, а сжег главы "Мертвых душ", которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти".

То, что он покончил с книгой по ошибке, подтверждает и тот факт, что Николай Васильевич при этом не уничтожил всю вторую часть, "запамятовав" в книжном шкафу рукопись с четырьмя первыми и одной из финальных глав поэмы.

Реклама

После экзекуции над сиквелом "Душ" и временного непродолжительного улучшения писатель окончательно скатился в пучину депрессии и болезни. Он перестал мыться, причесываться. Отказался ото всех лекарств, рыкнув напоследок: "Ох, не мучайте же меня". Успел даже распорядиться финансами: часть отдал друзьям, а другую — "вгрохал" на покупку церковных свечей, чтобы "их ставили, а они красиво горели за упокой моей души". После чего расслабился, перекрестился и с блаженной улыбкой и словами на устах: "Как же сладко умирать", ушел в лучший из миров. Случилось это 21 января 1852 года — через 9 дней после сожжения второго тома "Мертвых душ".

Читайте также "Мертвым душам" Гоголя 170 лет: экранизации романа

170 лет "Мертвым душам" Гоголя: книжные герои стали фарфором