Макс Фрай: о волшебстве, которое происходило на Майдане

14 апреля 2014, 15:03
Цитаты известного фантаста о событиях в Украине и их влиянии на человеческие души

Долгое время бытовало мнение, что под именем "Макс Фрай" пишет голубоглазый негр. На самом деле, негр оказался женщиной с обаятельной улыбкой. Фото: max-frei.net

Когда-то "Сегодня" уже собирала мнения российских писателей о ситуации в Украине. Очень многие из этих высказываний были резкими. Они долго смущали умы украинских поклонников. Среди любителей фантастики даже прошел флешмоб, в рамках которого читатели возвращали Сергею Лукьяненко его книги, отправляя их по почте.  В том же материале мы упоминали и цитировали Светлану Мартынчик, более известную, как Макс Фрай.

Справка:

Реклама

"Под псевдонимом Макс Фрай пишет талантливый и непредсказуемый художник Светлана Мартынчик (г. р. 1965). Прозаик, публицист, критик, беллетрист. Автор ряда литературных проектов, в числе которых цикл фантастических бестселлеров, большой цикл эссе о литературе и искусстве, популярный словарь-справочник "Азбука современного искусства", тематические литературные антологии, составленные из произведений классиков мировой литературы и современных российских авторов. Иногда псевдоним используется для создания совместных литературных проектов художников Светланы Мартынчик и Игоря Степина. Количество книг написанных и составленных Максом Фраем уже перевалило за шестой десяток" - официальный сайт писателя.

Писатель рассматривала события, происходившие в Украине осенью и зимой с морально-этической и духовной точки зрения. Она не писала о фактах, не высказывала мнения касательно действий конкретных политических сил. Она размышляла о том, как влияют события на человеческие души.

Ниже собраны цитаты из личного блога Светланы.

Реклама

"…там, в Киеве, люди расколдовывают землю, на территории которой мне пришлось родиться. И ведь расколдуют небось. Теперь уже процесс назад не повернет, самое худшее – замедлится. Да и то вряд ли.

Я знаю, о чем говорю, я сейчас живу на такой же расколдованной земле. Что бы ни происходило в нынешней Литве, как бы сложно ни жилось здесь многим людям, а это теперь расколдованная, освобожденная от зла территория. Это очень чувствуется. Жить на такой расколдованной земле – все равно что находиться рядом с человеком, которому недавно отменили страшный диагноз. Он еще физически слаб, многого не может, но жизни в нем больше, чем в сотне здоровяков. Самой что ни на есть качественной жизни, только что победившей смерть.

С землей (страной, территорией) – то же самое…"

Реклама

"Главная беда с СССР была такая: для выживания в этих условиях требовалась скотская покорность. Как минимум – притворная демонстрация скотской покорности в определенные моменты."

"Потому что на самом деле религии затем и нужны: напоминать человеку о его бессмертии простым и понятным языком."

"Мне вообще кажется, что события на Украине были адресованы как бы всему миру. Что сколько-нибудь лет спустя мы все (ну или некоторые из нас) доживем до некоторого важного качественного изменения, оглянемся назад и задним числом поймем, с чего все началось. Ну или не поймем, если останемся дураками."

"… политики остаются политиками. И пока одни разбегаются по щелям, как тараканы на коммунальной кухне после щелчка выключателя, другие будут делить освободившиеся места, толкаться локтями у кормушек и проделывать прочее "хочешь жить, умей вертеться". Опять же, не потому что они какие-то особенно "плохие", а потому что именно такие навыки позволяют людям пробиться в этой сфере деятельности в данном месте, в настоящее время. Даже если выписать из какой-нибудь небесной Швейцарии совершенных сферических политиков в вакууме с удобным интерфейсом и заполнить ими Верховную Раду, разочарование будет неизбежно. Потому что вообще никакая власть не стоит принесенных жертв. А уж тем более, власть, овеществленная в живых людях, пришедших на свои места в определенных условиях и с соблюдением определенных правил."

"К сожалению, война, объявленная Украине, объявлена не то чтобы именно Украине.

Это война мертвого против живого. Небытия против сознания. Война за право обращаться с людьми как со скотом. Война с будущим, которое уже наступило, просто очень фрагментарно, на некотрых участках невооруженным глазом не разглядишь."

"Если долго жить так, как будто Бога нет, Его и не будет – лично для вас.

Если долго жить так, будто Бог – злобный орангутанг с дубиной, Он таким и будет – лично для вас опять же.

Подчеркиваю: не "верить", не "утверждать", не "думать", а жить так, как. Персональная концепция Бога создается только делами, поступками и прочей линией жизни. Теоретические суждения не учитываются вообще.

Пресловутая свобода воли, о которой так любят порассуждать на досуге все подряд, дана нам именно в таком виде."

"Выбирая, чему/кому верить, человек на самом деле выбирает для себя тот вариант реальности, который ему проще принять.

В случае с той же Украиной сторонние наблюдатели стояли перед совсем простым выбором. Не политическим. Не нравствено-этическим даже.

Сформулируем проще: выбор делался между утверждениями: "люди объединились, переступили через страх и изменили свою жизнь" и "все куплено, все продались, торжествует злобный фашизм".

Дело не в том, что фальсификаторы из телевизора так уж хорошо поработали. Самый сильный аргумент – тот, которому заранее хотят поверить.

Очень много людей заранее выбрали поверить в ад – не то чтобы со зла, а как в более понятную и привычную концепцию."

"В художественной литературе душа обычно продается за всякие приятные бонусы. Деньги, власть, младые девы и все в таком роде.

Понимаете, чуваки. Художественная литература обманывает нас. Души покупаются много дешевле. За одно только сомнительное удовольствие сохранить привычную картину мира, сколь бы мрачной и унылой она ни была. Вернее, за неосознанное желание, чтобы твоя унылая картина мира стала правдой для всех. Чтобы никто от нее не отвертелся. А то ишь развели романтику."