Львовянин Тарас "лечит" боевой дух однополчан игрой на кобзе

26 сентября 2015, 15:00
Кобзарь: "Из-за бандуры меня принимают за снайпера"

Тарас Грывул: "Только на войне понял, какую огромную роль в моей жизни играет музыка и бандура"

Если я приезжаю в новое подразделение с небольшим концертом, меня чаще всего принимают за снайпера, — рассказывает солдат-бандурист Тарас Грывул, заместитель командира минометной батареи по работе с личным составом 53-й механизированной бригады. — Оно и неудивительно, ведь бандура — инструмент очень большой, к тому же чехол к нему черного цвета. Война есть война. Видят солдата с большим чехлом — значит, снайпер, ну или на худой конец представитель подразделения РЭБ (радиоэлектронной борьбы). Не раз обращались с предложениями "поработать по особо опасным врагам" и заняться прослушкой". 

Пообщаться с Тарасом — задача непростая, ведь он служит в местах боевых действий. Поэтому мы договорились: когда будет возможность хотя бы включить телефон, он будет отвечать на вопросы. В итоге общались больше недели по 10—15 минут в день; каждый раз диалог прерывался фразой: "Все, не могу говорить, по нам работают "Грады"...". "Берегите себя!", — говорил я Тарасу в надежде вскоре снова услышать его голос. Вот такими "мелкими перебежками" удалось узнать немало интересного о жизни уже известного в своих кругах военного бандуриста.

Реклама

БОЕВАЯ ПОДРУГА. В августе исполнился год, как Тарас служит на Донбассе. "Сначала бандуру оставил дома, — говорит солдат. — Жизнь в блиндаже из-за влажности и работы буржуйки для бандуры и струн опасны даже больше, чем осколки и пули. Хотя, не скрою, расставаться с любимым инструментом было непросто. Да и времени на сборы и раздумья было немного. Но через полгода, весной 2015-го, понял, что больше не могу без своего инструмента. Тут, на войне, я четко осознал, какое место в моей жизни занимают бандура и музыка. Потому по моей просьбе бандуру привезли волонтеры своим транспортом, минуя опасные блокпосты. С появлением инструмента я из простого военного превратился в военнослужащего-бандуриста с кобзарскими специфическими обязанностями".

ОБЯЗАННОСТИ КОБЗАРЯ. С тех пор Тарас стал инициатором музыкального досуга однополчан. "Не только ребятам, но и мне самому так легче восстанавливать душевное равновесие, — говорит музыкант. — Друзья в шутку называют мою игру сеансом психотерапии, после которой становится легче и чуть-чуть веселей. Кроме того, репертуар бандуристов во все времена был специфичен. Я вообще считаю, что бандура — инструмент военный. Что на ней играют? Народные исторические песни, которые рассказывают о войнах и битвах, о долге, чести, совести, походах и смерти. Все это очень созвучно с нынешней ситуацией, в которой оказались военнослужащие: трудности, враги, смерть друга, который был рядом... Когда я начинаю играть, мы с ребятами в настоящем смысле слова ощущаем себя потомками славных дедов. Вот она, связь поколений! Она нас хранит, помогает защищать свою землю и даже успокаивает. Ведь войны были и 100, и 500 лет назад, просто нам выпал шанс ощутить все на себе, на своем опыте. Кроме смысловой нагрузки — советов для многих жизненных ситуаций — в кобзарских песнях "зашито" понимание песни перед боем. Процесс пения под бандуру — это своеобразная медитация, настраивание на войну. Это было характерно для наших предков, это актуально и сейчас. К нам не так часто приезжают музыканты с концертами, как хотелось бы. Да и цель их музыки больше развлекательная, для поддержки и поднятия настроения. А "кобзаревание" действует на солдат глубже и позитивнее. Я бы сказал, что игра на бандуре помогает понять глубину воинского духа, сказать себе: "Я — воин". Конечно, понимают это не все и не сразу, но те, кто понял, воспринимают бандуру как лекарство для восстановления внутренних сил".

Реклама

На посту. Однажды зимой Тарасу пришлось спать с бандурой в обнимку, ведь для инструмента нет ничего страшнее низких температур.

МИСТИКА КОБЗЫ И ПЛАНЫ

"То, что бандура для кобзаря — спутница жизни, я ощутил сам в полной мере, — говорит Тарас Грывул. — Помню, как-то переезжали на новое место при минусовой температуре. Не успевали приготовить новые блиндажи и заночевали в жуткой тесноте при нуле градусов. Там и людям едва места хватало, а тут еще и инструмент. Для которого к тому же такая температура очень опасна. Что делать? Пришлось бандуру прятать в спальник и спать в обнимку, согревая своим теплом. Очень романтично!

Реклама

А как-то произошел и просто мистический случай. Однажды я заехал в подразделение, где служат мои знакомые. Было это довольно далеко от передовой, в базовом лагере. Вечером мы собрались возле костра с песнями — такая себе музыкальная "варта". Уже давно заметил, что в каждом коллективе мне вспоминаются совершенно разные песни и с разным настроением — народные, авторские, популярные. Очевидно, это зависит от ощущения настроения людей, которые собрались тебя слушать. У меня есть проверенный способ помочь людям "включиться" в музыку — песня на заказ, чтобы ребята знали и смогли подпевать. Так вот, в той группе настроение было очень позитивное, добродушное. И в ходе такой "варты" я вдруг ощутил, что категорически не хочу играть песню, которую предложил один молодой пулеметчик. Даже сказал ему что-то вроде: "Тебе сейчас нужны другие мелодии", хотя сам не особо придал значения своим словам и "переключился" почему-то с исторической тематики на трагическую. У меня было ощущение, что не то у него настроение, что он даром тратит время. Через 3 дня этот парень погиб в бою... Не знаю, что это было — может, предчувствие, а может, совпадение, но точно скажу: прежде никогда с таким не сталкивался и не хочу больше. Очень тяжелое чувство".

ПОСЛЕ ВОЙНЫ. Тарас уверен, что после дембеля, который ждет его уже этой осенью, сидеть сложа руки ему не придется. "Во-первых, я не завершил подготовку научной монографии по истории, — говорит музыкант, историк по образованию. — Во-вторых, начался новый учебный год, значит, надо усиленно готовиться к лекциям. Еще хочу записать несколько произведений в студии, ведь военная песня сейчас особенно актуальна. Мне к тому же предлагали баллотироваться в областную раду, но вот туда я точно не спешу. Точно знаю, пока не закончится война — буду помогать волонтерам. Словом, планов хватает, были бы силы да Божья воля".

"ПОРА ПОНЯТЬ: МЫ  — ТО, ТО МЫ ПОЕМ"

С музыкой Тарас Грывул связан с самого детства. Во Львове посещал детский хор и студию по аккордеону. "В четвертом классе к нам пришла учительница и просто заразила любовью к бандуре, — говорит 38-летний солдат. — Тогда я еще не знал, что бандура станет моей спутницей на всю жизнь.

Кобза подарила мне идеологическое понимание музыки. Пора понять: мы — то, что мы поем. Я часто говорю это ребятам на своих выступлениях. Человек без музыки не может жить и все равно будет что-то слушать. Если не удосуживаемся поддерживать свои музыкальные корни, в наши уши вольется музыка чужая либо с пустыми или же агрессивными текстами. Кобзари этого допустить не могли. Их песни пропитаны пережитым опытом, которым они делились с молодежью. Так сохранялась преемственность мировоззрения".