Львовская наездница дублировала актрис в "Трех мушкетерах", а теперь спустя 30 лет повторила это в "Возвращении мушкетеров"

9 августа 2007, 18:43
Лариса Джаркас рассказала "Сегодня" о характере знаменитой четверки, о том, как Миледи присвоила себе ее славу, и почему аткерство Лариса променяла на сирийскую кухню.

Фото А.Харченко

Львовянка, наездница и каскадер Лариса Джаркас отработала "от звонка до звонка" весь съемочный период фильма "Возвращение мушкетеров". Она дублировала дочку Портоса – Анжелику (ее играет молодая актриса Ирина Пегова) и сыграла пару эпизодических ролей. Со знаменитой четверкой и режиссером фильма Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем Ларису связывают очень теплые отношения – они познакомились 30 лет назад, на съемках первых "Мушкетеров". Тогда она, 17-летняя девушка – наездница с уже десятилетним стажем, учила актеров держаться в седле. И дублировала Маргариту Терехову в роли Миледи.

От предложения режиссера сниматься в продолжении "Мушкетеров" Лариса завизжала от счастья. Но идти на площадку боялась – все-таки тридцать лет прошло.
- Но меня встретили так, как будто мы виделись вчера. Они меня к жизни вернули, я похудела на семь килограммов, не сплю, такая счастливая хожу. Только бы видеть и слышать их всех. Это фанатизм, – не скрывает радости Лариса.
На этот раз она дублирует дочь Портоса, монашку Анжелику. Хоть актриса Пегова и сама прекрасная наездница, но она кормящая мать – у нее годовалый ребенок, которого она взяла на съемки. Скакать галопом, да еще в тяжелом костюме в жару для нее опасно.

Съемки обошлись без серьезных травм. Лишь однажды актриса Лянка Грыу (дочь Д’Артаньяна) потеряла сознание из-за жары и упала с коня. У Ларисы после съемок все ноги были в синяках от стремян. Но сложнее было 30 лет назад – тогда она сломала коленную чашечку. Был случай, когда жеребец, увидев кобылу, опрокинул наездницу с седла.
Лариса помогала доставать лошадей для съемок – одалживала на ипподроме, в частных конюшнях. Она даже нашла точную копию Хас-Хана – коня Д’Артаньяна из первого фильма, рыжего с белой пролысиной. По сценарию, мушкетер возвращается на нем с того света.

НАГИЕВ ХОРОШИЙ

Дмитрий Нагиев, который играл сына Портоса, показался Ларисе очень интересным и совсем незаносчивым человеком, как многие считают: "Когда он приглядится к людям, понимает, что вокруг все свои, то становится самим собой. Травит такие анекдоты, что все за животы держатся. Неприличные, но тонкие. Мы сильно сдружились с Аленой Яковлевой (дочь Яковлева-Ипполита). Классная баба! Улыбчивая, добрая, юморная, не капризная, без звезды во лбу. Она играет злодейку де Круаль, такая себе новая Миледи. Замечательно выглядит, хоть у самой взрослая дочка-актриса и внук", – говорит.

НАЧАЛОСЬ С КОНЮШНИ

- Впервые на коня я села в 6 лет, и сразу же поехала, – вспоминает Лариса. – Мой дедушка жил в селе, держал лошадей. На конюшню львовского ипподрома меня принимать долго не хотели, но папа отнес им бочку спирта, и меня взяли на второй день. Я полгода убирала навоз, возила опилки, чистила лошадей. А с девяти лет уже занималась конным спортом. И вот весна 1978 года. Все тренера и ученики уехали на сборы в Киев. Остались я и директор. И вдруг к нам приводят "мушкетеров" учиться ездить. Тогда они еще были малоизвестными актерами – Мишу знали по "Собаке на сене". Все четверо не знали, с какой стороны подойти к лошади. Я месяц учила их ездить. Боярский почти сразу поехал – за неделю.

Он настолько темпераментный человек, что лошадь поняла: лучше ехать ровно. Эти животные – психологи. Сильному человеку подчиняются, а тех, кто их боится, пытаются сбросить. Но падали все. Терехова панически боялась лошади. Когда человек боится, учить его бесполезно. Она с трудом проехала два шага, нужно было ее держать все время. Галопом бы не выдержала. Тогда-то меня и позвали в дублерши Миледи. Из брюнетки перекрасили в блондинку, и я с этим цветом волос уже тридцать лет не расстаюсь.

КОСТЮМ С ДУШКОМ

- С Тереховой произошел как-то конфликт, – вспоминает Джаркас. – У нас был один костюм на двоих, два пошить не додумались. Я чуть крупнее ее ростом и вширь. И после первого же проскока костюм треснул по швам. Да еще и конский запах ни с чем не спутать, ни один порошок его не выведет. Терехова закатила скандал: "Я не буду надевать костюм, лошадью воняет". Пошили срочно другой. А я очень гордая была молодая, и отказалась ее дублировать: "Костюм опять ведь лошадью провоняет". Кончилось все тем, что мы подружились. У меня хранится ее письмо: "Ларисонька, спасибо. Желаю счастья. Твоя Терехова". Правда, в книжке о Хилькевиче Маргарита написала, что это она скакала в фильме: "Я собирала волосы под шляпу, и все время была на коне". Но мы ей это простим.

Был еще смешной случай при первых съемках. Лариса с Боярским отводили лошадей на конюшню. – Ехали через огромный львовский парк, и тут зарядил дождь. Миша мне: "Ну что, Лариска, давай наперегонки, – говорит Лариса. – Все подстегивал меня, хотел доказать, что ездит лучше, хоть только и научился держаться в седле. Я ему: "Миша, мы сейчас как навернемся на мокрой траве". А он, мол, ничего, я тебе дам форы. Поскакали. Через пятьсот метров его лошадь упала, Боярский полетел на землю, лошадь ускакала. И мы вдвоем с ним на моем коне искали ее всю ночь по парку. И "гули-гули", и "цыпы-цыпы". Смеялись, кричали. А ее люди поймали на другом конце города и привели на конюшню.

Но Романа с Боярским у Ларисы не вышло, хоть она и была красавицей, а "Д’Артаньян" славился умением легко завоевывать сердца. "У него были другие романы, – улыбается наездница. – Его к этому вынуждали: "мушкетеры" просыпались, а под окнами уже батарея красавиц стояла с торбочками, упакованными едой и водочкой. Это сейчас они дедушки, у всех внуки есть, и разговор с поклонницами короткий – охрана их просто не подпускает. А какое настроение у Боярского, я по бровям и по взгляду вижу. Если бровь поднята – все, лучше к нему не подходить. Когда он уставший, не в духе, я сама его кругами обхожу".

УДРАЛА ОТ РОДИТЕЛЕЙ С ХИЛЬКЕВИЧЕМ

После съемок первого фильма молодая наездница-каскадер так сдружилась со съемочной группой, что они стали жить как одна семья. Она бросила школу и после съемок удрала из дому со всей группой в Москву на озвучивание и монтаж. Через год на студию пришло письмо от мамы Ларисы, адресованное режиссеру: "Уважаемый Георгий Эмильевич, моя дочка год назад начала с вами ездить и исчезла. Верните ее домой!". Лариса признается, что любит и обожает режиссера Хилькевича: "Он очень чувствует людей, психоаналитик. У каждого артиста свой прибамбас: один постарел, второй нервничает, третий капризничает, пятый двадцать грамм хочет. А Хил, после суток работы, встал в 9 утра, взял микрофон в руки и снимает кино до следующих суток. Он в его возрасте обладает такой сумасшедшей энергией, что это просто уникально".

БОЯЛАСЬ КАМЕРЫ И ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА СИРИЙЦА

Лариса могла стать актрисой, но не согласилась. Говорила, что болеет кинофобией – боится, когда ее берут крупным планом, и теряется перед камерой.
Покрутившись в Москве среди таких асов, общаться со сверстниками и ходить на танцы ей уже было неинтересно. Быстро вышла замуж, но брак оказался неудачным и продержался всего полгода. Ее приглашали дублершей в еще семь фильмов с лошадьми. Она два года проработала наездницей в цирке, колесила с гастролями по СССР. Потом устроилась помощником режиссера в филармонии. Хорошо водит машину, иногда приходилось крутить баранку вместо пьяных водителей. Как-то везла на гастроли автобус с ансамблем "Ватра", где тогда пела Оксана Билозир.

Через восемь лет после "Мушкетеров" она вышла замуж за стоматолога Манна из Сирии, и уехала жить в его страну на побережье Средиземного моря, в город Латаки. Живет там уже 22 года: "Как стала у плиты, так и варю борщи до сих пор. Отдала мужу и сыну всю себя. Но мне доставляет удовольствие вытирать пыль, мыть окна и высаживать цветы в саду. Лошадей у меня нет – иногда могу оседлать соседского верблюда Джамиля. Кстати, ездить на верблюдах сложнее, чем на лошадях". Лариса периодически бывает в родном Львове, куда отправила учиться на персидскую филологию сына Марселя. Такое необычное имя она придумала из любви к Франции. Сириец – муж Ларису к мушкетерам сильно ревнует, фильм терпеть не может, и даже хотел сжечь альбом с фотографиями первых съемок. Но тем не менее она оставалась на вторых съемках до последнего дня.