Линия доверия для детей спасла ребенка от домогательств деда

11 января 2014, 20:00
Мы провели день на "детской горячей линии", и узнали, о чем дети боятся говорить родителям

/ Фото: Александр Яремчук

Реклама

Ровно год назад в нашей стране заработала бесплатная детская национальная горячая линия доверия (0-800-500-225). Консультанты приняли 18 600 звонков от детей и их родителей по самым разнообразным темам. Например, каждый день консультант, а их на линии ежедневно минимум пять, отвечает на вопросы детей: "А что такое секс?" "Как мне помириться с подругой?" "Почему парень не обращает на меня внимания?", а также "Меня бьют в школе, и мне некому пожаловаться", "Я не хочу больше жить так". А еще горячая линия немыслима без "мяукания", "тявканья", сопения и просто молчания, которое консультант обязательно должен выслушать и ни в коем случае не класть трубку. Это называется "тестовый звонок". Так ребенок проверяет, готовы ли взрослые его слушать. Если в ответ на "мяуканье" вежливый голос спросит: "Это кошечка звонит? Какой у нее красивый голосок", — есть шанс, что "кошечка" обязательно позвонит еще раз и попросит совета по более существенному поводу, который ее волнует, но пока сказать не решается.

"Школьники первые месяцы часто звонили к нам с просьбой: "А вы могли бы сделать за нас уроки?" — вспоминает консультант детской линии Алена Кривуляк. — Приходилось каждый раз рассказывать, что уроки им придется делать самостоятельно. Когда этот период прошел, ребята звонили и рассказывали нам о своих проблемах. Здесь и школьное затравливание, и насилие в семье, и просто родительское равнодушие. От некоторых историй просто сердце разрывается". Кстати, на этот случай у каждого консультанта на столе стоит своя игрушка (с огромными "всепонимающими" глазами!), которую можно обнять и успокоиться. Следующий этап успокоения — горячий чай, а если уж и это не помогло, в ход идут кардинальные меры: консультант идет в душ и "смывает" негатив.

"Открыв детскую горячую линию, мы увидели огромное количество семейных проблем и то, насколько важно наладить взаимосвязь между людьми и государственными структурами! — говорит директор департамента горячих линий "Ла Страда-Украина" Ирина Мидловец. — Ведь горячая линия — отличный инструмент для получения информации и одновременно мониторинга того, как помогает своим гражданам государство. К сожалению, горячая линия не имеет возможности влиять на ситуацию, у нее нет таких полномочий. Зато они есть у государственных органов в каждом городе, районе, области, которые живут и работают за наши налоги.

Реклама

В течение года газета "Сегодня" вела рубрику "Говорит ребенок", в которой имитировалась работа детской линии — от истории ребенка до советов консультанта. В этот раз мы попросили самых популярных консультантов рассказать нашим читателям о звонках, поразивших их до глубины души в минувшем году.

"Порисуете со мной? Папе некогда"

"Мне особо запомнилась 10-летняя Сонечка, — рассказывает консультант Алена Кривуляк. — Первый раз она позвонила, чтобы узнать, как сказать маме о том, что получила плохую оценку в школе. Второй раз — когда разбила любимую мамину вазу. А в третий раз призналась, что 18-летний брат ее ненавидит. Он постоянно ее обижает, может спокойно дать книжкой по голове. "За что он так на меня?" — плакала Соня. Не без труда удалось убедить брата пообщаться с нами. Парень говорил в трубку: "Детская горячая линия? Я уже не ребенок!" Поток негатива остановила только моя фраза о том, что на самом деле сестра любит его больше всех на свете. Он замолчал, долго сопел в трубку, а потом признался, что после появления Сони родители перестали с ним общаться как преж­де, интересоваться его делами, и поэтому он невзлюбил сестру. В четвертый раз Соня позвонила и поделилась, что брат защитил ее в школе от обидчика.

Реклама

А еще была интересная история о 7-летней Маше, которая сказала: "Папа дал ваш телефон и сказал звонить, когда мне будет скучно". Вначале девочка звонила по пять раз на день: "Папе некогда. Порисуете со мной?" За несколько дней таких звонков мы с ней уже и медвежонка, и кошечку, и собачку — всех перерисовали, кого только можно. Потом переключились на лепку. Обычно мы выделяем на разговор в среднем 10 минут, но тут решили сделать исключение. И не ошиблись. Выяснилось, что семья недавно переехала, и у Маши пока нет друзей. Через месяц она стала звонить реже. Недавно похвасталась, что у нее появились друзья. И лепить ей больше не хочется".

Отчим штрафовал за оценки

"Меня до глубины души поразила мама, которая позволяла отчиму тиранить свою 14-летнюю дочь, — говорит директор "горячей линии" Ирина Мидловец.— Позвонил дедушка и рассказал, что его внучка убегает из дома, плачет и говорит, что не хочет жить. Оказалось, в семье действительно проблема. Мама девочки вышла второй раз замуж, и практически перестала общаться с дочерью. Зато за ее воспитание активно взялся отчим. Установил настоящий авторитаризм. Девочка ничего не могла сделать без его ведома. За малейшую оплошность он заставлял ее мыть посуду, отключая горячую воду. А за низкие оценки лишал карманных денег, запрещал общаться с друзьями, отбирал мобильный. Один раз девочка спрятала телефон в лифчик. Но отчима это не остановило. Он силой вытащил мобильник. Двери в ее комнату он выломал, чтобы и спрятаться было негде. Мама же считала, что дочери не повредит строгое воспитание. Потому девочка и стала убегать из дома... к дедушке с бабушкой.

Мы убедили дедушку подать жалобу в Министерство социальной политики. Службы по делам детей взяли семью "на контроль". Однако работа велась только с девочкой, а не с родителями. Чиновники аргументировали это тем, что мама и отчим работают в социальной сфере и проблемными быть не могут! В то время дочери мама говорила: "Терпи! Ты же не хочешь, чтобы мама была одинокой и злой?" После очередного звонка дедушки и рассказа о том, как соцработники подговаривают перестать жаловаться, мы забили тревогу, направили в соцслужбу новый пакет документов. Сейчас девочка живет с дедушкой и бабушкой. С мамой проводятся беседы, а отчиму запрещено общение с падчерицей.

Еще запомнилась история 17-летнего Коли, сына священника. У девушки, с которой он встречается уже 2 года, задержка. Когда я спросила: "Делали ли вы тест на беременность?" Он ответил: "Нет, но я посмотрел в интернете. Все симптомы совпадают!" Оказалось, Коля начитался обо всем, вплоть до способов прерывания беременности. Я убедила их сделать тест, и если будет две полоски — он обязательно нам перезвонит. Судя по тому, что он не перезвонил, беременности не было. Но тревожит, что дети пытаются найти ответы на болезненные вопросы сначала в интернете, и лишь потом выходят на контакт с живыми людьми! А должно быть наоборот!"

Война бабушки против дедушки

"Одно из самых резонансных дел, которые мы консультировали в рамках "детской горячей линии", была история развращения дедушкой двух малолетних внучек, — вспоминает директор юридического департамента "Ла Страда" адвокат Мариана Евсюкова. — К нам обратилась бабушка Марина Степановна, которая рассказала о том, что ее дочь с мужем удочерила двух девочек. Однажды, придя к ней в гости, малышки проговорились бабушке, что дедушка (со стороны отчима) их трогал и целовал "в разные места", и взял с них слово никому об этом не говорить. Бабушка встревожилась. Пыталась поговорить с мамой, но та сообщила, что это все — детские выдумки. Однако бабушка на этом не остановилась. Обратилась в милицию, где ей вежливо посоветовали решать семейные вопросы дома.

Тогда бабушка позвонила на детскую горячую линию. Мы сделали запросы в службу по делам детей, в госадминистрацию, в милицию, прокуратуру, и после этого лед тронулся. Но дедушка оказался бывшим чиновником госаппарата. Спустя какое-то время в суд был подан иск с просьбой защитить его честь и деловую репутацию! Мало того, была даже заявлена компенсация за моральный ущерб в размере 50 000 грн! За 14 лет юридической практики я первый раз сталкивалась с таким "фортелем"! У бабушки был только один выход — брать все в свои руки и защищать интересы приемных внучек в суде самостоятельно.

Для 60-летней женщины, которая до этого ни разу в судах не была, это оказалось непросто. Но Марина Степановна терпеливо выслушивала и аккуратно записывала тетрадку все необходимые ей статьи Гражданско-процессуального кодекса, положения конвенций, нужных для защиты в суде. Ведь суть обращения была не в желании "опорочить дедушку", а чтобы защитить детей! Есть подозрение в совершении преступления против детей — его нужно проверить, а не отмахиваться от него. Есть даже ее обращения в компетентные органы, в конце концов. В итоге пенсионерка таки отстояла права своих внучек и иск на 50 000 гривен суд отклонил!

На данный момент социальная служба совместно с криминальной милицией поставили семью на контроль, а дедушке до завершения следствия запретили общаться с внучками. Если найдут состав преступления в его действиях, то по статье 156 ему грозит до 8 лет лишения свободы".