Лариса Гузеева: "В юности я была дурой"

27 сентября 2014, 07:00
Российская актриса и телеведущая рассказала, как брила голову, почему не пускает мужа на кухню, о дружбе с Цоем и разнице между счастьем и оргазмом

«Дай Бог вашим читателям здоровья... Киев — это же мой любимейший город. И когда меня приглашали в Киев, я никогда не спрашивала о сумме гонорара, лишь бы только снова сюда приехать. Держитесь! Я вас обнимаю и мое сердце с вами!»

Имя: Лариса Гузеева
Ро­дилась: 23 мая 1959 в с. Буртинское Оренбургской области (Россия)
Карьера: актриса театра и кино, телеведущая

Своего родного отца Лариса никогда не видела — ее воспитывали мама Альбина Андреевна и отчим Виктор Макурин. С детства мечтала стать актрисой. Окончив школу в шестнадцать лет, Гузеева поехала в Ленинград поступать в театральный институт. Ее первой главной и до сих пор самой известной ролью в кино является роль Ларисы Огудаловой в фильме "Жестокий романс". В 1994 году получила звание Заслуженной артистки РФ (за заслуги в области искусства). С 2008 года по настоящее время ведет программу "Давай поженимся". В браке была трижды. С первым мужем, оператором Ильей, прожила вместе 7 лет (впоследствии он умер от передозировки наркотиков). Со вторым мужем, киноредактором Кахой, Лариса познакомилась в Тбилиси на съемках грузинской картины "Избранник". В возрасте 32 лет Лариса родила Кахе сына Георгия, а затем подала на развод. За нынешнего супруга, ресторатора Игоря Бухарова, Лариса вышла замуж в 40 лет, когда решилась родить от него своего второго ребенка — дочь Ольгу (ей уже 15 лет).

Реклама

Позвонив в назначенное время на домашний телефон Ларисы Гузеевой, вместо знакомого с детства голоса я услышала приятный мужской баритон. "Вы — журналистка из Киева? Да, Лариса ждет вашего звонка, но пока она не приготовит мне ужин, я ей трубку не дам", — сказал мне супруг актрисы Игорь. Спустя полчаса Лариса Андреевна уже была готова к разговору. "Простите, я же не могла мужа голодным оставить. Вы как женщина меня должны понять, — сказала Лариса Андреевна. — И кстати, пожалуйста, давайте без Андреевны, а просто Лариса. Хорошо? Все, Анечка, я готова и вся ваша!"

— Лариса, как вы думаете, своими успехами на жизненном пути вы обязаны строгому воспитанию или собственному желанию?

— Строгое воспитание? Не сказала бы, что оно было прям уж таким строгим. Мама никогда не брала меня за руку и не спрашивала: "Ты хочешь об этом поговорить?" Тогда же была совершенно другая жизнь. Моя мама, чтобы выжить, работала в две смены. Конечно, соседи на нас с братом "стучали" периодически, иногда нас поругивали. Но что я знаю точно, так это то, что во мне просто было нежелание жить, как все, в том месте, где я родилась (Оренбургская область. — Авт.). Возможно, это и называется тщеславием.

Реклама

— Вы стали актрисой, а могли бы найти себя в другой профессии?

— Я могла стать, к примеру, журналисткой, потому что неплохо училась и по русскому языку и литературе писала хорошо сочинения. А вообще это бессмысленно сейчас рассуждать, что могло бы случиться 40 лет назад. Так остро, как сейчас, я никогда не верила в судьбу. Иногда говорю маме, что если бы сегодня мне предоставилась возможность повторить тот путь, который я прошла, то никогда бы в жизни я его не осилила. Мне кажется, что это была не я. Как-будто меня что-то вело и подталкивало. Клянусь! Ведь я же особо никогда не стучалась в закрытые двери. У меня никогда не было мечты "застрелись, как я бы хотела". Я никогда не влюблялась так, чтобы добиваться какого-то мальчика. В этом смысле я не боец. Даже сейчас я очень боюсь куда-то прийти, где меня не ждут. Думаю: а вдруг пошлют или кому-то не понравлюсь, и скажут, что мол, глупая и бездарная. Поэтому особо никуда и не ломлюсь. Сколько каналы меня не приглашали участвовать во всех этих проектах вроде "Две звезды", я отказываюсь. Я не люблю конкурировать. Из-за этого, кстати, не могу и в очереди стоять, чтобы что-то отхватить первой. Неудобно как-то.

— Но в юности, я читала, вы любили обращать на себя внимание. Чего только стоит ваше решение побрить голову при поступлении в театральный институт. Вы таким образом хотели доказать свою самостоятельность?

Реклама

— Нет, конечно! Что вы! После этого я брилась еще минимум раз пять! Не помню, какая конкретно именно тогда была причина. В каждом возрасте ведь даешь интервью и комментируешь факты из своей биографии совершенно по-разному. Может, выпила, может, с кем-то поспорила. В юном возрасте вообще особо не думаешь о последствиях. В молодости и не такие лихие поступки люди совершают. Вот вам сколько лет?

— Двадцать пять.

— И что, вы хотите сказать, что не совершаете чего-то такого, что прям "ах", и за что родители потом могут нелицеприятно высказаться?

— Конечно, совершаю, но голову я бы побоялась брить.

— Ну, конечно, какая-то актерская природа во мне еще с детства присутствовала. Я не была скованной, как, к примеру, девочка, которая учится на бухгалтерских курсах. То, что заложено природой, очень сложно куда-то деть. Но поступки, совершенные в юности, необъяснимы. Вот почему, например, мой сын делает себе татуировки, а дочь недавно выбрила себе затылок.

— Лариса, вы никогда не стеснялись своего увлечения сигаретами, яркими нарядами. Не сомневаюсь, что во времена Союза это многих могло пугать.

— Конечно. Так мало того, что окружающих это действительно пугало, я же еще и делала все для того, чтобы пугать. Это был своего рода протест, мол полюбите меня вот такой черненькой, ведь хорошенькую каждый дурак полюбит. Мне хотелось внимания и любви. Сегодня, анализируя себя того времени, могу сказать: "Да, была дурой!" Умных рядом не было, которые могли бы посоветовать что-то и сказать, что все это примитивно.

— Поговаривали, что вы были в Питере столь видной девушкой, что за вами ухаживал сам Виктор Цой. Это правда?

— Цой — нет, хотя с ним я, естественно, была знакома. Он дружил с моим однокурсником Максимом Пашковым, с которым я в свою очередь тоже дружила. Максим был из Ленинграда, а мы все — приезжие, лимита. Никто из той компании, где и Боря Гребенщиков был и многие другие, за мной не ухаживал, тем более, что на тот момент у меня были отношения с Сережей Курехиным (известный российский музыкант. — Авт.). Когда Цой начал греметь по всему Союзу, я уже была большой девочкой и все это уже переросла. Наши пути как-то сами собой разошлись, у меня появились новые интересы.

— А когда последний раз вы с Гребенщиковым виделись, вспоминали эти студенческие времена?

— Нет. Никто сейчас не собирается, чтобы вспомнить то время. Вся жизнь — на бегу: в кулуарах поцеловался, покурил, спросил, как дети, и все на этом. Со Славой Бутусовым вот недавно встретились в аэропорту. Он уже совершенно в другом измерении. И кто будет вспоминать эти лихие 90-е, всю эту нищету? Мы все выросли, понимаете? Стали взрослыми. И вообще, о прошлом, мне кажется, вспоминают чаще всего инфантильные люди, которые остались не у дел. Эту роскошь — ворошить былое — могут себе позволить только те, у кого ни семьи, ни работы.

— Вы снялись в шести десятках фильмов, но не любите говорить о своей первой роли в кино — Ларисы в "Жестоком романсе".

— Умоляю вас — только не об этой роли! Я уже столько раз о ней говорила. Только из одних моих ответов по поводу "Жестокого романса" можно составить целое интервью. Спрашивайте, пожалуйста, о том, что действительно вам самой интересно.

— Хорошо. Тогда лишь ответьте только на один вопрос: как вы думаете, почему Эльдар Рязанов выбрал именно вас на роль невинной бесприданницы? Ведь на пробы вы пришли в рваных джинсах и с ярким лаком на ногтях.

— А что, я должна была прийти в длинном платье, с завитыми волосами, со слезами на глазах и с порога запеть: "А напоследок я скажу" (напевает. — Авт.)? Я была такая, какая я была. И если Рязанов меня утвердил, значит, что-то во мне его зацепило.

— В последнее время вы не очень часто снимаетесь в фильмах, но уже шесть лет ведете на Первом канале телешоу "Давай поженимся". Часто у вас просят советы на улице?

— Конечно. Но я пытаюсь объяснить людям, что к этой программе я имею косвенное отношение. Я всего лишь ведущая этого проекта! У меня жесточайший контракт на "Давай поженимся" — я не встречаюсь ни с женихами, ни с невестами ни до программы, ни после. Я не отслеживаю, как складываются их судьбы — это задача редакторов. Но когда ко мне подходят в самолетах, например, или еще где-то, и просят помочь, я всегда передаю телефоны нуждающихся редакторам программы. Через наш проект проходит такое огромное количество людей, что, бывает, я и не узнаю их позже в реальной жизни.

— В интернете можно найти большое количество сайтов с вашими изречениями и цитатами, которые вы произнесли за время работы в программе. Не думали книгу издать? Или автобиографию написать?

— Умоляю вас, зачем? Я еще с института что-то всегда записывала в блокноты, но только для себя. Это будет выглядеть, мол, любите меня и цитируйте, а кому это нужно? Ну сказала и сказала что-то, а потом еще и забыла. У меня в программе нет сценария, и я всегда работаю без уха. Разве этого не видно? Я в гримерной перед съемкой читаю историю, а потом импровизирую. Поверьте, если бы был суфлер, это было бы заметно.

— Вы как-то сказали: "Если бы я увидела Брэда Питта, я бы тоже вела себя, как идиотка!" Какими еще актерами вы восторгаетесь?

— Хотите сказать, что Брэд Питт не роскошный? Еще я с ума схожу от Аль Пачино, от Роберта де Ниро. Да много замечательных актеров, но Брэд Питт — красавчик, каких нет больше на земле.

— В программе вы говорили, что "хороших мужиков разбирают еще щенками". Между тем со своим будущим мужем вы дружили более 20 лет и только потом поняли, что влюбились.

— Мы не дружили, но действительно были знакомы такое долгое время. Наверное, это и называется судьбой. Вот сейчас мы с Игорем об этом разговариваем, и я ему говорю: "Сволочь, почему ты тогда на мне не женился?" А он мне отвечает: "Возможно, тогда мы бы не стали вместе жить. Для таких отношений нужно созреть, чтобы действительно ценить и бояться потерять". Мне нужно было прожить всю жизнь, которую прожила я, столько намучиться и настрадаться (актриса третий раз замужем — Авт.), чтобы сегодня это ценить и иметь патологический страх все это потерять. 

— Еще один ваш перл "Замужем — не значит мертвая!" А сами вы смогли бы простить измену?

— Нет, конечно. Я это когда-то сказала ради красного словца, как говорится, глупость сморозила. А сама я — вернейший человек, правда-правда!

— Вам принадлежат и слова "Счастье — состояние длительное. Все остальное — оргазм". Где и когда вы последний раз были счастливы?

— Когда говорят, что счастье — это миг, я всегда повторяю, что миг — это оргазм, а счастье, наоборот, должно быть более длительным, чтобы его успеть осознать. Когда я ощущала последний раз счастье? Да вот буквально вчера. К нам пришел мой сын со своей девушкой, была дочь Оля дома в хорошем настроении, а не в том, котором бывает обычно, была моя мама и, конечно же, муж. Я наготовила вкусной еды, правда, сожгла себе перцем руки и не знаю, куда их сейчас деть, но не в этом дело. Вот в этот вечер я была абсолютно счастлива! Но вообще я считаю, что к своему счастью надо дорасти. Если бы в 25 лет я прочитала какое-то интервью артистки, которая бы рассуждала так о счастье, я бы подумала: "Боже, какая она дура! Как она скучно живет".

— Ваш сын Георгий сейчас чем занимается?

— Он окончил в этом году Высшую школу экономики и работает в рекламе.

— Если он уже познакомил с вами свою девушку, может, и свадьба не за горами?

— Зачем? Кто сейчас в 22 года женится? Только те, кому жить негде, или те, кто хочет переехать в какому-нибудь папику или мамке. Сама я — "не скороспелка" и очень поздно созревающая. У меня быстрая реакция, но я очень трудно принимаю решение.

— Ваш муж — ресторатор (Игорь Бухаров возглавляет Федерацию рестораторов и отельеров России. — Авт.), но и вы сами признавались, что любите проводить время на кухне. Часто спорите, кто будет готовить ужин?

— Да что вы! Он ни разу в жизни не приготовил дома ужин. Я ему могу доверить только лук порезать и то не всегда. Когда я готовлю, у меня на кухне, как в хирургическом кабинете — все чисто, убрано, все тарелки сразу помыты. А он если чистит картошку, то такое ощущение, что к свадьбе готовится. Он разбрасывает, на пол все летит, а меня это ужасно раздражает, поэтому своего мужа на кухню я не пускаю.

— Мысли о собственном ресторане не возникали?

— Я уже это пробовала — не получилось. Каждый человек должен заниматься тем, на что учился. Лет четырнадцать назад у меня была мания величия, и я Игорю сказала: "Все, хочу свой ресторан!", но оказалось, что это не мое. Рестораторы — это отдельная профессия, ей нужно учиться и набираться опыта.

— Скажите, а какая ваша главная слабость?

— У меня? Слабость? Наверное, мои дети. На них мне не жалко денег, на них мне не жалко жизни. Я уязвима ими бесконечно. Безусловно, они это знают, поэтому и крутят из меня веревки.

— А девиз у вас есть?

— Пусть все будет так, как есть сегодня, и главное, чтобы не хуже.

— Лариса, в начале интервью вы попросили не касаться политических тем и взаимоотношений Украины и России...

— Да, потому что мы с вами здесь ни при чем, это не наши с вами игры. Дай Бог вашим читателям здоровья, вашим близким, родителям, возлюбленным. Киев — это же мой любимейший город. В вашем городе я бывала по раз двадцать за год со спектаклями. И когда меня приглашали в Киев, я никогда не спрашивала о сумме гонорара, лишь бы только снова туда приехать. Держитесь! Я вас обнимаю и мое сердце с вами!

ОСТРОТЫ ОТ ЛАРИСЫ ГУЗЕЕВОЙ

  • У брака две функции: можно войти, а можно выйти!
  • Отвыкать нужно постепенно: сначала изменять раз в неделю, потом раз в месяц...
  • Если мужчина даст по заднице ребенку — родной ребенок или нет — ему нужно вывернуть руку вместе с лопаткой.
  • Больше не слушайтесь бабушек. Они, знаете, сами наколбасят по жизни, а потом изображают перед нами, что они таки прям все одуванчики.
  • Как нужно постоянно чистить зубы, так же нужно заботиться и о мужчине.
  • Мужчины могут быть решительными только в одном случае — откинуть одеяло на кровати и сказать: "Welcome!"
  • Страсть — это когда любят все, что ниже головы.
  • Если любят по-настоя­ще­му, то любят и размер вашей задницы, и вашу антигрудь.
  • Даже если в постели застукали — говори, что грелась! Замерзла, как собака!
  • Каждая девушка должна пережить в своей жизни элемент страсти — лепестки роз и бокалы шампанского. Закончится это свадьбой или нет — не так важно. На смертном одре будешь вспоминать не котлеты с пюре, а эти розы и шампанское.
  • Только умная женщина не показывает вида, что она ревнует к прошлому.
  • Бывает такая любовь, что лучше заменить расстрелом.
  • Королевы не опаздывают. Опаздывают плебейки.
  • Стерва — слово, производное от стервятника, а он питается падалью. Женщина, гордящаяся таким определением, не осознает значения этого слова.