Кременчужанин полвека вышивает крестиком

18 сентября 2008, 18:17
70-летний вышивальщик из Кременчуга Леонид Бабенко не расстается с иглой более полувека

фото Д.Бобец

Реклама

Кто сказал, что мужчина с иголкой в руках — выдумка? Житель Кременчуга Леонид Бабенко опровергает это заблуждение, вышивая более полувека сорочки, рушники и скатерти. Квартира в девятиэтажном доме в Крюкове, возле районного суда, где живет Леонида Бабенко, совсем не похожа на мастерскую. Обычная, стандартной планировки трехкомнатная. Не видно вышитых картин или скатертей, сорочек или пялец с нитками, в зале только накрытая скатертью швейная машинка. В ней как раз и хранятся нитки и пяльца, ножницы и крючки — все, что нужно мастеру для работы.

Поменяв множество профессий, Леонид Степанович остался верен своему детскому увлечению — вышивке крестиком. Свою первую сорочку он вышил в 11 лет. "В детстве я наблюдал, как мама вышивала, и мне тоже захотелось взять иголку и ткань в руки. Я попробовал, и понравилось. С тех пор с иголкой не расстаюсь, разве что когда из дома уезжаю. Сегодня на одну сорочку я трачу около трех месяцев, каждый день — по два часа. А вот первую вышивал почти полгода", — вспоминает вышивальщик.

ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ
На всех работах мастера — только полтавские мотивы. "Наши полтавские узоры намного ярче, чем, например, на Волыни. Там все в основном черно-белые, у нас яркие: красные, розовые, голубые, зеленые тона. Одним словом, преобладает разноцветье. Я иногда беру их узор и делаю из него полтавскую вышивку". Продавать сорочки собственного производства Леонид Степанович никогда не пытался. Зато его работы давно живут за границей: дети и внуки мастера уехали в Германию. Каждому перед отъездом дедушка подарил по вышитой сорочке. Но перевозить через границу их не разрешили, окрестив произведениями искусства. Тогда дети надели сорочки на себя и на внука. Еще одну сорочку хотели взять в подарок другу — сын надел на себя две отцовских сорочки.

Реклама

НИ ЕДИНОГО УЗЛА
В Кременчуге в сорочки мастера одет один коллектив местного дворца культуры "Кредмаш". Сам мастер часто носит свои сорочки, а по выходным одевает их и идет на рынок к любителям гармони и в хор ветеранов войны и труда завода дорожных машин. "Вдохновляет меня на подвиги супруга Эмма Ивановна. Иногда она злится, что все ковры в доме в моих нитках, но терпеливо убирает и ждет даже больше меня, когда я вышью очередную работу", — рассказывает Леонид Бабенко.

Новые технологии, модные нитки и современные ткани не использует: только мулине и акрил, белорусский лен, причем даже без канвы — глаз, говорит, не подводит. "А если и подведет, распускаю все свои крестики. Я не терплю брак в работе. А этих крестиков может быть множество. Вот на последней сорочке аж 54 тысячи крестиков. Вы посмотрите на изнанку сорочки — ни единого узелка", — хвастает вышивальщик. Эту сорочку он приберег для Виктора Ющенко и очень надеется, что тот приедет за подарком в гости. В планах – вышить на ткани шевченковский "Заповіт" и слова из гимна Украины. Но эти работы останутся в семье.

.

Реклама

МУЖЧИНЫ-РУКОДЕЛЬЦЫ
Многие известные мужчины мира увлекались вышиванием. Вышивали и Людовик XVI, и Гоголь, у которого даже герои вышивали. Так, губернатор города N в "Мертвых душах" занимался вышиванием "разных домашних узоров".

На Востоке профессиональными вышивальщиками были в основном мужчины. Женщины вышивали "для дома, для семьи". Это было типично и для Турции, и для Индии, где по традиции на хлеб должен зарабатывать только мужчина, и ремесло вышивальщика никогда не считалось бабьей профессией.

У индейцев "доколумбовой" Америки вышивку парадных одеяний для жрецов и вождей также выполняли мужчины, женщины работали с "бытовой" одеждой. И сегодня в Мексике тяжелые парадные сомбреро и пояса из кожи вышивают мужчины.

Прусский король Фридрих Великий, современник Моцарта и Вольтера, был не только крупным полководцем и приличным музыкантом, но и неплохим вышивальщиком. А работы нашего современника — шведского короля Густава V — хранятся в Национальном музее Стокгольма.

Олег Булашев