Кориа, Коэн, Гилмор – мировые легенды джаза посетили Киев

15 сентября 2016, 15:45
Новая программа от Jazz in Kiev, "Мурка" от Энвера Измайлова и басовый джаз от Коэна

Чик Кориа Фото: Пресс-служба EQUI Jazz Fest

10 сентября в селе Лесники на территории загородного комплекса прошел музыкальный фестиваль EQUI Jazz Fest.

Концерт-холл – огромный белый шатер со сценой и вип-сектором со столиками – организаторы построили прямо посреди огромного конного поля, окруженного трибунами и ресторанами. Звук выставили на удивление хорошо, так что притопывать в такт и щелкать пальцами можно было где угодно. Что оказалось весьма кстати: джазовые концерты не особо располагают к сидению посреди общего зала. Гораздо уместнее полуподвальные прокуренные помещения, где хриплые басы контрабаса, барабанные ритмы и атональные партии фортепиано пронизывают до костного мозга, заставляя виски в стакане вибрировать в такт барабанным перепонкам.

Реклама

На EQUI Jazz Fest все началось с Алексея Когана, который в уже привычных потертых брюках и рубашке навыпуск рассказал о паре-тройке правил приличия во время концертов и представил первых музыкантов – Jazz in Kiev, которые выступили со специальной программой Shine ("Сияние"), написанной вокалисткой Лаурой Марти и пианисткой Натальей Лебедевой. Это был летний джаз – легкий, незамысловатый, слегка рок-н-ролльный.

После выступил гитарист Энвер Измайлов, настоящий человек-оркестр, который славится тем, что может извлечь из гитары практически любые звуки. Это он и продемонстрировал, сыграв даже... блатную "Мурку". Впрочем, это был разогрев, после чего пошел настоящий джаз – авторские римэйки Дюка Эллингтона и прочих классиков.

Но основное событие, как это водится, приберегли напоследок. Около половины девятого, когда сумерки окончательно сгустились и уступили место ночи, на сцену вышли легенды мирового джаза – пианист Чик Кориа, контрабасист Авишай Коэн и барабанщик Маркус Гилмор. И первые же ноты их пьес удивительно совпали с маршем мурашек, которые пронеслись по телам слушателей.

Реклама

Признаюсь честно: как поклонник бассового джаза, я ждал соло Коэна  и ожидания оправдались полностью. Тягучий – и нервный, ритмичный – но сбивающийся на атональность, холодный, как сама ночь – и горячий, словно солнце, израильский контрабасист едва не затмил звезду вечера Чика Кориа. Впрочем, тот не остался внакладе и превратил свою партию в настоящую звездную ночь, где каждое нажатие клавиш было горящим водородным шаром, а каждая пауза – темной материей, наполняющей пустоту Вселенной. А Маркус Гилмор показал, что барабан – во всяком случае, джазовый барабан – может быть солирующим инструментом, а то и вовсе выступать в одиночку, подобно волнам, накатывающимся на берег, и ударам ветра по кронам деревьев.

Пьесы перемежались рассказами Чика Кориа о музыке, жизни, отце, ранних успехах и зрелых выводах. И все втроем улыбались и наслаждались, играя музыку, которая каждый раз звучит по-своему, которая соткана из импровизаций, подчеркивающих высший класс игры.

Джаз – это, пожалуй, единственный стиль музыки, где живые выступления полностью оправдывают ожидания. Главным образом потому, что сами джазмены – настоящие виртуозы, ведь играть эту музыку так же сложно, как и классические произведения. Потому не каждый музыкант сможет сыграть джазовую пьесу, а тот, что умеет, никогда не подведет.