Код нации: смеется тот, кто никогда не сдается, или тонкости украинского юмора

7 июня 2016, 08:46
Почему у женщин юмор ближе к уху, а киевлян зовут "Кембриджем"

Карикатуры снова в моде.

Наши соотечественники сейчас с гордостью подчеркивают свою принадлежность к украинской нации. Однако на вопросы "Что значит быть украинцем?" и "Что такое быть нацией?" сможет ответить далеко не каждый. Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер. У каждой нации есть ДНК, свой уникальный код, который спрятан в самом простом и, казалось бы, понятном — оберегах, сказках, песнях. В предыдущих публикациях спецпроекта "Секрет нации" мы писали о коде, "зашитом" в мотанках, колыбельных, писанках, вышиванках и сказках. В этот раз мы решили разобраться в уникальности украинского юмора. "Несомненно, у каждого народа и, конечно, у тех, кто живет на землях Украины, есть свой юмористический код, — уверен киевский сатирик, публицист Ян Таксюр. — Это уникальный инструмент, такое утешительное лекарство, которое лечит душу народа. Веками люди в минуты печали или радости прибегают к нему: "От послухайте, куме, бувальщину про нашого пана…" И расскажет озорно, с выдумкой, с острым словцом. А потом вместе посмеются до слез — и, глядишь, жизнь уже не кажется такой тяжелой и несправедливой. И неважно, что пан сегодня не в свитке, а в костюме от Гуччи, и в кармане он носит мандат депутата. Юмористический код Украины, в котором есть место и доброй шутке, и беспощадной иронии, и смешным прозвищам — "опудало", "пришелепкуватий", "несповна розуму" — работал и продолжает работать. Думается, это тот фермент народного характера, который помог нам выжить, сохраниться. Кстати, юмористический код Украины многослойный, в нем есть много от других народов — польского, греческого, еврейского, татарского. Хотелось бы сберечь это народное достояние. Потому что его утрата (или запрет на его проявления) приводит к омрачению жизни, когда унылые, боящиеся шуток и не понимающие юмора люди начинают распоряжаться нашей судьбой. Да пребудет с нами юмор!"

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:

Реклама

Ян Таксюр, сатирик, публицист

Александр Володарский, писатель-сатирик, президент юмористического "Клуба Голохвастова"

Знаменитый украинский писатель-сатирик Остап Вишня юмор и смех считал синонимами свободы. Исходя из этого, мы попытались выяснить, насколько украинцы веселая и, соответственно, свободная нация. Вместе с писателями, сатириками и карикатуристами мы разбирались, каковы особенности украинского юмора, и есть ли какие-то отличия в шутках в отдельных регионах нашей страны.

Реклама

"Разгадать код нации — это, наверное, понять, как украинцы умудряются выживать при очередных бездарных правителях, — предполагает писатель-сатирик Александр Володарский. — Но, простите за тавтологию, без юмора в юморе разобраться трудно. Наблюдая, как люди моего круга общения воспринимают и "поглощают" юмор, я понимаю, что он для них важен так же, как и хлеб насущный. Юмор есть в нас изначально, он витает вокруг нас, он везде, но сформулировать увиденное оригинально и весело, чтобы это вызвало улыбку у других, дано не каждому. Именно поэтому юмористы и сатирики так популярны, а комедия как жанр всегда востребована. По моим наблюдениям, лучший и самый восприимчивый слушатель и зритель — это украинки. Мне кажется, что чувство юмора у женщин расположено ближе к уху, поэтому они быстрее и ярче реагируют на шутки. А вообще синонимами юмора можно назвать любовь и доброту. Я плохо себе представляю злого человека, придумывающего что-то веселое. Задумчивого, обиженного, даже грустного — может быть, но злого — никогда.

Если говорить о специфике национального юмора, то вряд ли он сильно отличается от мировых аналогов. Есть юмор добрый, а есть примитивный и злой, его еще называют черным. Только, по моему мнению, последний — уже совсем не юмор. Украинскому юмору помогает сверкать наш язык, он придает шуткам некую изюминку. Этим языковым инструментом в совершенстве владели Степан Олийнык, Павло Глазовый. Сам украинский язык, его мелодика предрасположены к шуткам. А каждый регион Украины придает юмору свой колорит. В Одессе это делает непередаваемая атмосфера самого города. В Полтаве — безграничная доброта и душевность местного населения. Киев славится своей публикой. Недаром Михаил Жванецкий пишет свои произведения в Одессе, пробует их на своих друзьях, а затем едет "тестировать" на киевской публике. Хазанов даже называл киевскую публику Кембриджем, настолько он счел ее образованной и интеллектуальной".

ЗАПОРОЖЬЕ: "Разумных к разумным, а нас — к вам"

Реклама

Юрик Пилип, атаман запорожского куреня "Хортица" Всеукраинской ассоциации юмористов и сатириков "Весела Січ":

"Украинская нация, несмотря на все голодоморы, войны, лишения, выжила потому, что смеялась. Когда я работал над переводом сборника "Сказання про стародавні минувшини руські", наткнулся на множество примеров блестящего юмора, присущего нашей нации. У наших предков русичей (несколько тысяч лет до н. э.) Баба-яга, например, была персонажем вполне реальным. Когда мужчины в одном из племен не смогли поделить власть, женщины, вооружившись, совершили переворот и взяли все бремя власти на себя. Во главе их стояла Огуда-Ягуда, которая рубила головы непокорным, но при этом обладала отменным чувством юмора.

Казацкие шутки — явление особое. Яркий пример и один из первых артефактов юмора того периода — знаменитое "Письмо турецкому султану". Если брать казацкие фамилии, то помимо того, что они сами по себе были смешными, они выполняли еще и спасительную функцию. Ведь во времена крепостного права помещик, обнаружив фамилию своего крепостного в списках казаков, имел право вернуть его обратно. Поэтому, попав на Сечь, беглецы получали новые фамилии-прозвища, и они не всегда были серьезными. Так, например, "Непийчорнила" могли прозвать писаря, а "Неплюйуборщ" — повара. До сих пор мы сталкиваемся с такими фамилиями, как Непийпиво, Стрижиборода, Задерихвист, Безштанько, Голопупенко, Козолуп и т.п.

Писатели XIX века активно использовали казацкий юмор: произведения Котляревского (особенно "Энеида") и Степана Руданского сплошь пронизаны фольклорными шутками казаков. Как вам, к примеру, из Руданского — последнее желание казака перед тем, как его повесили поляки: "Высоко петлю не задирайте, чтоб вам удобнее было меня в зад целовать".

В одной из своих юморесок сатирик Петро Ребро описал ситуацию, когда приехали казаки к Потемкину. Тот спросил, кто вас таких дурных ко мне прислал, а те ответили: разумных посылают к разумным, а нас — к вам! В 1995 году в колыбели казачества на Запорожье была создана ассоциация юмористов и сатириков "Весела Січ", которая занимается воссозданием юмора наших предков, проводит разнообразные мастер-классы. Как говорил Петро Ребро, выдавший 13 книг о запорожском юморе, "Хотите истинного украинского юмора? Он здесь, в Запорожье".

Аутентичность и колорит. Запорожский юмор — с особым характером.

ОДЕССА: чувство юмора на привозе не купишь

Наталья Делиева, директор театра "Маски-шоу":

"Скажите, этот троллейбус идет в клинику Филатова?" — "Да!" — "А ехать далеко?" — "А если далеко, вы шо, не поедете?" Это Одесса, и ее ни с чем не спутаешь — благодаря местному юмору. Здесь им не торгуют — им разговаривают. Одесская шутка в первую очередь основана на знаниях и интеллектуальном складе ума, чего у одесситов в достатке. Замечено: чем человек умнее, тем искрометнее его шутки. У большинства известных юмористов — выходцев из нашего города как минимум по два высших образования.

Вдобавок к этому одесситы очень свободолюбивы. А юмор, как и свобода, не терпит каких либо рамок, запретов. Но при этом тот же интеллект не позволяет пересекать границы пошлости. Ну и конечно, влияет географическое расположение: море, солнце, свежий воздух располагают к хорошему настроению, при котором невозможно не шутить. А город-порт делает нас мультикультурными: смешение национальностей и кровей постоянно привносит что-то новое из других культур, в том числе и в шутки.

БЕЗ ЗЛОБЫ. Вообще Украина к юмору особо чувствительна. Ведь на протяжении всей истории ее то делят, то нападают на нее, поэтому украинцам ничего не остается, как жить под девизом "Смеяться — значит, не сдаваться!". Следовательно, юмор для украинцев, с одной стороны, некое оружие, а с другой — спасение самих себя. При этом, несмотря на все катаклизмы, самые яркие примеры народного фольклора — украинские анекдоты — очень милые и душевные. В них почти нет злобы. Да и сам по себе украинский язык очень певучий, душевный и веселый, да к тому же еще и с примесью множества акцентов, присущих разным регионам. Вроде ты только начал рассказывать шутку, а люди уже улыбаются. А как иначе? Если наш народ — добрый и открытый, соответственно, и юмор наш не может быть другим. Кстати, лакмусовая бумажка для качества юмора — дети: если они смеются, значит, это действительно весело.

В этом году театру "Маски" 30 лет. В нашем "Доме клоунов" можно встретить шутников со всего мира, которые с удовольствием приезжают на наш фестиваль "Комедиада" (в этом году уже шестой), где себя открыли миру много новых талантов. Первый обладатель Гран-при фестиваля Сергей Кобликов, например, уехал в Париж и успешно работает в театре "Лидо". Частые гости нашего фестиваля — продюсеры, которые буквально охотятся за клоунами, ведь смешить — нелегкий труд, и стать профессиональным шутником может далеко не каждый. Представители известнейших мировых театров выискивают именно украинских клоунов, чтобы переманить их. В самых известных мировых шоу вы обязательно встретите клоуна-украинца! А все потому, что у нас изначально очень хорошая школа. В киевской Академии эстрадного и циркового искусства, например, есть отдельная кафедра клоунады, кафедра пантомимы. Последняя, кстати, исчезающий жанр, а ведь им должен владеть каждый клоун. Дело в том, что он ко всему прочему предполагает еще знание режиссуры, сценарного мастерства. Ну и конечно, стоит отличать клоуна с большой буквы от обычного дурака. Между нами такая же разница, как между искусством и дурачеством.

ВАЖНО ОБАЯНИЕ. Люди, одаренные чувством юмора, — это отмеченные Богом существа. Невозможно объяснить, откуда у человека берется этот талант. Как, наверное, и невозможно научить шутить или быть смешными. Какие-то практические навыки, несомненно, обрести можно, но обаяние, веселый шарм, без которого невозможно смешить и быть смешным, на Привозе не купишь. Приведу небольшой пример. Чтобы попасть к нам на фестиваль, участники присылают свои юмористические номера, записанные на видео. Как-то, просмотрев видео мариупольского дуэта "Моль", я поначалу ничего особенного не увидела. Но они буквально упросили меня приехать. И как только они вышли на сцену, зал был покорен. В итоге ими был завоеван приз "Зрительских симпатий". Вот такая вот метаморфоза юмора!".

Комедиада. Всеукраинский фестиваль клоунады ищет таланты.

На центральном вокзале. В Одессу — только через клоун-контроль.

ЗАРЯД ПОЗИТИВА ИЗ НЕДР ЗЕМЛИ

Борис Барский, актер театра "Маски-шоу":

— Этот город имеет огромные традиции во всех сферах: в музыке, литературе, кино, ну и, естественно, в юморе. Недавно смотрел телепрограмму, где поведали, что под Одессой обнаружили сдвиг титанических пластов, откуда поднимаются положительно заряженные частицы, которые и наполняют нас открытостью, веселостью, душевностью. Чем мы с удовольствием и делимся со всеми, являясь некими донорами позитива. Человек, который умеет шутить, — это здоровый человек. Соответственно, и нация наша здоровая. До тех пор, пока шутим, мы несгибаемы и непобедимы.

Георгий Делиев, режиссер, актер театра "Маски-шоу":

— Одесский юмор постоянно развивается. Каждое новое поколение, беря все лучшее от юмора своих родителей, обязательно привносит что-то свое. Одесситы по своей природе очень плодовиты, в смысле шуток в том числе, и чувство юмора, заложенное в нашей крови, растет в геометрической прогрессии. Это я могу судить даже по своим детям.

ПОЛТАВА: карикатура снова в моде

"Кум у кума на дні народження сало наминає, і з паляницею, і з горілкою, і так, і сяк... Той простягує хрін та цибулю, й каже: "Куме, що ви все сало та сало. Ось скуштуйте чогось гостренького!" — "Воно-то так, куме. Але мені й сало не тупе..." Такой он, полтавский юмор. "Если одесские шутки — это интернациональный микс, то полтавские тоже основаны на смеси, но только из других ингредиентов — городского и сельского колорита, ведь почти у каждого местного горожанина есть свой кусочек земли, — говорит Михаил Шлафер — единственный карикатурист в мире, который несколько лет занимал пост главного городского художника. — Изначально на формирование нашего юмора повлияло территориальное расположение. Полтава — это центр Украины, где издревле пересекались дороги жителей со всех уголков страны. Это не могло не влиять в том числе и на многогранное чувство юмора полтавчан, подкрепленное характерным местным суржиком. Здесь перемешан как народный кумовской юмор, так и литературно-фольклорный. И не зря наш регион называют душой Украины. Ведь тут родились и работали многие культурные уникумы нашей нации, начиная от Котляревского, Гоголя, Остапа Вишни и заканчивая Андреем Данилко. Соответственно, и публика полтавская готова воспринимать качественный юмор. Из-за этого она очень требовательна, ценит смешное и искрометное, не терпит пошлости и занудства.

Много лет столицей юмора в Украине считалась Одесса. Но сегодня пальму юморного первенства с ней делит славный город Полтава. Во многом благодаря тому, что пропагандировал Николай Васильевич много лет назад: смеяться надо не над кривым носом, а над кривою душою. Его земляки следуют этому закону и сейчас.

Уже 16 лет подряд 1 апреля в Полтаву на фестиваль карикатур "Карлюка" съезжаются юмористы не только из Украины, но из многих стран мира — и самим посмеяться, и других посмешить. Поводом для выбора этой даты стало не празднование Дня дурака, а день рождение Гоголя. Юмористический фестиваль в этот день проводят и в Одессе, но я не чувствую, что мы конкуренты. Более того, на момент организации и проведения первого конкурса я был членом Одесского клуба карикатуристов, и по всем организационным и творческим вопросам активно советовался с коллегами по клубу; с первого мероприятия мы дружим городами, обмениваясь выставками. Да и форматы у нас разные: в Одессе первоапрельский фестиваль все-таки уличный, в Полтаве же мы уютно расположились в галерее. Благодаря "Карлюке" мы вывели карикатуру на новый уровень, сделав этот жанр модным: сегодня в Полтаве получить в подарок карикатуру или шарж считается очень престижным".

Шлафер (справа). И "воскресающий" к 1 апреля Николай Гоголь.

1 апреля. Юмор в Полтаве не только моден, но и интернационален.