Ключ к вузу: не откладывайте подготовку к тестам на последний год

14 марта 2012, 13:31
Рекордсмены по ВНО рассказывают о своих секретах подготовки к тестам.

Лена набрала на тестах 590 баллов. Из фотоархива Е. Бережнюк

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться. Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в Национальном университете им. Т. Шевченко, КПИ и Киево-Могилянской академии. Здесь практически по всем специальностям — по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ) и даже до 180 баллов (так сделали в Могилянке).

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" будут рассказывать рекордсмены по тестированию, набравшие по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

Реклама

ЕЛЕНА БЕРЕЖНЮК: "ГОТОВИЛАСЬ К ТЕСТАМ 2 ГОДА"

На ВНО набрала 590 баллов по украинскому языку и литературе, истории Украины и творческому конкурсу. Сейчас учится в КНУ им. Т. Шевченко. Лена рассказала, как достигла успеха

— Елена, вы набрали высокие баллы на тестировании. Как вам это удалось?

Реклама

— Дело в том, что я решила не откладывать подготовку к ВНО на последний год учебы в школе, чтобы не перегружать себя большим объемом информации. Поэтому вместе с репетиторами начала грызть гранит науки еще в 10-м классе. К слову, немаловажным стимулом достичь высоких результатов было мое желание учиться в престижном вузе. Я знала, что потянуть стоимость контракта родители не смогут, поэтому мне нужно было приложить максимум усилий, чтобы поступить на бюджет.

— А как вы готовились по каждому из предметов?.

— Начну с украинского языка и литературы. Необходимые для сдачи теста произведения я перечитала в сокращенном виде, так как читала их раньше. После прочтения каждого из них мы с моим репетитором обсуждали содержание, а также она мне зачитывала те цитаты оттуда, которые могут пригодиться на тестировании. Например, описание главных и второстепенных персонажей. Кроме этого, я прорабатывала критическую литературу. Оттуда важно почерпнуть не только информацию о самом произведении, но и о творчестве писателя, например, то, к какому литературному течению он принадлежал, или при каких обстоятельствах были написаны его книги. Эти знания полезны для сдачи ВНО. Еще один важный момент — поэзия и небольшие рассказы или новеллы. Их лучше всего перечитать еще раз уже накануне тестирования, так как многие детали из них забываются, например, символы. Лично я так и сделала. Если же говорить об украинском языке, то при подготовке к нему я делала ставку на практику. Так, чтобы выучить и запомнить грамматику, после каждой темы я проходила около 10-ти тестов. К слову, такой метод хорош тем, что позволяет оперативно выявить пробелы в знаниях.

Реклама

— Дайте совет, как хорошо написать сочинение по украинскому языку?

— Как можно больше практиковаться. Например, я каждую неделю писала сочинение по типу ВНО. Также во многом справиться с ним мне помог опыт участия в литературных конкурсах, а также в Малой академии наук. Кстати, хочу отметить, что при написании сочинения не стоит злоупотреблять словесными "красивостями". Например, я знаю случаи, когда именно из-за этого ребята получали меньше баллов. Для проверяющего важнее умение абитуриента кратко и логично выражать свои мысли, подкрепляя их аргументами. Поэтому при домашней подготовке лучше всего делать упор именно на подбор аргументов. Еще очень ценится, когда в сочинении поступающий ссылается на произведение из украинской литературы, которого нет в программе ВНО. Ведь это свидетельствует о его углубленных знаниях по этому предмету.

— А как вы учили историю Украины?

— Здесь главное — понять логику исторических событий. Поэтому мы с моим репетитором работали по такой системе: сначала проходили тему, затем делали конспект, а потом я устно все это ей пересказывала. По ходу моего рассказа у нее возникали уточняющие вопросы, например, что было перед тем или иным событием, почему произошло так, а не иначе. Проговаривая все это, я лучше понимала и запоминала материал. Также по истории я, помимо конспекта с описанием исторических событий, вела еще один. Туда я записывала информацию о том, что происходило в культуре Украины в тот или иной период. Ведь из-за того, что при подготовке упор делается все же на запоминание исторических событий, этот материал теряется на фоне основного массива информации. А это плохо. Ведь такие вопросы есть на ВНО. Не обошлась моя подготовка и без работы с историческими картами и документами. Также, готовясь, советую обращать внимание на карикатуры, которые даются в учебнике. На тестах могут спросить, к какому периоду они относятся.

— Рассказывая о своей подготовке, вы упомянули, что информация хорошо запоминается, если ее проговорить. А есть ли у вас еще какие-то секреты запоминания?

— Важно периодически возвращаться к пройденному, чтобы в голове сохранялась логическая связь между блоками материала. Выученное можно просто повторить или же можно решать тесты. Например, когда я учила историю, то сначала проходила тесты по конкретной теме, а потом бралась за общий тест по всем темам.

"УЧИЛА РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО НА СВОИ СИЛЫ"

Наталья Бережнюк, банковский служащий, мать Лены Бережнюк:

"С детства Лена любила читать и узнавать много нового для себя. Эта ее детская страсть к познанию потом перешла и на учебу в школе. Ей нравилось учиться, поэтому мне не нужно было ее контролировать. Со своей стороны я только старалась помочь ей. Например, рассказывала, как правильно распределять время. Также я учила дочь рассчитывать только на свои силы, поэтому она понимала, что знания и хорошие оценки нужны, в первую очередь, ей, и старалась всегда достигать высоких результатов. Кстати, помимо учебы, она участвовала в олимпиадах, конкурсах, играла в "Что? Где? Когда?". Иногда мне казалось, что это утомляет ее, однако все равно не запрещала этим заниматься, чтобы не лишить инициативности. Также в воспитании дочери для меня было важно сформировать доверительные отношения с ней. Поэтому, например, если возникал какой-то конфликт, то я старалась все же не ругать Лену, даже если она была виноватой, а спокойно проговорить ситуацию. Конечно же, не всегда удавалось понять друг друга, но зато в душе ни у кого не оставалось неприятного "осадка" или обиды".

КОММЕНТАРИЙ

Виктория Ермошина, детский психолог, семейный психотерапевт:

"Случай Лены — яркий пример того, как правильное поведение со стороны родителей помогло их ребенку достичь успехов в учебе. Выстроенные на доверии и взаимном интересе отношения помогли девочке вырасти гармоничной личностью. А благодаря тому, что родители научили дочь распределять время, она стала организованной и самостоятельной в учебе. И в итоге выстроила хорошую учебную "стратегию", с помощью которой смогла отлично подготовиться к ВНО. Кроме того, давая Лене проявлять себя в разных сферах и помогая реализовываться, мама и папа только укрепляли ее уверенность в своих силах.

А всем родителям я бы посоветовала:

1. Постоянно поддерживайте интерес ребенка к учебе. Ведь дети часто не понимают, зачем им просто так накапливать учебный материал, поэтому и не хотят учиться. А цель — поступление в вуз — слишком далека для них. Поэтому показывайте им, как можно применить полученные знания здесь и сейчас. Например, знания по географии можно применить вместе в очередной семейной поездке.

2. Любую тревогу ребенка воспринимайте серьезно, не говорите фразы типа: "Какие глупости! Нашел из-за чего переживать!". Ведь тогда он будет думать, что, если из-за этого не стоит переживать, а он почему-то переживает — значит, с ним что-то не в порядке. Напряжение, связанное с этим, будет только накапливаться в нем и мешать нормально учиться. Поэтому подробно расспрашивайте у ребенка о его проблеме. Такой разговор поможет ему почувствовать вашу поддержку и снова сконцентрироваться на учебе".