Ключ к вузу: делайте таблицы и читайте газеты на иностранном языке

28 февраля 2012, 11:12
Рекордсмены по ВНО рассказали о своих секретах подготовки.

Катерина Грицайчук. Набрала на тестах 600 баллов

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться. Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в Национальном университете им. Т. Шевченко, КПИ и Киево-Могилянской академии. Здесь практически по всем специальностям — по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ) и даже до 180 баллов (так сделали в Могилянке).

Читайте также Ключ к вузу: составьте план занятий, а конспекты пишите тезисно

Реклама

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" будут рассказывать рекордсмены по тестированию, набравшие по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

"ВСЕГДА УЧИЛАСЬ С ИНТЕРЕСОМ"

Катерина Грицайчук на ВНО набрала 600 баллов по украинскому языку и литературе, истории Украины и французскому. Сейчас изучает филологию в КНУ им. Т. Шевченко. Катя рассказала, как достигла успеха

Реклама

— Катерина, вам удалось набрать максимум на ВНО. В чем секрет успеха?

История, украинский и французский языки были моими самыми любимыми предметами. Всегда учила их с большим интересом. Поэтому даже к тестам я готовилась в определенной степени с удовольствием. Кстати, именно интерес к новым знаниям (и только потом — поступление в вуз) стимулировал меня хорошо учиться в школе.

— Такой увлеченности можно только позавидовать. Поэтому наверняка у вас, когда пришлось готовиться к ВНО, была уже хорошая база и вы обошлись без репетиторов?

Реклама

— Да, по всем предметам я готовилась самостоятельно. Разве что по истории Украины, когда выучила весь материал, то пошла на подготовительные курсы в Киево-Могилянскую академию, чтобы структурировать свои знания и повторить пройденное.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно, как вы готовились по каждому из предметов.

— Начну с истории Украины. К этому тесту я начала готовиться еще в конце 10-го класса. Поэтому к началу следующего учебного года мне не спеша удалось прочесть все школьные учебники, начиная с 5-го класса. Пожалуй, сложнее всего для меня было выучить ХХ ст. в истории нашей страны. Ведь именно тогда происходило очень много важных исторических событий, в которых необходимо было хорошо ориентироваться для сдачи ВНО. Поэтому, чтобы лучше все запомнить, я сделала себе хронологическую таблицу с кратким их описанием. Кстати, я бы посоветовала всем абитуриентам сосредоточиться при подготовке именно на этом историческом периоде, потому что на тестах вопросов по нему — больше всего. Также стоит ознакомиться с текстом исторических документов, которые есть в конце параграфов. Это тоже есть в заданиях ВНО.

— А что с остальными предметами — украинским языком и литературой, а также французским?

— Что до первого, то в начале учебного года я начала перечитывать художественные произведения и учить на память стихи, которые нужны были для сдачи ВНО. После прочтения конкретного произведения я также прорабатывала критику к нему, чтобы лучше его понять. Кстати, читать критическую литературу полезно еще и тем, что в ней можно найти высказывания тогдашних литературных критиков или других писателей о той или иной книге. Важно обращать внимание на них, так как на тестах были такие вопросы. Еще по украинской литературе я вела конспект, куда выписывала идею произведения, главных и второстепенных персонажей, характеристики, которые им давал автор или другие герои, а также, если были, символы. Огромный плюс такого моего подхода еще был и в том, что материал, когда я его прописывала, лучше запоминался. Так же я делала, чтобы запомнить исключения из правил, готовясь к украинскому языку: выписывала их на листе А4 и вешала, например, над рабочим столом или над кроватью. Ну а чтобы подготовиться к сочинению на ВНО, я брала темы прошлых годов и тезисно прописывала вступление, аргументы, примеры из литературы к ним и выводы. Писать его целиком мне было не нужно, потому что я с 8-го класса участвовала и побеждала в олимпиадах и литературных конкурсах, поэтому проблем с написанием текстов у меня не было.

— Кстати, насколько я знаю, не меньшие достижения у вас и по французскому языку: в выпускном классе вы заняли 2-е место на всеукраинском этапе олимпиады. Наверное, дома вы вообще не готовились к тесту по этому предмету?

— Нет, это не так. Более того, тесты по иностранному языку — самое сложно испытание для абитуриентов. Ведь они требуют хорошего запаса тематической лексики. Поэтому в процессе подготовки я читала статьи из французских газет, которые находила в интернете, выписывая оттуда нужные слова. Например, о погоде, путешествиях, спорте, науке и т.д. Как правило, именно эти темы дают на ВНО. А чтобы лучше запомнить иностранную лексику, я писала сочинения.

— Видно, что вы проделали огромную работу. Скажите, у вас оставалось время на что-¬то еще, кроме учебы?

— Конечно! Я следила за тем, чтобы у меня сохранялся баланс между учебой и отдыхом. Ведь это тоже один из компонентов успешной подготовки. Поэтому всегда находила время для походов в кино или встреч с друзьями.

"НИКОГДА НЕ ТРЕБОВАЛА ОТЛИЧНЫХ ОЦЕНОК"

Надежда Грицайчук, инженер, мать Кати Грицайчук

"Чтобы дочке было интересно ходить в 1-й класс, я не стремилась до школы развить навыки, необходимые ей для учебы там, до совершенства. Для меня было главнее уделять ей как можно больше внимания и развивать ее кругозор. Так, Катя с детства любила много читать, поэтому мы с мужем покупали ей книжки, вместе их читали и обсуждали, а также ходили в театры. А в школе она быстро стала самостоятельной и организованной в учебе. К тому же ей нравилось учиться. Поэтому мне не нужно было контролировать ее. Также я никогда не требовала от нее отличных оценок и уж тем более по всем предметам, ведь быть лучшей во всем невозможно. Но она сама стремилась быть всегда на высоте, поэтому старалась успевать по всем дисциплинам. Правда, не всегда это удавалось, и Катя порой приносила не самые высокие баллы. Но я никогда не упрекала ее за неудачи".

КОММЕНТАРИЙ

Виктория Ермошина, детский психолог, психотерапевт:

"Успехи в школе зависят не только от способностей ребенка, но и от вовлеченности родителей в процесс его обучения и развития. В случае с Катей видно, что папа и мама с детства сопровождали и поддерживали ее во всех начинаниях, в том числе и в учебе. Это стимулировало девочку хорошо учиться. Кроме этого, в семье не делали своеобразного "культа" из учебы, требуя отличных оценок. Благодаря этому Катя не чувствовала напряжения, связанного с ожиданиями родителей и с боязнью их не оправдать. Поэтому школьные занятия приносили удовольствие, и она могла всецело посвящать себя изучению любимых предметов.

А всем родителям я бы посоветовала:

1. Когда ребенок становится школьником, то многие родители в общении с ним начинают интересоваться только его учебными успехами. И при этом еще и обесценивают другие его увлечения, называя их несерьезными и порой даже запрещая заниматься любимым делом. Увы, это чревато тем, что ребенок сначала может перестать доверять и уважать родителей, а потом в знак протеста перестать учиться. Чтобы такого не случилось, можно по вечерам вместе заниматься, например, тем же хобби ребенка. Так удастся сохранить эмоциональный контакт с ним и помочь расслабиться после школы.

2. Успеваемость во многом зависит от того, насколько школьник самостоятелен в учебе. Отсюда задача для родителей — научить его учиться (например, рассказать, как правильно работать с информацией) и с умом распределять время.