Ключ к вузу: составьте план занятий, а конспекты пишите тезисно

31 января 2012, 14:53
Рекордсменка по тестированию рассказала о секретах своего успеха.

Львовянка набрала на тестах 600 баллов. Фото из фотоархива И. Семенюк

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться. Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в Национальном университете им. Т. Шевченко, КПИ и Киево-Могилянской академии. Здесь практически по всем специальностям — по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ) и даже до 180 баллов (так сделали в Могилянке).

Читайте также Абитуриенту-2012: как будем поступать в топовые вузы Киева

Реклама

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" будут рассказывать рекордсмены по тестированию, набравшие по 200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

ИРИНА СЕМЕНЮК: "УЧИЛАСЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ"

На ВНО набрала 600 баллов по украинскому языку и литературе, математике, химии. Сейчас учится во Львовском медуниверситете им. Д. Галицкого. Ирина рассказала, как достигла успеха

Реклама

— Ирина, как Вам удалось набрать возможный максимум на тестах?

— Нет никаких секретов. На протяжении всех лет школьной учебы я училась систематически и никогда не запускала ни один предмет. Поэтому, когда в 11-м классе пришлось готовиться к ВНО, во многом мне помогли знания, полученные в младших классах.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно, как вы готовились по каждому из предметов.

Реклама

— Начну с химии. Я училась в химико-биологическом классе Львовского физико-математического лицея, где этому предмету уделялось большое внимание. Материала, который мы проходили, было достаточно для хорошей подготовки. А в 11-м классе учительница стала приучать нас к формату ВНО. Так, все контрольные проходили исключительно в виде тестов. Кроме того, на уроках мы разбирали задания из прошлогодних вариантов ВНО, а весь 2-й семестр посвятили повторению всего, что учили. Также я неоднократно побеждала на олимпиадах по химии, а в выпускном классе заняла 3-е место на всеукраинском этапе. Подготовка к ним дала мне большой запас знаний по предмету.

— Наверное, дома вы вообще не занимались химией?

— Нет, без этого не обошлось. Я распечатала программу ВНО и, основываясь на ней, расписала подробный план, что и когда я буду учить. Если же говорить об источниках информации, то школьных учебников для подготовки было вполне достаточно. Еще я решала много химических расчетных задач. Почему? Во-первых, их задают на тестировании, поэтому чем больше практики, тем лучше. Во-вторых, отдельные примеры, описанные в них, помогают глубже понять суть химических процессов и узнать больше о свойствах элементов, соединений, веществ. А это важно для сдачи ВНО.

— А что с остальными предметами — математикой, украинским языком и литературой?

— В случае с первым предметом — я обращалась за консультациями к своей учительнице по математике из той школы, где училась до лицея. Что до второго, то ним я занималась самостоятельно. Например, чтобы справиться с тестом по литературе, я перечитала все необходимые произведения в сокращенном виде (так как читала их раньше) и критику, чтобы лучше их понять. Также по этому предмету я сделала небольшой конспект с кратким описанием каждого из произведений: о чем оно, его идея, имена главных героев и их описание. Он придется очень кстати накануне ВНО, чтобы "освежить" знания. Тем более, что на тестах было много вопросов именно на соответствие между персонажами и их описанием. Еще я повторила все стихи, ведь умение процитировать что-то на память в сочинении на тестах — ценится проверяющими. К слову, именно его я боялась больше всего. Поэтому, чтобы не растеряться на тестировании, я тренировалась дома писать сочинение. В итоге разработала такую схему его написания, которой воспользовалась и на ВНО: сначала на черновике набрасывала тезисный план, а затем анализировала, где лучше вставить пример из литературы. Как только "каркас" был готов, сразу же приступала за написание в чистовике (то есть больше не тратила зря время на работу с черновиком). Если же говорить об украинском языке, то, чтобы запомнить правила грамматики, я много практиковалась. Когда проходила определенную тему, делала несколько десятков упражнений.

— А как вы еще запоминали информацию?

— Лучший способ — это повторение пройденного. Поэтому каждый день подготовки к ВНО я начинала именно с этого. Кстати, не советую злоупотреблять конспектированием для запоминания материала. Если уж и делать конспект, то там должны быть краткие тезисы. И то только того, что выучил сам абитуриент, а не выписал из книги.

— Видно, что вы увлечены учебой. А что стимулировало вас хорошо учиться?

— Прежде всего, интерес к новым знаниям. Еще – коллектив в лицее. Ведь в такие учебные заведения приходят мотивированные ребята. Отставать от них не хотелось.

— Помимо учебы, у вас были какие-то увлечения?

— Куда же без них! Я занималась волейболом, а также закончила две музыкальные школы, по классу фортепиано и вокала.

"ВМЕСТЕ С ДОЧКОЙ РАЗБИРАЛИ ОШИБКИ"

Елена Васильевна, мать Ирины Семенюк, преподаватель:

"Я занималась развитием дочери с раннего детства. Когда Ире было, скажем чуть больше года, я начала учить ее различать буквы. Так что к 3-м годам она уже знала алфавит, в четыре – умела читать по слогам. Еще я обучала дочку языкам – русскому, украинскому и английскому. Естественно, настолько, насколько этому возможно научить маленького ребенка. Например, во время прогулки я ей рассказывала, как называется тот или ной объект на трех языках. Также дочка с детства любила книги, взахлеб учила стихи и занималась музыкой. Она была настолько развита, что я, чтобы ей не было скучно в 1-м классе, отдала ее туда во втором полугодии, где дети были на год старше. Чтобы она не училась тому, что уже умеет.

Кстати, Ира пошла сразу в специализированную математическую школу. Я считаю, что математическое образование необходимо для развития аналитического и структурированного мышления. Что до успеваемости, то дочка всегда сама стремилась к хорошим оценкам. Мне оставалось только направлять моего ребенка и всячески помогать ему, что я и делала. Например, я советовала ей, как лучше распределять время, чтобы все успевать, или как работать с источниками информации. А если что-то не получалось, то я никогда ее не упрекала. Мы просто вместе с ней садились и разбирали ошибки, чтобы она их больше не допускала".

КОММЕНТАРИЙ

Светлана Мугаль, детский и семейный психолог:

"Благодаря тому, что родители с раннего детства всячески развивали интересы Иры, им удалось привить ей любовь к учебе. Поэтому уже с ранних лет девочка понимала, зачем она учится. Это стимулировало ее делать это систематически, а знания за счет этого приходили постепенно и хорошо усваивались. Также постоянная поддержка со стороны родителей, школьных учителей и участие в олимпиадах сформировало у Иры уверенность в себе. Это тоже помогло ей достичь высоких результатов.

А всем родителям я бы посоветовала:

1. Во многом успехи в школе зависят от того, как ребенок организовывает свой учебный процесс. Однако далеко не всегда он в силу возраста может разработать хорошую учебную "стратегию". Поэтому родителям необходимо помочь ему. Например, рассказать, как лучше распределять время, когда сделать паузу, если что-то не получается, и т.д.

2. Стараясь вырастить умного ребенка, не переусердствуйте! Иногда родители настолько зацикливаются на этом, что начинают интересоваться только успехами в учебе, забывая при этом о внутреннем мире ребенка. В такой ситуации чадо чувствует себя роботом и злится на школу, ведь из-за нее, по его мнению, его перестали любить. В итоге перестает учиться. Если такое произошло, то нужно восстанавливать эмоциональную связь с ребенком. Например, минимум на час в день нужно наложить табу на разговоры об учебе, общаясь с ним о его желаниях и увлечениях".