Кино снимали всем селом

19 октября 2018, 17:43
Премьера. Фильм создавали 10 лет, картину поддерживает Дэвид Линч, в главной роли — казак-реконструктор

Скоро, 25 октября, на экраны кинотеатров выйдет уникальная мистическо-историческая драма "Черный казак". Действие ленты происходит в XVII веке. Сюжет рассказывает о девушке Анне, которая пытается растить маленькую дочь сама, так как ее муж не вернулся с войны. Однажды Анна замечает, что по ночам к ней приходит казак, одетый в черное, и помогает по хозяйству. Девушка влюбляется в казака, но выясняется, что он проклят.

Уникальность картины в том, что это первый украинский народный фильм. То есть снятый без финансовой поддержки государства и крупных инвесторов. Скромный, по нынешним меркам, бюджет — чуть более 2 млн грн — создатели ленты искали сами. Эти средства пошли на аренду съемочной аппаратуры, подготовку локаций и решение прочих технических задач. А все 487 человек, участвовавших в съемках, делали это исключительно на волонтерских началах. В связи с этим создание фильма растянулось на 10 лет.

Главные роли в ленте исполнили Марина Юрчак — единственная профессиональная актриса из всего актерского состава фильма (окончила Театральный институт им. Карпенко-Карого), и Василий Середенко — в жизни член экипажа реконструированного казацкого корабля-чайки "Пресвята Покрова". Также в фильме снялись братья Дмитрий и Виталий Капрановы — писатели, издатели и общественные деятели, Сергей Постолников — руководитель этно-коллективов "Гуляйгород" и "Чорноморці", Денис Богуш — украинский политтехнолог, Наоми Умань — американский режиссер и другие.

Сценарий к фильму по мотивам сказки "Про вдову Ганну Шулячку, Чорного Козака і страшне закляття" написал автор этого произведения — писатель Сашко Лирник.

/ Фото: Фото: А.Бойко

А вот идея снять полнометражный фильм о Черном казаке зародилась в маленьком селе Легедзино Черкасской области. Инициатором съемки, а в итоге и режиссером ленты стал директор Государственного историко-культурного заповедника "Трипольская культура" Владислав Чабанюк. По образованию Владислав — историк, но он также увлекается кинематографом, в связи с чем еще в 1993 году создал народную киностудию "Мальва", которая снимала короткометражные ленты на темы археологии, истории и т. д. Фильмы киностудии 14 раз (!) становились победителями на всеукраинских конкурсах аматорского кино.

Также в "копилку уникальности" проекта добавим тот факт, что "Черный казак" — это первый украинский фильм, выход на экран которого поддерживает... Фонд Дэвида Линча (легендарный режиссер, создатель знаменитого сериала "Твин Пикс"). Благодаря такому сотрудничеству, а также поддержке украинской компании "Цитрус" – национальной компании, которая поддерживает развитие национальной культуры, картину можно будет посмотреть более чем в 80-ти кинотеатрах Украины. Кроме того, планируется прокат и в США. На допремьерным показе в Киеве (23 октября), планируется прямое включение, во время которого пришедшие смогут пообщаться с самим Дэвидом Линчем. Также средства, собранные с проката, будут направленны в Фонд Дэвида Линча и благотворительную организацию "Комбат-ЮА", которая оказывает помощь бойцам АТО.

"Сегодня" отправилась в Легедзино, чтобы перед премьерой "Черного казака" пообщаться с создателем и главным идейным вдохновителем ленты. Владислав Чабанюк встретил нас в музее Трипольской культуры и сразу же рассказал, чем занимается в свободное от кино время. "Здесь мы клеем керамическую посуду трипольцев. Этим вещам более шести тысяч лет! Ищем артефакты не только в наших краях, — наши друзья работают на Десне и передают находки в музей. То, где мы сейчас находимся, — это самое большое поселение в мире, относящееся к медно-каменному периоду. Если в те времена существовали поселения, например, на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Балканах площадью в 50 га — то они считались очень большими поселениями. А у нас — 450 га!" — отмечает Владислав. Музей, на который государство практически не выделяет деньги, хоть и требует ремонта, но содержится в хорошем состоянии. Сразу видна любовь Чабанюка и его коллег к истории и тому, что они делают. Это, кстати, и стало ключевым фактором для создания фильма "Черный казак".

Владислав Чабанюк: "Вначале на фильм у нас было 10 тыс. грн"

— Владислав, вы 10 лет снимали фильм на голом энтузиазме...

— Без денег на одном энтузиазме, к сожалению, не получилось бы. Мы договорились, что снимаем фильм как бы для своих. И сделаем это бесплатно. Но потом выяснилось, что деньги нужны на хорошую аппаратуру, объективы, на свет, на транспорт, на питание: съедутся на съемку 50 человек, они же хотят есть. К расходам также приписываются локации, потому что где-то можно договориться, а где-то — арендовать помещение.

Когда мы начинали снимать, у нас было 10 тыс. грн. И через два дня их не стало. И как это часто бывает, последние сцены фильма — самые трудные — мы снимали в первый день.

Следующую сцену мы начали снимать только через полгода. И она, в итоге, даже не вошла в фильм. Там были кое-какие технические проблемы с ней. А потом мы вошли в ритм и нашли людей, которые понемногу финансировали съемки.

Кстати, если мы уж говорим, что 10 лет снимали, то это не совсем так. Начали снимать в 2008 году и уже к 2013 он был практически смонтирован. Потом мы кое-что поменяли, перемонтировали — временем мы располагали. Монтировали мы фильм прямо тут, в селе с Николаем, моим коллегой. Сидели в такой маленькой каптерке. А вот постпродакшн на уровне нашей техники мы уже сделать не могли.

— Что входило в постпродакшн?

— Цветокоррекция. Разные технические моменты, а также звук. Мы его не писали на съемочной площадке, у нас просто не было такой возможности и такого человека, который бы этим занимался на волонтерских началах. Поэтому на этапе постпродакшена понадобились средства на озвучку фильма. Весь звук нам нужно было писать с нуля. В студии мы записывали актеров, интершумы, а это все деньги и немалые. Вы же не придете на студию и не скажете: вот мы такие классные ребята — сделайте нам в десять раз дешевле. Так не получится.

— Государство никак не помогало с созданием фильма?

— В свое время были даже партии, которые хотели помочь с финансированием. Но мы решили, что не хотим ни под кого лезть. Мы начали сами фильм делать, мы его сами и закончим. Для нас было главное — украинская идея и все, что с этим связано.

— Как пришла идея снять этот фильм?

— Кинематограф всегда меня интересовал. Первые короткометражки я снимал еще на пленку в 1986 году. Была одна студия, потом вторая, которые я создавал. Собирал своих единомышленников, и мы, скажем так, играли в кино. Были победителями многих фестивалей аматорского кино. Знаковый фильм был "Ойра" 2003 года. К нам обратилась Аня Яровенко, режиссер-документалист, которая видела наши фильмы и решила снять документалку о том, как мы снимаем фильм. Мы согласились. И вот приехала профессиональная съемочная команда, которая начала снимать нас в то время, как мы снимали фильм. И мы с ними так сдружились. И появилась такая спайка с профессиональными киношниками, среди которых был оператор Александр Кришталович, один из лучших операторов в Украине.

В целом же появление в нашей жизни этих людей дало нам возможность пофантазировать про съемку более сложного фильма. И вот через пару лет сформировалась идея снять что-то более масштабное.

— Почему решили снять кино именно на такую тему?

— Во-первых, казацкая тема меня всегда очень интересовала. Еще с детства. Я когда-то принимал участие в конных казацких походах. Когда в школе работал учителем истории. Это было в Винницкой области еще. У нас в школе были кони, и мы с детьми ходили в конные походы. Это было в 1989 году. Мы с детьми прошли тогда больше 4,5 тысячи км. И эта тема казацкая не просто из книг, когда ты не просто шароварный казак из театра, — ты пропах дымом и конским потом. Это другое восприятие истории. И мне, как историку, такая визуализация давала еще больший толчок интересоваться этой темой.

А сказка Сашка Лирника, с одной стороны, очень простая, но там заложены очень глубокие моменты, которые можно еще углублять. И мне эта сказка нравилась еще до того, как я познакомился с ее автором.

А познакомились мы с ним благодаря Ане Яровенко, которая его к нам привезла. Это было Рождество, ужасный холод. Люди приходили в клуб с полуторалитровыми бутылками горячей воды, садились на них, чтобы согреться и слушали его. После этого он ночевал у меня, мы ужинали, а в такие моменты и рождаются безумные идеи. Я говорю: есть у тебя сказка одна — просто бомба. Давай попробуем снять по ней фильм.

Еще интересно, что 25 октября стартует прокат "Черного казака" в кинотеатрах и ровно 10 лет назад, 25 октября, мы сняли первый кадр этого фильма. Прокатчики не знали про это число. Это такое совпадение.

— Большинство людей, особенно в массовых сценах, — это не актеры. Как вам с ними работалось?

— Единственным профессиональным актером у нас была главная героиня фильма Марина Юрчак. Остальным же нужно было объяснять, что делать. Но я не сказал бы, что отсутствие актерского образования было решающим. Было много людей, которые без такого образования очень хорошо сыграли.

Во-первых, наши главные герои, если это даже не актеры — это люди публичные. Они привыкли выступать, говорить или петь. Или к примеру, казаки наши — они реконструкторы. Они носят оселедцы, принимают участие в реконструкциях казацких боев. Они максимально живут в той эпохе. Поэтому их загонять в XVII столетие не нужно было. Им нужно было только объяснить, кого они играют и что они должны делать. И у них, на мой взгляд, все получалось органично.

— В самом селе много снимали?

— В Легедзине снимали не много сцен. За селом снимали сцену плена. Там такие красивые места нашли, чтобы не было столбов электрических в кадре. В селе снимали шинок, нашли одну старую хату из нее сделали шинок. И еще одну сцену снимали в реконструированной трипольской хате снимали одну из сцен. Остальные локации были уже в других местах.

Автор: Сергей Коршунов