Киевлянке пришло письмо от мужа с войны через 70 лет: "Есть ли у тебя хлеб? Немцы, сволочи, никак не успокаиваются"

22 августа 2011, 09:00
Весточка полвека пролежала у коллекционера и дошла к родным адресата без 30 рублей

Надежда Сергеевна. Получила весточку от мужа после его смерти. Фото: А. Искрицкая

В Киеве произошла удивительная история. 85-летней Надежде Вельдяскиной пришло письмо ее мужа Иллариона из далекого прошлого. Письмо было отправлено 70 лет назад. "Весточку муж отправил своей матери в село Курилово в Мордовию (Россия), когда началась война (в июле 1941 года. — Авт.).

ФОТО Киевлянка получила весточку с войны через 70 лет

Реклама

Ему было 24 года и он тогда служил в Каменец-Подольском, — вспоминает Надежда Сергеевна. — Когда мне его вручили, у меня дрожали руки и не могла сдержать слез. Мой Ларик еще в 98-м году умер, а тут от него письмо пришло!".

Оказалось, что почтовый эшелон в далеком 41-м был разбит фашистами. Тогда педантичные немцы сохранили все письма, чтобы изучить настроения Красной армии. Каким-то чудом через столько лет оно уцелело и оказалось у одного австрийского коллекционера. Он-то и передал письмо Австрийскому посольству в Киеве.

Реклама

Солдат. Илларион Вельдяскин. Фото: А. Искрицкая

В письме на одной страничке из тетрадки Илларион пишет: "Здравствуй, дорогая мама!... На днях я отослал тебе посылку, а еще раньше послал 100 рублей по почте и 30 рублей в этом письме. Напиши мне, получила ли ты все это или нет. Напиши, взяли ли в армию Ивана и Серафима (братья. — Авт.). Как ты живешь, мама? Есть ли у тебя хлеб? Плохо только, что война началась, немцы, сволочи, никак не успокаиваются...". Денег в запоздалом письме не оказалось и что было в той посылке, родственники солдата не знают. А мама Иллариона — Прасковья — давно умерла.

ПИСАЛ СТИХИ. В руках Надежда Сергеевна держит черно-белую фотографию мужа в форме. "В 1941-м мы еще не были знакомы. А познакомились только год спустя в запасном стрелковом полке под Чкаловым, сейчас это Оренбург. Я там 16-летней девочкой работала библиотекарем, получала сводки и передавала в штаб. А Ларик обучал новобранцев перед тем, как отправить их на фронт, — говорит Надежда. — Девушек там было мало, поэтому меня баловали вниманием — приглашали на танцы, дарили цветы. Илларион был очень стеснительным и не мог так запросто сказать мне, что я нравлюсь ему. Когда он приходил ко мне в библиотеку за очередной книгой, тайком на столе оставлял записки со своими стихами. Этим он и покорил мое сердце".

Реклама

Из письма 1941 года: "Немцы, сволочи, никак не успокаиваются"

Весной 44-го пара поженилась. Свадьба была скромная. "Вместо белого платья с фатой на мне было голубо платьице. Вместо роз — полевые цветы. Для нас устроили ужин в офицерской столовой, на столе была обычная солдатская еда — суп, каша", — улыбается Надежда. После войны они некоторое время прожили в Мордовии, а потом вернулись в Киев.

КНИГИ ЩЕРБИЦКОМУ. Сама Надежда Сергеевна до пенсии проработала в национальной библиотеке имени Вернадского. "Обслуживала именитых читателей, среди которых были первый секретарь ЦК компартии Украины Владимир Щербицкий, хирург Александр Шалимов, писатель Павло Загребельный, — говорит женщина. — Звездной болезнью они не болели. Если нужно, могли и в очереди постоять. Щербицкий любил исторические документальные книги, Загребельный читал классику".