Харьковский художник рисует пейзажи наощупь

3 сентября 2008, 16:43
Слепой харьковчанин Дмитрий Дидоренко создает картины с помощью лекал, подбирая краски из коробки по памяти.

Дмитрий Дидоренко. Многие не верят, что слепой художник натюрморты и пейзажи пишет сам. Фото Е. Соколинской

Реклама

Уже семнадцать лет художник Дмитрий Дидоренко рисует… в полной темноте. В 1991 году он, многообещающий студент института Художественной промышленности, во время поисковой экспедиции подорвался на мине времен Второй мировой войны и потерял зрение. Тогда никто бы не поверил, что он не только продолжит рисовать, но станет известным и коммерчески успешным мастером, и, благодаря изобретенным им уникальной технологии и стилю изображения, войдет во Всеобщую энциклопедию искусств. За эти годы Дмитрий создал 335 картин, которые удивляют сочной и насыщенной цветовой гаммой и уходят в частные коллекции буквально из-под пальцев незрячего художника.

"Рисование — это такое же мое свойство, как пол, — говорит сегодня Дмитрий. — Я не выбирал профессию художника, я с ней родился, поэтому после ранения у меня даже мысли не было, что я поменяю род своих занятий". Правда, несколько месяцев после трагедии, вспоминает Дмитрий, он не работал — ждал, что зрение вернется. Когда же, по его словам, он "понял, что ждать придется долго", то стал рисовать по-новому, составляя цветовые и пространственные композиции на ощупь. Он использует в работе сотни лекал, изготовленных собственноручно. Краски берет из баночек "по памяти" — художник запомнил, где расположен каждый из двух тысяч оттенков (поначалу Дидоренко использовал только четыре десятка тонов).

В сентябре художник планирует приступить к новой, давно задуманной работе "Тетрадь бригадного генерала", повествующей о Крымской кампании 1854 года — она по подсчетам Дмитрия займет около 400 часов. "Это сложная многофигурная композиция, — поясняет художник. — Она очень детализирована, там много персонажей, погибших артиллеристов". Интерес к военной теме, возникший в ранней юности, не угас после рокового взрыва — Дмитрий собрал уникальную коллекцию предметов и фотографий русской военной истории. Он с гордостью продемонстрировал "Сегодня" свое последнее приобретение, за которое отдал 300 долларов, — боевой древнерусский топор 12 века, найденный в лесах под Изюмом и относящийся ко времени походов князя Игоря Святославовича на Северский Донец.

Реклама

ПЛЮС МИСТИКА. Дмитрий Дидоренко признается, что, хотя и выработал собственную технику рисования, речь о "чистой математике" в его творчестве не идет, и хотя в картинах нет места хаосу, но во время работы часто происходят необъяснимые и почти мистические вещи. "Иногда наступает такой момент, когда я чувствую, что рисую не я, а кто-то еще. За одну картину такое может случиться пару раз, а бывает и чаще. Тогда мне становится не по себе, потому что я бы так не сумел сделать: состыковать случайные пятна там, где совпасть не могло! Я не хочу быть пафосным, но чувствуется прикосновение Бога. Я это воспринимаю как поддержку, вроде того, когда ребенка за шарфик оттаскивают, чтобы он не упал. И это настолько очевидно — будто мне не дают промахнуться и запороть картину".

Хотя Дмитрий Дидоренко сейчас один из самых продаваемых и именитых художников Украины, он далек от мысли "почивать на лаврах", а ставит перед собой все более сложные и амбициозные задачи. К примеру, в ближайшее время он собирается выставить свои работы на известных мировых аукционах, и начал подготовку к ним. Художник поделился с "Сегодня" своими планами: "К концу сентября у меня будет три работы, которые должны пройти сертификацию в нашем художественном музее — там подтвердят, что работы созданы мной, я оформлю переводы у нотариуса и напишу заявку. Еще несколько недель уйдет на проверки и пару месяцев — на оформление уже на самом аукционе, к которому печатаются каталоги. Надеюсь, что нынешней зимой мои картины появятся на международных торгах".

С ТРЕЗВЫМ МАТЕМАТИЧЕСКИМ РАСЧЕТОМ, ВДОХНОВЕНИЕМ И БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ

Реклама

Многие специалисты не верят, что Дмитрий рисует свои картины сам. На выставках к нему неоднократно подходили профессора и искусствоведы, утверждающие, что его техника — невозможна. Художник воспринимает такие слова как комплимент. Он неоднократно объяснял систему создания своего рисунка, но, по его словам, мало кто готов выслушать внимательно — обычно люди не вникают в пояснения и не верят очевидным вещам. Сам же Дмитрий говорит, что его творчество основывается не только на вдохновении, но и на трезвом, точном, почти математическом расчете. "Сначала механизм, а после уже поэзия! Творчество происходит из техники, а не наоборот. Хороший летчик не может летать на одном вдохновении — он же должен все-все знать о своей машине? Так и я, когда сажусь за работу, уже знаю все о картине: как я ее буду делать и о чем".