Харьковчанин вырезает портреты князей и философов на морских раковинах

2 сентября 2008, 16:44
Александр Бильдер реанимирует древнейшее искусство аристократов — глиптику.

Александр Бильдер, фото И.Тихоновой

Его геммы (резные камни) заказывают министерства, дворцы, бизнесмены, политики и артисты. Равнодушен к драгоценностям мастера только один человек из окружения — жена-психолог. К эстетическим привязанностям богемы "инженер человеческих душ" относится философски.

Вчера это были морская раковина, кусок яшмы, агата, топаза или янтаря. Сегодня — портретная коллекция русских царей Романовых из экспозиции Ливадийского дворца или серия князей Киевской Руси, украшающая частное собрание. Глиптика — удел людей культурных и информированных по части искусства, считает Александр Бильдер, опуская само собой разумеющуюся характеристику — и богатых. Цена работы — всегда тайна: "Искусство стоит столько, сколько за него готовы заплатить". Работать с драгоценными и полудрагоценными камнями — всё равно что ходить по лезвию ножа: один неверный скол — и вся работа насмарку. Ответственность — как у кассира с деньгами фирмы. И если кому-то кажется, что иметь дело с рубинами, серебром и золотом — праздник души, пусть понюхает, чем иногда в мастерской пахнет. "Пирит похож на золото, — показывает Бильдер. — Минерал металлического цвета вырастает до килограмма весом, а в работе страшно воняет, потому что горит, выделяя серу".

Реклама

ДЛЯ ЭЛИТЫ. "Большая советская энциклопедия" говорит, что корни глиптики — в 6-м веке, а в упадок она пришла в 19-м. Мастер Александр Бильдер со справочником спорит: пережив свои "золотые времена" в эпоху античности, это элитарное искусство, говорит он, знало новый всплеск интереса к нему во времена рококо и барокко, а потом — в начале 20-го века. Ее приверженцами были многие великие люди, но после революции, упразднившей богатых, было покончено и с искусством для избранных. Но даже во времена расцвета (коллекция античных гемм хранится в Эрмитаже) этим редким видом декоративно-прикладного искусства занимались считаные мастера. Они делали не просто украшения — геммы служили личной печатью богатого владельца, им приписывали даже магические свойства.

ОТ НУЖДЫ. Что заставило представителя самой современной профессии — дизайнер — взяться за возрождение забытого искусства для аристократов, 53-летний Александр Бильдер помнит хорошо: нужда. После перестройки графика и дизайн приносили художнику копейки, а хобби, каким была резьба по камню, с появлением коллекционеров, приобретавших геммы для личных собраний, превратилось в способ выживания, а потом — и в смысл жизни. А личной заслугой Александр Бильдер считает то, что за 18 лет работы в глиптике ему впервые удалось сделать "камерное" искусство публичным. "Геммы всегда были вещами внутренне харизматичными и сугубо личными, — говорит автор. — А я приобщил к этому элитарному искусству широкие слои ценителей".

До него это пыталась сделать… Екатерина Вторая. Русская царица считала глиптику важным государственным делом, направляла мастеров на учебу за границу и выделяла казенные средства для покупки коллекций гемм по всей Европе.

Реклама

В Старом Свете глиптика даже способствовала открытию новых материалов. Один геолог назвал открытый им камень — "гетит" — в честь своего друга, великого немецкого поэта и большого ценителя глиптики Гете. Выполненный на гетите портрет Гете Александр Бильдер сделал по заказу Министерства финансов для подарка Институту Гете в Германии.

ПОКЛОННИКИ. Выставки гемм Александра Бильдера проходили в Харькове, в Софии Киевской и на международном фестивале в Керчи. Последний, кстати, совпал с днем рождения мастера. Присутствовавший на празднике народный артист СССР Василий Лановой в знак восхищения работами Бильдера оставил о нем восторженные отзывы в музейных "скрижалях", а министр культуры и туризма Украины Игорь Лиховой встал на колени, чтобы написать отзыв о выставке харьковчанина (министр очень высокого роста, и писать стоя ему было неудобно).

Кто-то профессионал, кто-то — аматор. Среди мастеров глиптики в Харькове есть и известный любитель — проректор академии городского хозяйства и бывший главный архитектор города Владлен Семенов. Материал для своих гемм он собирает в отпуске на морском берегу. Резцами, изготовленными из надфилей, мастер углубляет естественный контур гальки, не нарушая природную форму камня. Подправляя талантливой рукой задуманное природой, глиптик дает жизнь новым портретным, литературным и аллегорическим образам. Объединяя геммы в группы, мастер достигает цельности не только единством замысла, но и сходством материала, абриса и текстуры. В его коллекции — с полтысячи гемм.

Реклама

Инна Тихонова