Харьковчанин пять лет живет с чужим сердцем

29 октября 2008, 14:40
Эдуард Соколов первым в Украине научился жить с донорским сердцем. Сейчас мужчина забыл о болезнях.

Эдуард Соколов, фото А.Пайсова

Пять лет Эдуард Соколов живет с донорским сердцем. Его операция была второй в Украине, но первой успешной. С тех пор 29 октября он считает своим Днем рождения — с огромным тортом, гостями и всеми, кто помогал, был рядом в 2003-м. Накануне юбилея "Сегодня" побывала в гостях у Эдуарда.

Веселый хозяин радуется всем гостям: большая часть жизни теперь проходит дома, в обществе кота Фунтика. "Я теперь домохозяин, — говорит Эдуард. — Готовлю обеды и ужины, жду своих женщин — дочку из института и жену с работы". За пять лет Эдуард научился отлично не только прилично готовить, но и наводить порядок в квартире. "Жена говорит, что лучше у меня получаются супы и борщи. Ей даже на работе завидуют: мол, приходишь, а все уже готово. Я хотел бы устроиться на спокойную работу: диспетчером или бумажки перекладывать, делать что-то полезное и общаться с людьми. Но работодатели, узнав, что я за "фрукт", открещиваются".

Реклама

ДОКТОР РАЗРЕШИЛ КОТА
Правда, людные места — действительно риск для здоровья Эдуарда Соколова: элементарная простуда может быть опасна для донорского сердца, потому что иммунитет "работает" только на четверть, остальной подавляется специальными препаратами, чтобы организм не отторгал пересаженное сердце. "Но я живу полноценной жизнью, — говорит Эдуард. — На море с женой ездили, погулять по городу можем, но все в меру. За эти годы многое во мне изменилось. До операции я сидел и прислушивался, где колет, где болит, чуть что — "скорую". После операции первые полгода тоже паниковал. Но сейчас радуюсь жизни, нельзя зацикливаться на своем состоянии".

Все дни у харьковчанина похожи друг на друга: утром после завтрака — прогулка, на обратном пути — поход в магазин за продуктами, общение с бабушками-соседками. Дома хозяина всегда ждет кот. "Мне ведь запрещали домашних животных заводить, так как они — переносчики инфекций. Но когда дочка принесла котенка, не устояли перед таким красавцем. Борису Михайловичу Тодурову, который делал мне операцию, долго не признавался, а потом показал фотографии. И доктор дал добро". В плохую погоду Эдуард садится за компьютер и пишет военные или медицинские байки. А недавно начал работать над книгой откровений человека с пересаженным сердцем. "Это отвлекает от безделья и плохих мыслей, — говорит Эдуард. — Писать я начал еще в больнице, для каждой смены медсестер готовил, так сказать, литературный сюрприз".

"ЗАПОРОЖЦУ" — ДВИГАТЕЛЬ "МЕРСЕДЕСА" Спустя пять лет в семье Соколовых говорят о донорском сердце для Эдуарда как о чуде. В Институте трансплантологии и хирургии им. Шалимова (Киев) в очереди на сердце Соколов простоял 9,5 месяца. "Я ведь был не один, — вспоминает Эдуард. — Медленная пытка: поступало сообщение из больницы "скорой помощи", и мы высаживались вдоль стенки в коридоре. Посидишь — вся жизнь перед глазами: прошлое, настоящее, планы, планы… И тут узнаешь, что родственники донора передумали, или сердце не довезли. А когда дождался, решил исповедаться. Я объяснил священнику ситуацию, а он сказал, что надо посоветоваться в Лавре, потом вернулся, благословил и причастил меня".

Реклама

Ощущения и первые после пересадки слова в памяти до сих пор свежи. "Когда пришел в сознание, у меня был невероятный прилив сил, — вспоминает Эдуард. — Это как в "Запорожец" поставить двигатель от "Мерседеса". Все пульсирует, чувствуешь, что живешь. До операции у меня уже губы и ногти синие были, судороги сводили конечности, пониженное давление, вид жуткий. Я благодарен родителям парня, которые дали разрешение на трансплантацию. Знаю только, что ему было 26 лет. Как и я, он был военным".

Проблемы после трансплантации начались спустя два месяца: развилась пневмония, пришлось удалить часть легкого. "Никто из специалистов не имел опыта, как выхаживать таких пациентов, как я. Приходилось учиться и врачам, и мне. В первые же месяцы мне прислали врача-физиотерапевта, мы разработали комплекс упражнений. Проблемы в основном с лишним весом, препараты ведь гормональные. Мне нужно килограммов 7 сбросить, но пока не получается".

ПОДОШЕЛ ПО ГРУППЕ КРОВИ
Эдуард Соколов в 35 лет пережил обширный инфаркт Миокарда. В Харьковском институте терапии Эдуарда чудом спасли, но сердце начало увеличиваться, спасти жизнь могла только пересадка. В это время прошла первая трансплантация сердца в Запорожье. АМН Украины не могла простить регионам первенство, поэтому быстро создали группу из 4 человек с разной группой крови. Харьковчанин и попал в эту группу, по группе крови ему подошло донорское сердце.