Каторга у прилавка: как мы работали в супермаркете

15 марта 2009, 15:45
Продавец супермаркета сегодня согласен работать за 2 тыс. грн. плюс премиальные. Только без опыта работы их не видать.

Вот уже много лет хожу в один и тот же супермаркет. Но честно признаюсь, лица продавцов меняются, как в калейдоскопе... Почем он, пуд соли супермаркетовского продавца, я решила узнать на собственном опыте. Хотелось найти, конечно, работу недалеко от дома. Обход близлежащих супермаркетов результата не принес: пообщаться с кем-то из руководства или отдела кадров мне не удалось — не пропустил охранник. Курившие на рампе, где выгружают ящики с товаром, кассиры посоветовали обращаться в центральный офис.

Я решила проштудировать объявления на сайтах по трудоустройству. Предложения были. Причем, в некоторых случаях вакансии, датированные серединой февраля, оставались и по сей день актуальны.

Реклама

ТЕТ-А-ТЕТ С РАБОТОДАТЕЛЕМ. Я позвонила по объявлению о вакансии продавца в отдел гастрономии. Опыт работы не требовался, меня сразу же пригласили на собеседование. Здесь мне сообщили, что мой рабочий день будет длиться с 8.00 до 23.00. Работать я должна неделю/через неделю (возможен вариант 3 дня/3 дня). Зарплата при этом выглядела так: ставка (1,5 тыс. грн.) плюс процент от продаж по моему отделу (около 500 грн.). Здесь я узнала, что на мой заработок также будет влиять коэффициент трудового участия (КТУ) и моя категория (всего их три). КТУ – это показатель моей активности, инициативности, дисциплинированности, и может быть оценен в единичку. Но стоит мне профилонить, ослушаться, нарушить правила, он может "скатиться" до 0,5 и уменьшить мою ставку. В отделе установлен план продаж, например, продавать на 2 тыс. грн. в день. Если каким-то чудом удалось эту норму перевыполнить, ждет премия, которая может составить от 0, 1% до 5% и зависит от накруток в магазине. Например, 1 % сулит 20 грн. в день, которые распределяются на всю смену, включая товароведа (5 человек). Так, по 4 грн., в месяц могло набежать около 60 грн.

Мне в обязанности вменялось постоянное обновление ассортимента в витрине, контроль за ценниками, в том числе за акционными, подтверждение заявок на товар, которые контролирует товаровед. Ну и, разумеется, нарезка, взвешивание товара и корректное общение с покупателем. Документ о торговом образование не потребовали, мол, захочешь работать — научишься. И раз в день пообещали кормить в столовой бесплатно: первым, вторым и компотом. Обещали также отпускать на сессию, в отпуск и 30%-ную путевку в санаторий.

Неделю я училась и на моем бейджике красовалась надпись "стажер", на деле, за прилавком постигала азы торговли группой "фрэш-товаров" (с ограниченным сроком годности). Напарница дала мне книжку о сырах и немного рассказала о производителях.

Реклама

ТЕТ-А-ТЕТ С ПОКУПАТЕЛЕМ. Чтобы быть на работе к 8.00 (к этому времени успеть переодеться в униформу и укомплектовать витрину), пришлось выйти из дома в 6.00. В зале, я сразу заметила, что необходимый перечень сыров на моей витрине отсутствует. Оббежав несколько раз подсобку и не обнаружив там своего грузчика, я схватила ящики с гигантскими головками и потащила в зал.

Первый рабочий день не обошелся без инцидентов. Рядом с моей сырно-колбасной вотчиной расположился рыбный отдел, и когда случился скандальный покупатель, требовавший 50 г красной икры, моей коллеги на месте не оказалось. Чтобы погасить "пожар", я ринулась обслужить клиента. Когда я вернулась на свое место, там меня уже ждал нагоняй от администратора зала.

В час-пик, а это около 7 часов вечера вдруг меня узрела моя подруга и кинулась ко мне с расспросами. И тут я попала "под раздачу" — ни с родственниками, ни со знакомыми я общаться во время работы не имела права.

Реклама

"Здесь когда-нибудь будет продавец!" — к концу моего первого рабочего дня это прозвучало как набат. Несанкционированный выход в туалет стоил мне нервов (ходить сюда, как и обедать, можно было в строго отпущенное для этого время). Женщина бальзаковского возраста потребовала кусочек сыра на пробу. Я не смогла противостоять. Откуда ни возьмись прилетела начальник отдела и сказала, что всю недостачу по сырам я буду возмещать из своего кармана.

В конце трудовой недели предстояло сдать смену: перевесить весь товар в холодильнике и на витрине, сверить с данными товароведа, просканировать все это через кассу, написать отчет и перемыть витрину, прилавок, ножи и другие орудия труда, а также нужно было придать колбасе "второй свежести" товарный вид: помыть, смазать растительным маслом и сделать новый срез. Также нужно было сдавать всю крошку от нарезки. И главное — о премиальных речь не зашла ни разу. Гораздо чаще случались недостачи товара: их "расписывали" либо на смену (продавцов, кассиров, охранников) либо на меня лично.

P.S. Проработав неделю в супермаркете, я поняла, почему, несмотря на кризис, на сайтах по трудоустройству так много объявлений о том, что сюда требуются работники. За небольшие деньги здесь 7 шкур снимают.