Как живется кондукторам и контролерам в Киеве

7 февраля 2014, 13:00
Кондукторы-"зайцы"и 300 гривен за 4 километра

Фото: Б. Россинский

Реклама

"Есть такая профессия — Киев обилечивать", — смеются люди, вынужденные день напролет толкаться в переполненных троллейбусах и автобусах, взимая с пассажиров плату за проезд. Часто на кондукторов жалуются пассажиры — мол, они и сдачу зажимают, и обругать могут. А кондукторы жалуются на людей, которые с самого утра, раздраженные толкотней и фактом раннего подъема, могут нахамить или отказаться оплачивать проезд. Чтобы разобраться, кто прав, мы решили поработать кондукторами и испытать на себе все прелести этой работы.

ГЛАВНОЕ — ЖИЛЕТКА. В "Киевпастрансе" к идее отнеслись настороженно, но, проникшись рвением, на работу нас все-таки взяли. Впрочем, рвения поубавилось, когда мы узнали, что рабочий день "властелина билетов" начинается в восемь утра, и в это время уже нужно быть полностью готовым заступить на смену.

С самого начала — экипировка: несколько пачек проездных талонов, сопроводительная документация и разменные мелкие деньги — то, без чего на работу выходить нельзя. Также каждый кондуктор, заступая на смену, должен иметь при себе специальное удостоверение, которое дает ему право продажи проездных талонов и проверки их наличия. Ну и, естественно, неотъемлемый атрибут — рабочий жилет зеленого цвета, по которому кондуктора сразу замечают в салоне. Сопроводительная документация — это билетно-учетный и путевой листы, и эти бумаги могут проверить специальные ревизоры из "Киевпастранса" — чтобы посмотреть, сколько билетов выдано и продано (чтобы не мошенничали и не продавали чужие билеты).
Заполнив надлежащую документацию, облачившись в жилет и взяв все необходимое, мы приступили к своей первой смене на троллейбусном маршруте №43 (следует от ст. м. "Выставочный центр" до Ленинградской площади). Откровенно говоря, бегать по двигающемуся троллейбусу очень тяжело, с непривычки и рухнуть можно. Именно так, проехавшись носом по полу, корреспондент "Сегодня" и был посвящен в орден кондукторов.

Реклама

КТО ВОЗЬМЕТ БИЛЕТОВ ПАЧКУ! В будние дни на маршруте №43 курсируют 13 троллейбусов, по выходным — 11. Пассажиров на маршруте немало — все сидячие места в составе заполнены с самого утра. Увидев такое количество "клиентов", тут же начинаем предлагать свои услуги и произносим сакраментальное: "Что у вас за проезд?". Первый же "клиент" оказывается "удачным": он передает 1,5 гривни на талон. По словам опытных кондукторов, это хорошая примета, и означает, что весь день будет нехлопотным и прибыльным.  

В целом продажа проездных билетов — дело не такое простое, как кажется на первый взгляд. Кондуктору нужно продать как можно больше талончиков, ведь от месячной выручки напрямую зависит зарплата, поэтому активная работа — залог успеха. А чтобы продать побольше билетов, приходится и побегать по троллейбусу туда-сюда: за день кондуктор может "набегать" почти 4 км по салону, длина которого — 20 метров. То есть за час он "обходит" его в среднем 6 раз. Как рассказал "Сегодня" один из кондукторов, если хорошо работать, то зарплата может достичь 4 тысяч грн (ставка в среднем — около 2500 гривен. — Авт.). "Ну, иногда приходится хитрить. Например, если пассажир дает деньги на талончик, то можно предложить на сдачу еще несколько билетиков. И нам прибыль, и ему хорошо — не придется в следующий раз покупать", — делится опытом кондуктор Алексей.

ВЗЯЛ ТАЛОНЫ — И ПРОПАЛ. Бывают и "зайцы"-кондукторы. В "Киевпастрансе" жалуются, что часто человек приходит, устраивается на работу, выходит на смену, берет несколько пачек билетов и... исчезает. Использовать талоны он может по своему усмотрению: либо подработать "перекупщиком", либо просто ездить по билетикам самостоятельно. "Такие люди просят один-два дня поработать, "дабы понять всю суть работы", и обещают, что донесут недостающие документы на следующий день. Но получат пару пачек билетов — и исчезают", — рассказал нам Владимир Луцкий.

Реклама

23 ГРИВНИ ЗА РЕЙС. За рейс "от конечной до конечной" нам удалось продать лишь 15 талончиков и заработать 22,5 грн. Обычно, выходя на смену, кондуктор берет 2—3 пачки билетов (в пачке 60 талончиков). Но не всегда даже эти 120—180 талонов удается продать. В итоге, после 8-часовой смены и километровой беготни по салону выручка может не достичь даже 300 гривен за день. Конечно, все зависит от маршрута следования, времени суток и даже дня недели. "Не всегда удается даже пачку билетов продать — а это меньше 100 гривен выручки. Что касается "рыбных" маршрутов и часа пик, то в это время продажи могут зашкаливать — до 6 пачек талонов (540 гривен). Больше заработать сложно: как оказалось, абсолютное большинство пассажиров гортранспорта — льготники. А право на льготный проезд в общественном транспорте имеют ни много ни мало 38 категорий пассажиров, и эти категории кондукторы знают наизусть.

КОНДУКТОР-МНОГОСТА­НОЧНИК. При необходимости кондуктора троллейбуса могут перебросить на работу в трамвай или автобус. Случается это редко, однако и такое бывает. "Работа как контролера, так и кондуктора весьма специфическая, но одинаковая для всех видов наземного транспорта. То есть кондуктор с трамвая может спокойно работать и в троллейбусе или в автобусе. Аналогично и с контролерами", — рассказывает замгендиректора "Киевпастранса" Сергей Литвинов. Впрочем, очень много трамваев, троллейбусов и автобусов работают без кондукторов. В таких случаях обилечивание пассажиров на себя берут водители. 

Служба контроля: ловим зайцев

Поработав кондуктором, мы решили не останавливаться и узнать, как работается контролерам-"зайцеловам". Проверить наличие билетов у пассажиров мы решили в трамваях. Под чутким руководством контролеров-наставников Сергея и Александра, а также замначальника службы сбора и учета выручки Петром Яменко, мы принялись проверять пассажиров на наличие проездных документов и искать "злостных зайцев". "У нас люди отказываются понимать простую вещь: пассажир обязан оплатить проезд. А контролеров и вовсе ненавидят", — жалуется Яменко. Всего сейчас в КП "Киевпастранс" работает 180 контролеров.

ПО ПАРАМ. Идя в "рейс", контролер обязан иметь при себе жетон, удостоверение, несколько квитанций для оштрафованных и средства для измерения багажа. По одиночке контролеры почти не ходят: "Опасно. "Публика" бывает разная, да и ситуации случаются весьма рискованные для здоровья и жизни. Раньше контролерами были в основном люди в спортивных костюмах. Это едва ли не единственная профессия, куда приоритет при подборе кадров давался ранее судимым", — неофициально рассказал "Сегодня" бывший сотрудник "Киевпастранса". Петр Яменко нас уверяет, что сейчас "бывалых" контролеров в штате нет. "Нет, сейчас такого уже нет. Вы же сами видите: у нас контролеры профессиональные и вежливые", — говорит Яменко.

И действительно, во время рейда с "Сегодня" контролеры были настолько вежливы, что даже вызывали подозрение и настороженность у пассажиров. "Ничего себе, какие вежливые контролеры. Никогда такого еще не видели", — дивились старушки-пенсионерки.

Ежедневно контролер должен проверить более 26 единиц транспорта. График работы — как у спецслужб: никто не знает, где и когда контролер появится. А говорить о своем графике им категорически запрещено. Работа в стрессовых ситуациях вознаграждается не так уже и достойно — зарплата контролера чуть больше 3000 гривен.

БДИТЕЛЬНЫЕ ПАССАЖИРЫ. Пассажиры сейчас очень недоверчивые и в удостоверение контролера вглядывались пристально. Нашлись и разоблачители: поскольку изготовить документ для эксперимента с собственным фото нам не удалось, мы предъявляли удостоверение настоящего контролера, который находился рядом. И самые внимательные пассажиры сразу "вычисляли", что "корочка" чужая, после чего начинали хамить. Оштрафовать нам так никого и не удалось: все пассажиры были либо с билетами, либо с проездными и льготными удостоверениями.