Как заработать максимум на ВНО

10 мая 2011, 10:30
О секретах успеха рассказал Роман Пристайко, который в прошлом году набрал 597 баллов по украинскому языку и литературе, истории и географии

Роман Пристайко: учить географию лучше с атласом — так информация лучше запомнится. Из фотоархива Р. Пристайко

Тестирование крепко "заякорилось" в нашей системе образования. И не последнюю роль в этом сыграло то, что многие из нас убедились: благодаря ему дети из обычных семей могут стать студентами самых престижных вузов. Правда, для этого нужно действительно хорошо учиться. Как и в прошлом году, вузам разрешили вводить по 2 профильные дисциплины и повышать по ним проходной балл. Таким правом воспользовались, к примеру, в университете им. Т. Шевченко, КПИ и КНЭУ. Здесь практически по всем специальностям — по два профильных предмета. А проходной балл по ним эти вузы повысили от 140 баллов (в КНЭУ) и до 150—170 (в "Шевченко" и КПИ).

Как добиться таких высоких результатов? Об этом в нашем спецпроекте "Ключ к вузам" рассказывают рекордсмены по тестированию, набравшие по 190—200 баллов по каждому предмету. Это совместный проект "Сегодня" с компанией СКМ, которая в рамках программы "Современное образование" поддерживает инициативы, связанные с улучшением качества украинского образования.

Реклама

"ПОЛЕЗНО ДЕЛАТЬ КОНСПЕКТ"

В прошлом году набрал 597 баллов по украинскому языку и литературе, истории и географии. Сейчас учится в Львовском нацуниверситете им. И. Франко. Роман рассказал, как достиг успеха.

— Роман, расскажите, пожалуйста, как вам удалось так хорошо подготовиться к тестам?

Реклама

— Мне повезло со школой. К тому же, по всем трем предметам тестирования у меня были сильные репетиторы. Занимался с ними около полугода. Больше всего пробелов у меня было по украинскому языку. Поэтому на занятиях с репетитором мы налегали на теорию, делали упражнения, проходили проверочные тесты и писали контрольные. Много работал и дома. После каждой контрольной самостоятельно разбирал те задания, которые показались самыми сложными, и снова проходил соответствующую тему по учебнику. Еще по этому предмету у меня был конспект. Его я вообще выучил от корки до корки. К тому же, на каждое занятие мне задавали писать всевозможные сочинения. Здесь у меня тоже были сложности: хорошую идею придумать могу, а изложить мою мысль лаконично и просто мог не всегда (а без этих умений — хорошая оценка не светит). Поэтому мы с репетитором сидели над каждым "проблемным" предложением. Порой приходилось переписывать сочинение по 3—4 раза. Еще его успех зависит от того, насколько хорошо абитуриент сможет подобрать литературный пример по теме сочинения.

— И в чем секрет хорошего литературного примера, по-вашему?

— Нужно точно понимать, что писатель хотел сказать в своей книге. А не всегда и не у всех это получается (в особенности касается более современной литературы). Поэтому не помешает прочесть критику, а потом снова вернуться к литпроизведению, чтобы заново разобраться в деталях и образах (что я и делал). Кстати, если говорить о подготовке по литературе в целом, то я прочел всю программу ВНО по литературе дважды — в ноябре и в мае, чтобы освежить и закрепить знания. Еще выучил на память нужные стихотворения. Они пригодились на тестировании.

Реклама

— А на что вы налегали при подготовке по истории Украины и географии?

— На занятиях по истории Украины репетитор не только рассказывал нам темы, но и объяснял логику исторических событий. Это пригодилось на тестах: там было много "хитрых" вопросов. Чтобы на них ответить, нужно было хорошенько проанализировать факты. А систематизировать знания во многом помогли тезисные заметки по той или иной теме и хронологические таблички (их нам раздавал репетитор).

Что до географии — то это моя страсть с детства. К тому же, по этому предмету я — неоднократный призер городских и областных олимпиад. Поэтому у репетитора я только закреплял свои знания. Всем абитуриентам могу посоветовать (я тоже так делал) — учить географию лучше с атласом. Визуализация материала помогает лучше его запомнить и усвоить.

— Какими еще приемами вы пользовались, чтобы лучше запоминать информацию?

— Полезно конспектировать (сразу отбрасывается ненужное) и схематизировать (упрощает понимание) информацию. Еще — проговаривать ее. Например, мы с двоюродным братом (вместе ходили к репетитору) иногда устраивали своеобразные проверки знаний, задавая друг другу вопросы, или же просто объясняли непонятные моменты. А чтобы еще лучше запомнить даты по истории, я повесил их список на холодильник. Подходя к нему, не открывал до тех пор, пока не проходил их все.

— У нынешних абитуриентов до тестов осталось меньше месяца. Самое время — подтянуть последние "хвосты". Как вы это делали?

— Во-первых, перечитывал конспекты. Во-вторых, за месяц до "дня икс" проходил разные тесты (представлял, будто я уже на ВНО, ограничивал себя во времени…), чтобы привыкнуть к формату тестирования. Это еще и был отличный способ узнать, где остались пробелы в знаниях, которые стоит устранить.

— Знаете, неудивительно, что вы — лидер тестирования. И в школе, насколько мне известно, вы были отличником. А что стимулировало вас быть хорошим учеником?

— Понимал, что без знаний — никуда. К тому же, примером для меня были родители и старшая сестра. У нас в семье так сложилось — хорошо учиться и достигать результатов. Конечно же, немаловажный стимул — поступление в вуз. Я с детства хотел поступить на географический факультет. Знал, что все зависит только от меня, поэтому никогда не запускал учебу.

"МЫ НЕ ПРОСТО МАМА И СЫН, А ДРУЗЬЯ"

София Пристайко, мать Романа Пристайко,воспитатель:

"В детстве Рома был непоседой: учить буквы и цифры он не хотел. В какой-то момент я перестала настаивать. Потом поняла, что правильно поступила. Ведь все, что происходило 1-м классе, было новым и захватывающим для Ромы, он с удовольствием ходил на уроки и быстро все усваивал.

Рома всегда учился хорошо. Конечно же, были и неудачи. Но мы не просто мама и сын, а хорошие друзья, поэтому он никогда не боялся рассказать мне о плохой оценке. В такие моменты я всегда старалась поддержать его и вместе с ним отыскать причину "фиаско".

Также с раннего детства мы с мужем всячески поддерживали страсть сына к географии — покупали атласы, карты, красочные энциклопедии и рассказывали ему обо всем этом. Думаю, главное в отношениях с ребенком — уметь доверять, уступать и прислушиваться к его мнению".

Ирина Колесник, детский и семейный психолог Психологического центра ALTERA:

"У Ромы с детства была цель — поступить на любимую специальность, а потому родителям не пришлось заставлять его учиться. И, конечно, он не достиг бы таких высоких результатов, если бы из года в год не учился бы хорошо. Ведь за год и даже два невозможно наверстать упущенное и хорошо подготовиться к тестам. К тому же, родители мальчика сумели показать ему, что знания — это ценность, и всячески поддерживали увлечение сына географией. А это еще больше стимулировало Рому учиться хорошо.

Всем родителям я бы посоветовала:

1 Запомните: у ребенка не бывает "дурацких" интересов и увлечений. Поэтому не обесценивайте и не критикуйте то, что ему нравится. Постарайтесь перенести любовь к одной теме на учебу в школе. Например, если чадо увлекается автогонками, то ему наверняка будет интересна физика. Расскажите ему, что знания по этому предмету помогут ему быть успешным в автогонках.

2 Никогда не любите только за "пятерки". Иначе ребенок перестанет учиться для себя, для познания чего-то нового, а будет добиваться успеха, чтобы быть любимым и признанным родителями. Из-за этого вырастают люди-отличники, которые не знают, чего на самом деле хотят в жизни, и не понимают, зачем они чего-либо достигали".

Поделитесь опытом, как вырастить успешного в учебе ребенка, на www.segodnya.ua в "Полезности. Образование"