Как успешно вести переговоры: учимся говорить правильное "нет" и улыбаемся

13 декабря 2015, 14:30
Самые простые правила поведения в беседе

Сохраняем партнеру лицо.

"Есть какие-то простые правила ведения деловых переговоров?" — Николай Семашко.

Отвечает Наталия Лозийчукдиректор тренинг-центра "Спикер":

Реклама

Общаться следует так, чтобы ваш собеседник при любых, даже самых неблагоприятных сценариях развития событий мог и захотел продолжить с вами общение, а вы в любой момент смогли бы обратиться к нему за помощью, советом при необходимости. Круг деловых людей достаточно тесен. Репутация и доверие ценятся дорого — только малоопытные переговорщики пренебрегают этим правилом. Отсюда закон — сохраняем партнеру лицо. Не переходим на личности, не оскорбляем, не критикуем его мнение. Но это вовсе не означает, что следует всегда быть уступчивым. Говорите "нет", пока у вас не начнет кровоточить язык — эта рекомендация №2 помогает достигать результата в иных сложных ситуациях. Следовательно, действовать нужно жестко по отношению к делу, но мягко по отношению к людям. Отстаивать до конца интересы дела, причем иногда чуть ли не с самой обаятельной улыбкой на устах. Замечу, что ярлык "доброго" переговорщика часто может вредить делу, ведь "злому" уступают чаще. Но жесткость должна относиться только к обсуждаемым вопросам, а не проявляться в отношениях между людьми. И еще, не стоит забывать правило: слухи распространяются быстро, а обиды множатся. Поэтому из любой переговорной ситуации следует выходить достойно.