Как украинским студентам бесплатно поступить в иностранную школу

15 февраля 2011, 15:03
"Сегодня" подготовила обзор стипендиальных программ – поучаствовать могут ученики 10-го и 11-го класса в возрасте 16—17,5 лет

Знание иностранного — один из главных критериев отбора участников

Отбор на стипендиальные программы, как правило, стартует осенью. Полгода — оптимальное время, чтобы хорошо подготовиться к конкурсу. Например, подтянуть английский, ведь знание иностранного — один из главных критериев отбора участников.

ЗА ПАРТУ — В БРИТАНИЮ

Реклама

Британская стипендиальная программа HMC Projects (сайт — hmc.org.uk/projects) позволяет школьникам из Центральной и Восточной Европы получить годовую стипендию на обучение в одной из частных британских школ (их в сети проекта около 50). Ежегодно организаторы проекта выделяют около 65 стипендий для 10 стран-участников программы, среди которых есть и Украина. Украинским школьникам достается в среднем 7—10 стипендий. Они покрывают обучение, проживание и питание в школе, участие в культурных и туристических мероприятиях. А также на все время проживания школьник получает финансовую помощь — 500 фунтов стерлингов (около $800). Перелет, карманные расходы стипендиата — на плечах родителей. Есть еще один нюанс: папам и мама стипендиатов придется оплатить административный взнос — 1000 фунтов стерлингов (около $1600). На первый взгляд, сумма немаленькая. Но такие затраты выглядят небольшими по сравнению со стоимостью программы: год обучения в частной британской школе стоит от $20 000 до $55 000. Кстати, рассчитывать на полную стипендию имеют право только те, у кого годовой доход их родителей не превышает 25 000 фунтов стерлингов (около $40 000). В противном случае придется оплатить 50% стоимости программы.

СТАНОВИМСЯ УЧАСТНИКОМ. Поучаствовать могут ученики 10-го и 11-го класса в возрасте 16—17,5 лет. Программа открывается ежегодно в конце октября, а информацию лучше всего смотреть на сайте администраторов программы в нашей стране — Ассоциации руководителей школ Украины (АРШУ, сайт — edu.kiev.ua/schools/sl38/ukr/international/programs/akshu.htm). Процесс прохождения всех туров программы немного отличается для учеников из школ АРШУ и ребят из других школ. Последним прежде всего необходимо обратиться во всеукраинское отделение АРШУ, а там им дадут контактную информацию регионального отделения Ассоциации.

Для участия туда необходимо будет подать такие документы на английском языке: 1) 2 рекомендации от школы (например, одна — от учителя английского, вторая — от классного руководителя, завуча, директора школы); 2) табель за последний год или полгода; 3) эссе на 750 слов (в нем нужно рассказать о себе, своей учебе и интересах и аргументировать желание получить стипендию).

Реклама

Затем до 15 декабря нужно написать еще одно сочинение (его тему объявят в день конкурса). Соль такого испытания — проверить уровень английского и умение выражать на нем свои мысли. Из всех работ в регионах отберут по 2—5 лучших, которые вместе с заполненными аппликационными формами и другими документами отправят в Киев. Ну а окончательных победителей определят в столице на групповом собеседовании (по 3 участника в каждой группе, общение проходит на английском) с представителями HMC Projects в начале февраля. То, в какую школу попадет тот или иной стипендиат, станет известно где-то в мае. Выбор учебного заведения обсуждается вместе с ним и зависит от его интересов, выбора предметов и т.д.

В начале сентября все победители соберутся в Кэмбридже, чтобы пройти 3-дневный ориентационный курс. Там ребятам подробно расскажут о системе среднего образования в Великобритании и об их дальнейшем обучении. Учеба в школе тоже начнется в сентябре.

АНТОН ШЕВЧЕНКО, стипендиат HMC Projects: "ТОЧНЫМ НАУКАМ В УКРАИНЕ УЧАТ ЛУЧШЕ"

Реклама

"Эссе — это ваша визитка, по которой члены жюри составят о вас свое первое мнение. Поэтому в нем нужно правильно расставить акценты. Прежде всего организаторы программы ищут трудолюбивых, поэтому я сделал акцент на своих успехах в учебе. Но, чтобы у жюри не сложилось мнение, что меня, кроме учебы, ничего не интересует, я написал, что участвую в жизни школы, играю в КВН и езжу выступать в детские дома.

Антон (справа) выиграл стипендию HMC Projects и бесплатно учится в Шотландии

При написании эссе возникает желание немного все приукрасить. Этого делать не нужно. На собеседовании потом придется ответить за каждое написанное слово, подтвердив все примером из жизни. К тому же члены жюри ищут стипендиатов, которые могут находить общий язык с окружающими людьми. Поэтому я еще написал об общении со школьниками из других стран, которые иногда приезжают в мою школу в рамках международных проектов.

ФИНАЛЬНАЯ БЕСЕДА. Чтобы улучшить свой английский для интервью, за месяц до него я ежедневно по 1,5—2 часа смотрел новости BBC или Euronews, читал британские газеты The Times или Daily Telegraph, параллельно записывая понравившееся слово или оборот. На самом собеседовании интервьюируют сразу 3-х человек! Это еще больше усиливает желание выделиться на фоне других. Из вопросов, которые задавали, мне запомнился: "Что бы вы хотели иметь: мудрость, богатство или власть?". В ответе главное — суметь логично аргументировать свою мысль. Я выбрал власть, сказав, что только она дает возможность реально изменить что-то в мире, мудрость же можно получить с опытом, а богатство рождает в человеке желание побольше оставить себе.

ГРАНИТ НАУКИ. Я учусь в школе для мальчиков — Merchiston Castle School (Эдинбург, Шотландия). Преподаватели — очень сильные, но могу сказать, что точные науки все-таки в украинских школах преподают лучше. А вот подход к изучению гуманитарных наук мне очень понравился. Например, в рамках предмета "Политика" нас возили на заседание шотландского парламента".

НА ГОД В АМЕРИКУ

Для любителей американской культуры — программа обмена для будущих лидеров под названием FLEX. Ее в Украине администрируют Американские советы по международному образованию (American Councils, сайт программы — www.americancouncils.org.ua). Победители FLEX получают годовую стипендию, которая покрывает им дорогу в Америку, обучение в одной из американских школ (ни штат, ни город, ни школу выбирать нельзя, но в своем большинстве — это государственные школы в небольших городах), проживание в американской принимающей семье. Также все стипендиаты получают деньги на карманные расходы — $125 в месяц. Ежегодно за стипендию борются около 8000—10000 школьников из Украины, однако в США уезжают 260—300.

ИСПЫТАНИЯ НА "ПРОЧНОСТЬ". Участвовать могут ученики 8—10-х классов. Ежегодно анонс программы с информацией, в каких школах Украины будет проходить первый отборочный тур, появляется на сайте в конце августа. Регистрироваться на первый тур не нужно, достаточно прийти в "день икс" в нужную школу. Чтобы получить такую щедрую стипендию, участникам придется пройти три отборочных тура (длятся с сентября и до середины декабря): 1-й тур — тест на знание английского; 2-й тур — сочинение на английском и еще один языковой тест SLEP (чтение и аудирование); 3-й тур — еще одно сочинение, задания на групповую работу (по 6 человек) и, наконец, индивидуальное собеседование на английском и украинском языках. Кстати, перед 3-м туром участникам и их родителям выдадут анкету, которую им необходимо будет заполнить в течение двух недель. Из самого интересного, что есть в ней для школьника, — это рекомендация от учителя, выписка с оценками за последние 3 года и письмо в американскую семью о себе (это нужно для подбора семьи). Ну а имена победителей назовут в конце апреля или в начале мая. Чтобы не было так страшно уезжать, стипендиатам накануне отъезда проведут 3-дневный "ликбез" о жизни и учебе в Америке. Учеба в американской школе начнется в августе—сентябре.

АННА ИВАНЧЕНКО, стипендиат FLEX: "НА ГРУППОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ БЫЛА ЛИДЕРОМ"

"К первому туру FLEX, который проходит в сентябре, я готовилась 1,5 месяца: штудировала не только школьные учебники, но и пособия для подготовки к TOEFL. Кроме того, каждый день смотрела новости и аналитические программы BBC. Такая подготовка помогла мне на тестах по английскому: я улучшила свое понимание американского английского. Это важно: кроме разницы в произношении, есть слова, значение и написание которых отличается в двух вариантах языка.

"Каждый день смотрела новости и аналитические программы BBC"

Еще многие "ловушки" в тестах похожи на те, что есть в TOEFL. Если говорить о сочинениях, в нем зачастую предлагают описать пути выхода из проблемной ситуации. Члены жюри проверяют, сумеет ли школьник решать проблемы в США и не боится ли их. Например, мне попалась ситуация: "Tсли в вашей американской семье есть непривычный для вас ежедневный ритуал, что вы будете делать?". Я ответила, что расспрошу у семьи, почему они его совершают, и что из уважения к ним приму их "правила жизни". Советую всем показать в ответе умение с пониманием отнестись к новой культуре и постараться приспособиться к ней. Что же до группового собеседовния (группе задают вопрос для обсуждения, а жюри в это время наблюдает за поведением каждого из участников), серьезное преимущество у тех участников 3-го тура, которые проявят свои лидерские качества. Именно поэтому я взяла роль лидера на себя: координировала обсуждение и вызвалась на роль спикера, когда пришлось огласить "вердикт" от группы.

В АМЕРИКЕ. В американской школе я изучала английский язык, правоведение, веб-дизайн, риторику, основы ведения бизнеса, всемирную историю XX ст. и журналистику. Кстати, учебные программы украинских и американских школ отличаются, да и уровень академической подготовки, особенно в точных науках, хромает. В США я уехала после 10 класса и, вернувшись через год, решила все-таки пойти в 11-й класс. Однако год за рубежом помог мне определиться с будущем профессией. Я настолько подтянула свой английский язык, что поступила в "Шевченко" на переводчика".

НА ВСЕ ЧЕТЫРЕ СТОРОНЫ

Еще получить стипендию можно на обучение в течение двух лет по программе International Baccalaureate (IB) в одном из мировых колледжей (кстати, диплом IB принимается при поступлении многими ведущими вузами мира). Такую возможность дает программа UWC (Движение Международных Объединенных Колледжей, www.uwc.org и www.uwc-ukraine.org). Ее "образовательные" участники — 13 школ и колледжей в разных точках земного шара (Италия, США, Канада, Великобритания, Норвегия, Индия, Голландия, Китай и т. д.). Ежегодно разные колледжи выделяют Украине 1—3 стипендии (финансовая помощь, как правило, покрывает все, кроме карманных расходов), а количество "борцов" за место под крышей учебного заведения — около 75 человек.

ПУТЬ К ПОБЕДЕ. Участвовать могут только 11-классники. Как правило, стартует программа в январе, а все необходимые документы нужно подать до 15 февраля (бывает и другой дедлайн — 20 марта). "Бумажки" таковы: 1) заполненная аппликационная форма (кстати, там есть раздел об оценках за последний школьный год); 2) два рекомендательных письма от учителей (можно и на украинском языке); 3) мотивационное письмо (300 слов) на украинском и английском языках.

Тех, кто прошел по документам, уже через месяц (в марте) пригласят на второй, а затем еще через месяц (в апреле) и на третий тур. Испытания этих двух туров — это как индивидуальное интервью, так и различные групповые задания для потенциальных стипендиатов. Уже до 1 мая члены жюри определятся с победителями, а затем отправят все его документы в колледж, который дал стипендию. Окончательное решение о зачислении кандидата на учебу принимается уже непосредственно в учебном заведении (его руководство лично связывается со стипендиатом). Грызсть "гранит науки" школьник начнет уже в сентябре.

ВНИМАНИЕ!

Прежде чем решиться на учебу в зарубежной школе, следует учесть одно "но". Не стоит рассчитывать, что школьная программа в заграничной школе буде такой же, как и в украинской, и после возвращения в Украину школьник сможет беспрепятственно продолжить обучение. В зависимости от договоренностей между учеником и учебным заведением, ему либо придется отучиться в пропущенном классе либо, чтобы не оставаться на второй год, сдать экстерном экзамены.

Благодарим за помощь в создании материала: директора программы FLEX в Украине Питера Вандервола, директора лицея №38 им. В. М. Молчанова, вице-президента Ассоциации руководителей школ Украины (АРШУ), члена правления Европейской ассоциации руководителей школ (ESHA) Ирину Козину и члена Национального отборочного комитета программы UWC Елену Янчук.

Благодарим за помощь в создании материала: директора программы FLEX в Украине Питера Вандервола, директора лицея №38 им. В. М. Молчанова, вице-президента Ассоциации руководителей школ Украины (АРШУ), члена правления Европейской ассоциации руководителей школ (ESHA) Ирину Козину и члена Национального отборочного комитета программы UWC Елену Янчук.