Как сдать арт-экзамен — советы будущим абитуриентам

31 октября 2015, 09:30
Абитуриенты готовятся у профи, креативят, но не могут оспорить оценку

Рисунок. Комиссия должна оценить, есть ли у поступающего хоть малейшие способности по выбранной специальности.

Если все абитуриенты при поступлении сдают ВНО, то люди, которые поступают на творческие специальности (театральное и киноискусство, архитектура, журналистика, строительство и архитектура и т.д.) должны обязательно пройти еще и творческий конкурс. С одной стороны, комиссия должна оценить, есть ли у поступающего хоть малейшие способности по специальности. А с другой — многие опасаются, что конкурсы могут использоваться как лазейки для коррупции, так как это неплохой шанс для тех, кто не блеснул знаниями по школьным дисциплинам, уровнять шансы с отличниками, а то и вырваться вперед. "Сегодня" узнала, как получить высший балл, как готовиться к конкурсу и как оспорить оценку.

КАК ПРОЙТИ ТВОРЧЕСКИЙ КОНКУРС

Реклама

Подготовка к творческим конкурсам у поступающих начинается заранее, и вариантов отточить мастерство к часу "Ч" у абитуриентов несколько. Самый бюджетный — готовиться самостоятельно. "Абитуриент в такой ситуации может тренироваться в любое время и сколько хочет. Но при этом самодисциплина должна быть железная, чтобы подготовка не скатилась на интенсив в последний день. Также, занимаясь самостоятельно, бывает трудно понять, качественный ли "номер" или поступающий себе льстит. Поэтому стоит обратиться хотя бы за единоразовой профессиональной оценкой и выслушать замечания и рекомендации", — рассказывает преподаватель хореографии Марина Клес. Прислушиваться к ним или нет  — второй вопрос, но критику эксперта в "творческой области" послушать желательно.

КУРСЫ И ЧАСТНИКИ. Второй вариант — ходить к репетитору или на частные курсы/тренинги. Этот вариант не из дешевых, особенно если подготовку ведет преподаватель высокой квалификации, но даже в этом случае высокий балл никто не может гарантировать. "Я занималась вокалом с очень известным преподавателем, платила за занятие $25, но он меня сразу предупредил, что "выхода" на вуз у него нет. Я поступила с наилучшим результатом, а моя знакомая, которая с ним же занималась, набрала меньше баллов и не поступила", — пишет на форуме Амина Д.

Сами преподаватели утверждают, что если педагог — не член комиссии, то никаких привилегий нет. "Во-первых, каждый учитель "кует" под себя, а во-вторых, если наставник не приемлет креатива и новшеств, то может зажать "в рамки" даже одаренного ученика, и у того может ничего не получиться с поступлением. Исключения — специальности, где есть единые критерии оценивания", — говорит преподаватель архитектуры и дизайна Полина Юрьева.

Реклама

ПРИ ВУЗЕ. Еще один способ подготовки — курсы, организованные вузом, в который абитуриент собирается подавать заявление. Преимущество здесь в том, что можно "примелькаться" преподавателям, которые, скорее всего, будут и в комиссии, и постараться проявить себя. "Нам негласно намекнули, что все, кто будет учиться хорошо и посещать занятия, поступят. Могу отметить, что польза в такой подготовке в том, что поступающий уже будет знать вкус преподавателя", — говорит студентка одного из киевских вузов Анна. Преподаватели говорят, что знания и контроль лишними не будут. "По журналистике у нас при вузе подготовительных отделений нет. Но я бы сказал, что такая подготовка полезна для поступающих", — говорит директор Института журналистики КНУ им. Т. Шевченко Владимир Ризун.

Занятие. Готовиться к творческому конкурсу нужно заранее.

Реклама

ОБНАРУЖИТЬ "АЛМАЗЫ"

Поступающим нужно за короткое время показать, что талант действительно есть, а педагогам — суметь разглядеть "алмазы". "Мы смотрим, насколько неординарная личность и сможет ли она вырасти. У экстраверта больше шансов, так как рассмотреть внутреннюю глубину абитуриента нет времени. Поступающий должен выбрать репертуар, который он будет чувствовать, но который обязательно должен совпадать с внешними данными. Так, фееобразная девушка, читающая Маяковского, получит меньше баллов, чем если бы она прочла, например, лирику", — говорит преподаватель одного из вузов Николай Добрунов. По его словам, абитуриенты в таком случае делают ставку, что их номер сочтут креативным, но это не всегда так. Также не стремитесь понравиться приемной комиссии: важно получать удовольствие от своей работы — это сразу чувствуется.

РЕАБИЛИТАЦИЯ. В вузах рекомендуют продумать и вариант реабилитации после провала, так как не всегда, например, падение во время танца, забытые слова или ошибка во время жонглирования — гарантия низкого балла. "Поступающий может получить высший балл, удивив всех, насколько артистично, непринужденно и непредсказуемо он сможет выйти из положения", — говорит педагог по хореографии Нонна Вальцман.

СПОРИТЬ — НЕ ОСПОРИТЬ

Координатор кампании "За прозрачное поступление в вузы" гражданской сети ОПОРА (наблюдали за процедурами поступления в десятки вузов, а также принимали жалобы и заявления от абитуриентов по телефону горячей линии) Ольга Стрелюк говорит, что вопросов по системе оценивания творческих конкурсов много. Ведь если по некоторым специальностям (архитектура, дизайн, журналистика и т. д.) есть программы конкурсов, формы их сдачи и четкие критерии оценивания, то по отдельным (актерское мастерство, хореография и т. д.) — правил практически нет. "Из-за этого появляется недовольство со стороны абитуриентов полученными баллами и сложности с оспариванием результата. Одним из возможных действенных методов могла бы быть видеосъемка выступлений, но пока этого нет. К тому же, в основном творческие экзамены ставятся на последний или предпоследние дни вступительной компании, и если подавать апелляцию, то комиссия даже не успеет рассмотреть жалобу", — отметила Стрелюк. Глава инициативы "Студенческая защита" Андрей Черных добавил, что оценивание творческих конкурсов слишком субъективно. И в разных вузах один и тот же "номер" может отличаться десятками баллов.