Как построить эмоциональное воспитание своего ребенка до 3 лет

6 ноября 2017, 11:19
Возрастные психологи утверждают, что с самого младенчества можно начинать эмоциональное воспитание

Эмоциональное воспитание детей. Фото pixabay.com

Что это такое, эмоциональное воспитание и когда уже можно применять это? Многие советуют применять методы эмоционального воспитания с младенчества. Психолог и автор книги "Эмоциональный интеллект ребенка" Джон Готман (издательство МИФ) также советует начинать с самого рождения крохи. 

1–3 месяца

Возрастные психологи утверждают, что именно в этом возрасте дети впервые по-настоящему смотрят на своих родителей и удерживают на них взгляд. Наблюдая и подражая, ребенок приобретает огромное количество знаний: как понимать и выражать эмоции. Узнают, что их негативные эмоции влияют на окружающих (когда родители откликаются на плач малыша). Иногда малыши ведут с вами активную "беседу", а затем неожиданно отворачиваются и игнорируют любые попытки их развлечь. Это поведение обусловлено тем, что ребенок устал и так он успокаивает себя.

Реклама

- Используйте "материнский язык" – повышение голоса, медленные многократные повторы, которые сопровождает преувеличенная мимика. его также могут применять и папы. Возможно, такой разговор покажется вам смешным и слишком наигранным, но он работает: младенцы активно реагируют на речь, обращают пристальное внимание на взрослых.

- Играйте. Начните с подражания. если малыш показывает язык, то сделайте то же самое. Ребенок воркует или гугукает – повторяйте звук с тем же ритмом и тембром голоса. Подражательные игры важны, потому что так вы сообщаете ребенку, что реагируете на его чувства. Он также учится предвидеть ваши дальнейшие действия и словно говорит себе: "Ага, сейчас начнется игра в щекотку". Так формируются основы эмоциональной связи.

- Помогайте успокоиться. Тут нет одной стратегии: методом проб и ошибок определите, что подходит вашему малышу. Распространенные методы: уменьшить яркость свет, укачать и ласково поговорить с ним, включить спокойную музыку, спеть колыбельную. Походить, укачивая ребенка на руках. Некоторых детей успокаивает "белый шум" работающей стиральной машины или ненастроенного радио.

Реклама

6–8 месяцев

Период исследовательской деятельности: к восьми месяцам дети обычно начинают ползать и изучать окружающий мир. Ребенок начинает различать людей. ему не нравятся незнакомцы: они вызывают чувство тревоги.

Он лучше понимает слова, которые вы произносите. Различает ваши просьбы и предупреждения.
Находит новые способы выражать себя и делиться чувствами и эмоциями – радости, страха, любопытства. Важный скачок – способность переключать внимание, сохраняя в уме образ предмета или человека, на который он больше не смотрит.

- Играйте вместе с малышом, используя предметы и игрушки. Откликайтесь на его эмоциональные реакции: смех, удивление, страх.

Реклама

- Будьте "критерием безопасности". Ребенок понимает, что может доверять вашим сигналам: выражению лица, тону голоса, языку тела. Ваши эмоции могут помочь справиться малышу со страхами. Например, если рядом с новой няней вы будете вести себя расслабленно, обнимать ее, то ребенок поймет, что новому человеку можно доверять.

- Изучайте с ребенком название чувств. Спрашивайте его: "Тебе сейчас грустно (страшно, весело, холодно), не так ли?". если вы угадаете, малыш даст знак. Возможно, вам не всегда удастся понять своего ребенка.

Постепенно вы начнете разбираться в его эмоциональных реакциях.

9–12 месяцев

Малыш осознает, что люди и объекты обладают постоянством. Например: если мама ушла из комнаты, то она, скорее всего, скоро вернется. Это формирует привязанность малыша к родителям и близким. Теперь когда их нет рядом, он может скучать по ним. Начинает осознавать свои и чужие чувства. Когда ломается игрушка, папа говорит: "Ой, машинка сломалась. Теперь тебе грустно, да?".

Малыш понимает, что отец почему-то знает его эмоции, а значит, люди могут делиться своими чувствами.

- Помогайте справиться с тревожностью. если вы уходите, заверьте его, что вернетесь. Да, годовалый малыш очень мал и не умеет говорить. Но он многое понимает, наблюдает за эмоциями, и это может успокоить его.

- Разрешайте малышу самостоятельно изучать ваш дом. если он уползает в другую (безопасную) комнату, не бегите сразу смотреть за ним. Дайте ему побыть в одиночестве.

- Придумывайте игры, в которых требуется выражать свои эмоции. Можно рисовать на пальцах руки разные выражения лиц. На большом – злость, на указательном – грусть, на среднем – страх, на безымянном – удивление, на мизинце – радость. Расскажите малышу, как прошел ваш день с помощью пальцев с рожицами.

1–3 года

Период, когда развивается чувство собственного "я" и начинает проявляться самостоятельность. Ребенок осваивает ролевые и символические игры, имитирует поведение, которое видел раньше. То, как он целует на ночь своего плюшевого медведя, ругает или хвалит кукол, доказывает, что дети наблюдают и учатся управлять своими эмоциями. А еще наступает кризис трех лет: дети становятся увереннее и начинают вам противоречить.

Развиваются речевые навыки, но часто родители начинают слышать такие слова: "Нет", "Мое", "Я сам".

- Предоставляйте выбор. В этом возрасте детям важно утвердить себя как независимое маленькое существо. Вместо фразы: "На улице холодно, ты должен надеть пальто", скажите: "Что ты хочешь сегодня надеть: кофту или свитер?".

Устанавливайте границы таким образом, чтобы малыш был в безопасности, а вы спокойны.
- Помогайте озвучить свою эмоцию словами. Например: "Ты злишься, когда кто-то берет твою игрушку?". Учите сочувствию, избегайте агрессии. если малыш пытается обидеть другого, говорите ему: "Мы не делаем больно своим друзьям из-за того, что сердимся".

- Помогайте играть. В этом возрасте дети тянутся друг к другу, но у них нет необходимых социальных навыков, чтобы играть вместе. Попытки могут заканчиваться неудачей, учитывая "правила собственности ребенка":

  • если я это вижу, то оно мое;
  • если это твое, а я хочу его, то оно мое;
  • если это мое, то оно мое навсегда.

Это вовсе не жадность – так развивается ощущение собственного "я". Идея делиться пока не имеет для них смысла. Поэтому хвалите и поощряйте ребенка, когда он делает попытку обмена игрушками. Но если вы ждете гостей, то лучше заранее обговорите с ребенком, какие игрушки он не хочет давать. Перед приездом торжественно их спрячьте и оставьте другие.

Это даст ребенку ощущение власти и контроля, к которым он и стремится.

Каждый период жизни вашего малыша принесет что-то новое: навык, эмоцию, слово. А вам, как родителю, нужно пройти свой путь: понять, какие моменты особенно важны в каждом возрасте ребенка. Именно тогда вы сможете лучше разбираться в его чувствах и сделаете эмоциональное воспитание по-настоящему эффективным.

Напомним, многие слышали о том, что нужно отправлять "послания в космос"для того, чтобы достичь в чем-то успеха. Точно так нужно делать и с воспитанием своих чад. Например, делать установки для себя и своего ребенка, что он умный, послушный, целеустремленный и т.д. Но как правильно "запрограммировать себя?