Как отдыхали киевляне: "пластинки на костях", парад оркестров и Пелевин

9 марта 2010, 07:42
Мы сравнили, как менялись вкусы и развлечения киевлян на протяжении десятилетий.

Ночные клубы. В начале 90-х появились при гостиницах

50-Е: "КИНОТЕАТРЫ" У СОСЕДЕЙ И "ПЛАСТИНКИ НА КОСТЯХ"

В первой половине 50-х на досуг не хватало ни денег (благосостояние народа начало расти только к концу десятилетия), ни времени (суббота стала выходным днем только в 1967-м). Свободные вечера любили проводить за просмотром телевизоров (первый появился в 1949 году). По вечерам, когда начиналось эфирное вещание, у владельцев крохотных КВН-49 собирались все соседи. "Они приходили со своими стульями и не уходили, пока не заканчивалась последняя передача, — вспоминает пенсионер Николай Гиндич. — Это очень сильно затрудняло личную жизнь. Но к соседям тогда относились с большим уважением, поэтому приходилось терпеть".

Реклама

Еще одним всенародно любимым развлечением были походы в кино, которые превращались в ритуал: билеты покупались заранее, люди надевали воскресные костюмы. В каждом кинотеатре был концертный зал, где перед сеансом проходили выступления оркестров, певцов, артистов цирка. Отличительная черта киевских кинотеатров 50-х — горы лузги от семечек, которые выметали уборщицы после сеансов.

Образованные слои населения предпочитали оперу, балет и театр. По воспоминаниям преподавателя Государственной академии управляющих кадров культуры и искусств Украины Ванды Володько, в середине 50-х в Киеве каждый вечер давались представления в 6 театрах: Оперном, Русском драматическом имени Леси Украинки, имени Ивана Франко, Театре оперетты, ТЮЗе и кукольном театре. Едва ли не каждый год театры давали премьерные спектакли.

Реклама

Символом хрущевской оттепели стал VI Московский фестиваль молодежи и студентов 1957 года. В этом же году впервые в Киеве показывал свои спектакли Марсель Марсо, в 1958 году дал концерт Ив Монтан.

В Киев стали наведываться иностранные граждане. Именно в конце 50-х начало зарождаться такое явление, как фарцовка (фарцовщики выменивали не только вещи, но и пластики и альбомы по искусству), стала просачиваться "вражеская" музыка: появились "пластинки на костях" с записями твистов и рок-н-роллов. "Диски, записанные кустарным способом на рентгеновских снимках, которые назвали "пластинки на костях", продавались на так называемой скупке под кинотеатром "Днепр". Там же можно было купить аналоги современных мужских журналов — издания "Чешское фото" или "Польское кино". Журналы капстран попадались крайне редко, и за них можно было схлопотать срок", — вспоминает композитор Владимир Быстряков.

Реклама

Тому времени свойственен интерес к романтической литературе: все зачитывались романами Александра Дюма и Александра Грина. Книги брали в библиотеках. Покупали, в основном, многотомные подписные издания — получалось дешевле.

60-Е: ТЕАТРАЛЬНЫЕ АНШЛАГИ И КОНЦЕРТЫ БАРДОВ


Барды. Авторская песня рождалась в турпоходах

В 60-х царит культ интеллигентности: модно ходить на концерты в филармонию, смотреть в киноклубах фильмы Сергея Параджанова, позже — Андрея Тарковского. Самые модные прозаики 60-х: Эрнст Хэмингуэй, Эрих-Мария Ремарк, Рэй Бредбери и Клиффорд Саймак (многотомные собрания "Библиотеки современной фантастики" украшали многие киевские квартиры).

В 60-х свой пик популярности переживает поэзия. Кумиры читающей публики: "шестидесятники" Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский. Поэтические вечера любимых поэтов собирают полные залы. В театрах — аншлаги. "Когда в 1966 году на гастроли приехал легендарный Театр на Таганке, ажиотаж был невероятный, — вспоминает Владимир Быстряков. — Первые места были заняты партийными функционерами и тогдашней бизнес-элитой — мясниками и начальниками крупных магазинов". А в кинотеатрах полные залы в те годы собирают "Шербурские зонтики", "Мужчина и женщина", "Великолепная семерка".

Молодежь не брезгует и танцами в клубах. "Неподалеку от того места, где сейчас стоит памятник Паниковскому, был клуб Метростроя. Там регулярно устраивались танцы, — вспоминает научный сотрудник Центра аэрокосмических исследований Земли Татьяна Ефименко. — Правда, на них всегда было больше девушек, чем молодных людей". Что неудивительно, ведь их больше в те годы интересовала бардовская песня, которая часто рождалась в турпоходах.

Туризм и туристические песни стали советским ответом молодежным бунтам и рок-революциям 60-х на Западе. "В Доме культуры завода "Арсенал" был клуб авторской песни, — рассказывает начальник цеха рекламного производства "Милтэко" Владимир Ефименко. — Там организовывались сольные концерты бардов, делались сборные "солянки". Я тоже туда ходил. Однажды мы с друзьями нашли отличное место для ночевок на природе на Жуковом острове. Со временем мы туда начали возить всех арсенальских бардов. А потом я услышал, что на Жуковом острове проводятся фестивали бардовской песни, куда люди приезжают даже из Москвы".

В начале десятилетия в Киеве появились первые комиссионные магазины, где продавались дефицитные товары. Их привозили из зарубежных гастролей столичные артисты из хора им. Григория Веревки и ансамбля танца Вирского.

70-Е: ПАРАДЫ ОРКЕСТРОВ И ГОНКИ НА МОТОРКАХ


Восходящая звезда эстрады София Ротару

70-е были очень музыкальными. Летом в киевских парках играли симфонические оркестры, а с середины 70-х парады духовых оркестров проводились прямо на Крещатике. В этот период артисты из капстран практически не заглядывали в Украину. Зато огромной популярностью пользовались певцы из стран соцлагеря: Карел Готт (в 1972 году в Киеве он собрал стадион), Радмила Караклаич. Любители рока слушают социалистические образцы западной музыки: пластинки венгерских Piramis и немцев Pudis продаются во всех киевских магазинах. Как вспоминает преподаватель КПИ Мария Панченко, в первой половине 70-х в актовом зале консерватории можно было послушать концерты подающей большие надежды певицы Софии Ротару.

"Помню, мы регулярно ходили слушать в Оперный Беллу Руденко, Юрия Гуляева и Дмитрия Гнатюка, — рассказывает Мария Панченко. Искусством можно было заниматься в меру сил и самому: 70-е — расцвет самодеятельности: художественные студии и кружки существовали при каждом советском вузе, предприятии и ДК. "Увлечение художественной самодеятельностью было повсеместным, смотры проводились по всей стране, — вспоминает пенсионерка Лариса Гуцало. — Я пела в хоре, который разучивал и народные песни, и классические сочинения. Мы выступали на разных мероприятиях по поводу календарных праздников, а также ездили в гости в другие районы. Сами сочиняли песни — о своем городе или селе, о своей профессии".

Чтение продолжало занимать важное место в жизни киевлян. "Даже на минимальные зарплаты того времени мы обзаводились книгами, — вспоминает геолог Валерий Мазур. — Выписывали толстые литературные журналы, "Вокруг света", который стал для нас окном в мир, и "Технику молодежи". Расцветал самиздат — перепечатанные на машинке или размноженные на копировальных аппаратах романы Булгакова и Джойса. Аппараты были плохие, непропечатавшиеся строчки вписывались от руки.

В этот период очень популярны разнообразные выставки. "В 1973 году в Музее европейского искусства выставляется экспозиция из предметов, найденных в гробнице фараона Тутанхамона. Очередь желающих стояла часами на морозе от входа в музей — через весь Музейный переулок до Европейской площади. Вы видели что-нибудь подобное за последнюю четверть века?" — удивляется Валерий Мазур.

У художников появляется новая возможность выставлять свои работы. Организаторы выясняли, где пустует квартира без мебели (например, ее только что обменяли или готовят к ремонту), арендовали на несколько дней — и квартира превращалась в салон.

В 70-х массовым увлечением стали моторные лодки — в отличие от автомобилей они продавались свободно. Гонки на моторках по Днепру стали обычным явлением.

80-Е: МУЗЫКАЛЬНАЯ ЯМА, ФУТБОЛ, ДИСКОТЕКИ И "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"

Главное культурное событие начала десятилетия — концерт во Дворце спорта Дидье Маруани и группы Space в 1983 году. Традиционные танцы для молодежи и студенчества трансформировались в дискотеки. "Они проводились в "Современнике" (сейчас клуб Free Dom) и в танцевальном зале "Юность" в парке Нивки (сейчас там располагается боулинг-клуб), — поделился воспоминаниями телеведущий Игорь Кондратюк. — Крутили итальянскую эстраду, евро-диско и рок-баллады — для медленных танцев".

Музыка по-прежнему занимает немало места в культурной жизни киевлян. Только теперь они начинают ее активно коллекционировать. В конце 70-х в Киеве возникает "толкучка", на которой продавали и обменивали западные пластинки. Она находилась в овраге, потому завсегдатаи прозвали ее балкой. "Чтобы туда попасть, нужно было пройти по улице Полевой, перейти железнодорожные пути и спуститься вниз. В яме между путями по субботам собирались коллекционеры с кульками пластинок, — вспоминает Владимир Ефименко. — Вплоть до 1989 года, когда балка получила официальный статус клуба коллекционеров и переехала в здание танцзала "Современник", милиция регулярно проводила рейды и отбирала пластинки". За организацию рок-концертов, которые раньше нередко разгонялись милицией, взялся комсомол. В 1986 году в ДК "Большевик" открылся рок-клуб, а в 1989 г. с Киев посещает рок-группа Nazareth.

На месте бывшей балки, в том же овраге, появляется книжная толкучка — прообраз будущего книжного рынка "Петровка". Здесь можно купить модные романы, которых не найти в магазинах: "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова или "Мастера и Маргариту". Украинские книголюбы имели возможность читать многие бестселлеры 80-х в переводе на украинский. "Когда журнал "Всесвіт" возглавил Владимир Коротич, мы получили возможность читать самые передовые образцы зарубежной литературы, — рассказывает Валерий Мазур. — Тексты переводились на образцовый украинский литературный язык, который еще не подвергся атаке галицизмов". Среди студентов популярны вечера "Что? Где? Когда?", которые проводились в актовых залах университета имени Шевченко и Института пищевой промышленности.

И, конечно же, киевляне ходили на футбольные матчи. Столичные жители всегда любили футбол, но после того, как "Динамо" два раза подряд победило на чемпионатах СССР (в 1985 и 1986 годах), стали относиться к своей команде с особой любовью.

Безалкогольные свадьбы и банкеты — новый формат застолья, который появился благодаря антиалкогольной кампании 1985—1987 гг. Этот период запомнился киевлянам агитационным вестерном "Лимонадный Джо" и коньяком, который разливали в заварочные чайники. С 1987 года традиционным праздником киевлян стал День города, который отмечался в последнее воскресенье мая на Андреевском спуске и Контрактовой площади.

90-Е: НОЧНЫЕ КЛУБЫ, СКВОТЫ И ПЕЛЕВИН

К началу десятилетия кинопрокат безнадежно проиграл в борьбе с видеосалонами: столичные кинотеатры приходят в запустение. Культура большого экрана возрождается только с наступлением "нулевых". Что собой представляли видеосалоны? При местном жэке арендовалось помещение, внутри расставлялись стулья перед двумя телевизорами, подключенными к видеомагнитофону. Особым спросом пользовались фильмы ужасов — единственный жанр, не представленный в советском кинопрокате. Фильм "Зловещие мертвецы" собирает аншлаги. С его популярностью мог соперничать только "Терминатор-2" — хит видеосалонов 1991 года. Но уже к середине десятилетия видеомагнитофоны появились во многих киевских квартирах, и видеосалоны утратили свою популярность.

Ощутимые перемены произошли и в музыкальном мире. "Профессиональная сцена и самодеятельность вдруг поменялись местами, — вспоминает Владимир Быстряков. – Профессионалам стали предлагать актовые залы клубов, домов культуры и общежитий, какие-то ленинские уголки, а большие концертные площадки оккупировали фонограммные группы, зарабатывающие быстрые деньги гастрольным "чесом". Впервые за много лет академическая музыка оказалось невостребованной вообще".

В 1993—1994 годах появились ночные клубы. "Первые клубы с диджеями открылись при гостиницах "Русь", "Лыбидь" и "Мир", — вспоминает Алексей Ковжун, консультант ЮНИСЕФ по вопросам медиа, а в начале 90-х — организатор первых рейв-вечеринок. — Это неслучайно: гостиницы были оборудованы самыми современными барами, а бар — это сердце клуба". Уже к середине 90-х рейв-вечеринки становятся массовым явлением. Параллельно в Киеве появляются клубы, ориентированные на живую музыку. Теперь послушать рок-н-ролл или джаз можно каждые выходные.

Необычайно модным становится прозаик Виктор Пелевин: его романы читают даже те, кто раньше вообще не брал в руки книг. Среди украинских писателей безусловные герои 90-х — Лесь Подервянский и Андрей Курков. Хлесткие цитаты из пьес Подервянского плотно входят в речь молодых киевлян.

В 90-х в Киеве действует первый "сквот" — художественная мастерская, которую организовывают в отселенном доме. В легендарном "сквоте" на улице Парижской коммуны живет и работает весь цвет современного изобразительного искусства: Александр Гнилицкий, Арсен Савадов, Илья Чичкан. Киевляне активно знакомятся с новыми формами искусства: в галерее Киево-Могилянской академии в 1995—1996 гг. выставляются инсталляции западных художников.

Завершило культурную революцию 90-х появление интернета. С этого момента у киевлян появилась возможность приобщиться к высокому, не отходя от компьютера.