Как не "перегрузить" ребенка знаниями

7 ноября 2015, 11:00
Нужен ли ученику младшей школы репетитор

Не стоит лишать ребенка детства. Фото: pixabay.com

Репетитор для старшеклассника — привычное дело: одним он нужен, чтобы подтянуть "хвосты", к примеру, если был долгий больничный или же изучение какого-то предмета дается с трудом; другим — для того, чтобы успешно подготовиться к поступлению в вуз. 

Однако не так давно в школах стало модно рекомендовать репетиторов школьникам даже младших классов: учителя намекают, что знания лишними не будут, поскольку у репетитора индивидуальный подход к учащемуся. К тому же детей необходимо развивать и готовить к серъезной нагрузке, которая будет уже в пятом классе, заблаговременно. Такие предложения многие родители встречают в штыки, а другие, наоборот, последовали совету — и спокойны как за выполнение домашних заданий, так и за развитие ребенка. "Сегодня" узнала у специалистов, нужен ли репетитор ученикам младшей школы и чему он может научить ребенка.

Реклама

ПРОЖЕВАТЬ ГРАНИТ НАУКИ

Несмотря на то что в первых классах домашние задания задаваться не должны, а во вторых-четвертых объемы должны быть посильными (затраты времени на все предметы во 2-м не должны превышать 45 мин., в 3-м — 1 ч. 10 мин., а в 4-м — 1ч. 30 мин.), не всегда учителя следуют этим заветам. Да и дети, бывает, не справляются и с минимальной нагрузкой. Тут на помощь и приходит репетитор. "Раньше сразу после прихода из школы начиналось: "Я не хочу читать, не буду учить...". Усадить за книгу хотя бы картинки посмотреть было большой проблемой! Когда классниый руководитель обмолвилась, что более прочные знания у тех детей, с которыми репетиторы занимаются, мы наняли учителя. При чужом человеке занятия проходят спокойно, быстро, и нет проблем с "не хочу и не буду", — рассказывает мама 7-летнего Игоря Виктория Татаринова.

ДИСЦИПЛИНА. Есть, впрочем, и другие мнения о репетиторстве для первоклашек. "В моих глазах это выглядит так, что учитель на уроках плохо выполняет свои обязанности, ничему не учит, а потом намекает на помощника себе же — чтобы он дома детям "дообъяснял" то, что плохо на уроке рассказали. Все бы ничего, но платим за это мы — родители. Да и детей жаль — у них не остается свободного времени", — говорит мама 7-летнего Андрея Лариса Кислова.

Реклама

"Думаю, что родители первоклашек не могут совладать со своим учеником, поговорить, заинтересовать ребенка. В школе это также не могут сделать, поэтому здесь цель — просто заинтересовать ученика, а не дать объем знаний", — высказала свое мнение мать 8-летней Светланы Ольга Бехтерева.

ПО ОПЫТУ. Некоторые родители уже успели не только нанять, но и уволить наемного учителя. Так, родители 8-летнего Семена Левченко говорят, что за несколько месяцев занятий ребенок стал хуже учиться, внимание стало рассеянным, а желание узнавать новое пропало. "Мы поняли, что ребенок слишком перегружен, так как сидит за уроками почти до вечера. При этом он стал чаще плакать, неправильно решать задачи и небрежно писать буквы. Мы поговорили с ним, и он сказал, что мечтает, чтобы поскорее все закончилось. Поэтому мы отказались от репетитора", — говорит Олег Левченко.

КАК ПОСТУПИТЬ ПРАВИЛЬНО

Реклама

Мнения психологов по поводу детских репетиторов разделились. Психолог Ольга Перекопайко считает, что детям в начальной школе не только не следует заниматься с репетитором, но и, по примеру учебы в финских школах, не выполнять домашние задания. Особенно это касается 1—2 класса, когда ребенок только начинает адаптироваться к коллективу и распорядку дня. "Конечно, усиленно занимаясь, дети получат знания, но, скорее всего, насильственным путем. А это черевато тем, что пропадет желание учиться, особенно если что-то не будет получаться и на этом будет акцентироваться внимание. К тому же такая работа будет исключительно механической. Образование дни и ночи напролет не развивает индивидуальность детей, а только приводит к усталости", — говорит Ольга Перекопайко и советует родителям больше разговаривать с детьми, спрашивать, как прошел их день и что интересного было у одноклассников, заниматься с ними рукоделием и т. д., так как чем радостнее пройдут первые годы учебы, тем легче будет в дальнейшем.

ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ. Иного мнения придерживается психолог Наталья Грабовская. "Современные дети требуют различного подхода: как группового, так и индивидуального. И здесь не помешает репетитор, поскольку школьные учителя не всегда в состоянии обеспечить весь спектр обучения. Он нужен хотя бы раз в неделю для поддержания полученных знаний и выявления пробелов. В первую очередь репетитор должен обучить ребенка навыку самостоятельной работы и тренировке внимания и памяти", — считает специалист.

"ПРОДЛЕНКА". В МОН говорят, что обязать родителей "завести" репетитора учителя не могут — все на усмотрение мам и пап. "Программа не настолько сложная, чтобы делать домашние задания с учителем со стороны. У ребенка должно быть детство и свободное время. Иногда достаточно посещать группу продленного дня, которая есть практически во всех школах — там дети не только готовят домашние задания, но и учатся учиться. Им дают все необходимое, причем грамотно и в том объеме, который необходим", — говорят в министерстве.

УСЛУГИ РЕПЕТИТОРОВ

С начала года количество предложений от учителей и репетиторов-частников увеличилось в разы. Посещаемость специализированных сайтов, где можно подобрать репетитора по нужному предмету, также значительно выросла. "Ресурсом пользуются в два раза чаще", — рассказал владелец одного из таких сайтов Валерий Балабанов.

ЭКОНОМ. Услуги по подготовке детей к школе и по занятиям с младшими школьниками (1—4 классов) предлагают многие. Дешевле всего обойдется репетитор с самой простой программой. "Мы закрепляем пройденное в школе и идем на урок вперед. Даже если ученик отвлечется на занятии, то тему он не пропустит и знать будеть лучше всех. Родителям вообще за уроками следить не придется — это беру на себя я. Дополнительно покупать ничего не нужно — все необходимое у меня есть", — бодро ответила репетитор для начальной школы за 50 грн/час Наталья Павлова, окончившая педвуз в прошлом году и готовая выезжать на дом.

ЧТО И ПОЧЕМ. Больше запрашивают преподаватели с "особенными" методиками. "Научу красиво и правильно писать, чтению, математике, разговорной речи. На занятиях развиваем память, внимание, тренируем мышление. Использую только последние педагогические методики", — пишет репетитор Яна Алазарова, которая просит за свои услуги 80 грн/час, а заниматься для эффекта рекомендует не реже 3 раз в неделю у нее на дому.

В некоторых объявлениях, дополнительно к "основному набору", можно встретить предложения по коррекции звукопроизношения, повышении скорости чтения. Некоторые репетиторы также настаивают на необходимости раскошелиться на учебники, "тренировалки" и математические разминки, которые помогут ребенку научиться быстро считать, писать и т. д.

Практически за те же деньги (1000 грн +/–200 грн) и на своей территории, предлагают услуги в детских развивающих центрах. Правда, там делают упор не на домашние задания и индивидуальные занятия, а на активность и общее развитие школьника.