Как менялась газета "Сегодня" за 18 лет: от пленки и текстов от руки до "цифры" и планшета

15 декабря 2015, 08:46
В редакции больше нет наборщиков, а полосы "улетают" в типографию по воздуху

Первые выпуски газеты "Сегодня" были бесплатными.

С НАБОРЩИКАМИ И НЕГАТИВАМИ

Реклама

18 лет назад кореспонденты писали статью от руки, в лучшем случае — печатали на пишущей машинке. Листы с текстом отдавали наборщику, который набирал текст уже на компьютере. В 1997 году компьютеры в редакциях хотя и были, но считались роскошью, так как стоили дорого и их было мало. Один компьютер стоял в кабинете у главного редактора, и по одному-два — в отделах. Часть компьютеров были объединены в общую сеть для верстки газеты в электронном виде. Да что говорить, если диктофоны были не цифровыми, а кассетными, причем микрокассеты повились позже, а в 1997-м использовали обычные. Можно было интервью записать поверх какого-нибудь надоевшего исполнителя. И интернета тогда вообще не было! В редакцию новости приходили по телетайпу.

Макет. Страницу сперва рисовали на бумаге.

Реклама

Редактор вносил правки от руки. После правок текст поступал к наборщику, который набирал его на компьютере и сохранял на дискету. У нас уже были современные дискеты — жесткие трехдюймовые (размером 3,5 дюйма, или 8,9 см), а не гибкие пятидюймовые (5 и 1/4 дюйма, или 13,3 см), которые часто глючили! Емкость этого носителя информации была "огромной" — 144 мегабайта. На дискете текст передавался литературному редактору, у которого тоже был компьютер. Литредактор правил не только "очепятки", но и стиль. Со временем от литредакторов отказались: журналисты и без них должны уметь писать просто и понятно.

Верстка. С компом "на ты" были только верстальщики.

Реклама

Сверстанная полоса должна быть проиллюстрирована. Отвсек приветствует фото с места события, а если их нет — фотография подбирается из архива. Архив тогда представлял собой коробки с разрезанными негативами либо толстые папки с фотографиями. Пересмотреть кучу негативов на свет — тот еще отбор.

Теперь будущую газету можно выводить на фотопленки, с которых в типографии напечатают тираж. Их в типографию доставляют на машине. Каждый снегопад или другой форс-мажор заставляет волноваться, не застрянет ли авто в пути, и успеют ли газету отпечатать в срок и доставить в точки распространения.

Фотокоры. На столе — фотоувеличитель.

Фотопленка имеет всего 36 кадров, поэтому и речи нет, чтобы снимать "пулеметными очередями", как сейчас, а потом выбирать лучший кадр, его надо "ловить" сразу. А понять, "поймал" или нет, можно, лишь проявив пленку. Проявка — целый процесс, занимающий около часа времени и требующий от фотокора сноровки и аккуратности. Причем происходит все в полной темноте! Сперва пленка в кассете вынимается из фотоаппарата, наматывается на спираль проявочного бачка, чтобы кадры не соприкасались между собой, иначе получится брак. Затем спираль помещается в бачок и заливается спецраствором — проявителем. Все растворы фотокор готовит самостоятельно, смешивая в определенных пропорциях химические реактивы. Качественная проявка возможна лишь при темпетатуре раствора не ниже 18° и не выше 25° и занимает 10—15 минут. Затем проявитель сливается, пленка прямо в бачке промывается водой и заливается фиксирующим раствором, иначе на свету она почернет. Процесс фиксирования — это еще 10—15 минут, затем 10 минут промывки под проточной водой и 20—30 минут сушки — уже на свету. Далее пленка вставляется в фотоувеличитель, и с нее на фотобумаге при красном свете печатают фото. Суть процесса: через негатив в окошке фотоувеличителя белый свет от специальной лампы попадает на фотобумагу, затем будущий снимок проявляется в ванночке, промывается, фиксируется в фиксаже, снова промывается и сушится на электроглянцевателе. Лишь после этого фото передают в секретариат, где их сканируют и передают верстальщикам.

Ответсек. Отвечает за макет.

Готовая полоса распечатывается в пяти экземплярах: главному редактору, дежурному заместителю главного редактора, в отдел, ответсеку и корректуре. Совместно выявляются возможные ляпы: опечатки в заголовках, неправильные текстовки, не там стоящие фото, неточности в цифрах и фактах. Все исправления вносятся в текст.

Редактор несет все тексты в секретариат. Там ответственный секретарь и его команда на специально разграфленной бумаге А3 карандашом рисуют макет полосы. По нему верстальщики уже на компьютерах макетируют страницу в электронном виде и ставят туда тексты. Обычно бывают две ситуации: ничего не помещается либо после редакторских правок приходится дополнять текст.

Налетай! Привлекая читателей, первые выпуски раздавали бесплатно.

СЛАВА ИНТЕРНЕТУ, НО БЕЗ "БЕЛОК" НИКАК

Сейчас газету можно делать полноцветной, такой она стала почти 10 лет назад, в начале 2006 года. Причем выходит не один выпуск, а пять: национальный, киевский, харьковский, "Юг" и "Приднепровье". С нетерпением ждем возможности возобновить выход "Донбасса", а там, гляди, и "Крыма"... Каждый журналист имеет персональный ноутбук. Интернет и соцсети — важнейшие источники информации. Теперь гораздо проще найти нужного человека или проверить какой-то факт. Хотя и работу "в полях", и командировки для репортеров никто не отменял.

Соцсети в помощь. Комментарии экспертов берем онлайн.

Процесс "создания газеты" максимально автоматизирован. Все журналисты в любой точке мира имеют доступ к редакционной системе, в которой пишется и макетируется газета. Параллельно журналист может писать текст, а дизайнер (это почти верстальщик, но круче) макетировать полосу. Есть в редакции и дизайнер-художник, который рисует иллюстрации к текстам, к которым не найти фотографии.

Последний штрих. Картинку можно и нарисовать.

Корреспондент при написании статьи сразу видит, как она будет выглядеть на полосе, поместится ли весь "нетленный" текст, станет ли в размер заголовок. Закончив работу, он кликом мыши отправляет материал редактору. Наборщики стали не нужны — в наш век все являются продвинутыми пользователями компьютеров. И диктофоны теперь цифровые. Хотя и ими уже многие журналисты не пользуются. А зачем, если диктофон есть в смартфоне, как фото- и видеокамера. "С полей" репортер может сразу передать фото и видео в редакцию и на сайт.

Каждый заместитель главного редактора видит на большом мониторе, как выглядит вся газета. Может поменять полосы местами, снять материал и даже целую полосу, отправить их в резервную папку либо перенести на другое число или другую страницу. Все это — несколькими кликами мыши. После редактирования текст "улетает" на корректуру.

Замредактора. Видит сразу все полосы номера.

Верстальщиков и ответственного секретаря теперь нет. Есть креативные дизайнеры, которые "доведут до ума" полосу: выровняют колонки, втянут "хвосты" текстов, поставят и обработают фото. Дизайнеры также делают инфографику, если она подготовлена автором (набраны цифры и поясняющий их текст), каждый раз создавая новую картинку. Именно поэтому они и называются креативными. А вместо ответсека ныне арт-директор, его главная задача — сделать так, чтобы газета выглядела красиво. Но если запара — арт-директор тоже работает над макетированием полос.

Верстка. Так начинался этот разворот.

Часть работы ответсека теперь лежит на бильд-редакторах: их двое, утренний и вечерний. Бильд занимается подбором фотографий, выбирая между снимками наших фотокоров и из информационных агентств. Архив ныне хранится в электронном виде, чему особенно рады фотокоры со стажем, которые еще помнят, как это было долго и сложно: готовить растворы из химреактивов, проявлять пленку, печатать и сушить фото. Теперь красота: вставил флешку в картридер, "слил" фотографии  — и на следующую съемку. Впрочем, старые снимки по-прежнему хранятся в виде черно-белых отпечатков или негативов.

Способ проверки текстов — единственное, что не изменилось в редакции за 18 лет. Готовые полосы по-прежнему выводят на "белки" — листы А3 и внимательно вычитывают. Чтобы видеть всю картину номера, можно по-старинке повесить "белки" на "забор" — липкую доску на стене. Но в целом полосы всех выпусков хранятся в электронном архиве.

Типография. Газета пришла — в печать!

Когда газета сдана, макеты полос отправляют в типографию. И какая погода за окном — теперь неважно. Главное, чтобы интернет устойчиво работал. Кнопку нажал — и газета "улетела". Ура! Осталось дождаться, когда в нашей типографии ее отпечатают и доставят в киоски.

Помимо киосков "Пресса", "Сегодня" продается распространителями. Самые креативные из них рекламируют содержание номера в стихах — и газету берут еще охотнее.

Распространение. Цветную газету продавать легче и приятнее.

Для планшета. Есть журнал "Сегодня".