Как легко сдать сессию: советы и секреты от ведущих тренеров

21 декабря 2013, 17:00
Шифруем шпоры с помощью пиктограмм, присваиваем датам собственные значения

Нужную зубрежку можно заменить на играми в ассоциации

Скоро студентам предстоит очередное испытание под названием сессия. А это значит, что их ждут дни и ночи напряженной зубрежки. Но учиться можно куда более приятными способами. О них расскажут тренеры центров интеллектуального развития.

КОНСПЕКТЫ И ШПОРЫ

Реклама

Руководитель тренингового центра "Шалений равлик" Елена Калачикова предлагает конспекты… рисовать. "Найдите простую ассоциацию, которую можно изобразить в виде значка, — говорит тренер.  — Если текст большой, можно рисовать пиктограмму к каждому абзацу. Затем нужно обязательно воспроизвести материал по этому конспекту. Рисунки можно использовать и в качестве шпаргалок. Преподаватель даже не поймет, что это такое". Еще лучше не просто конспектировать учебники в образах, а сразу составлять схемы с пиктограммами. "В центре вы пишите тему, а вокруг — подтемы, стрелками обозначая связи между этими блоками", — говорит Калачикова. "Для каждого вопроса в билете можно сделать компактную схему на странице А4, — рассказывает тренер центра "Новые люди" Антонина Вершинина.  — Информация, написанная в виде сплошного текста, плохо усваивается, а символы и схемы хорошо "фотографируются" сознанием, если вы составили их сами".

ВКЛЮЧАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ

На подготовку к экзамену нужно выделить хотя бы несколько дней, считает тренер по коммуникациям Наталья Грабовская. Прочитать и выучить 400-страничный талмуд в последнюю ночь никакие методы не помогут. "Если времени осталось мало, то из всего объема информации нужно выделить самое главное,  — говорит Наталья. — Изучить все в подробностях уже не получится, поскольку наши возможности не безграничны. Постарайтесь найти в этой информации что-то интересное лично для вас — параллели, парадоксы, тенденции, —  тогда вы легко ее усвоите".  "Наша память держится на трех китах: это образы, воображение и ассоциации, — говорит Елена Калачикова. — Если мы научимся ясно представлять себе явления, события и связывать их с другой информацией, которая уже есть в голове, тогда будет легче запоминать".

Реклама

Пожалуй, самый распространенный пример использования данного принципа — это простая фраза "каждый охотник желает знать, где сидит фазан". С ее помощью дети запоминают основные цвета видимого спектра. Но его можно применять для запоминания самых разных понятий и последовательностей. И фантазия может оказаться полезней, чем зубрежка.

ДАТЫ И ЧИСЛА ОЖИВАЮТ

Для запоминания дат и статистических данных также можно использовать воображение. "Каждую цифру можно ассоциировать с каким-то образом. Например, 1 — это гвоздь или Буратино, 2 — лебедь, 3 — верблюд, 4 — стул и так далее. Потом эти образы надо связать в одну историю", — говорит Алена Федорова, руководитель центра "Факирра". "Чем прикольнее и абсурднее будет связка, тем проще представить это действо и тем лучше число отложится в памяти", — поясняет Елена Калачикова. Также можно ассоциировать числа с событиями истории или собственной жизни. Например, 45 — окончание войны, 26 — Чернобыль, 18 — совершеннолетие и т.д.

Реклама

ЗАПОМИНАЕМ ИМЕНА И ТЕРМИНЫ

Чтобы запомнить научные термины или иностранные слова, можно использовать метод созвучий. "Находим созвучное слово, которое мы уже знаем, и связываем с новым термином, — поясняет Елена Калачикова. — Можно даже разложить сложный термин на несколько слов. Например, "оксюморон" представляем так: "Оксана (Окс) с юмором, к тому же мужчина (он)". То же касается и правописания слов. Например, чтобы запомнить, что в слове "винегрет" первая гласная "и", а вторая — "е", можно сочинить такую фразу: "Вино пьет негр и заедает винегретом". Фамилии также легче запоминать по принципу звуковых ассоциаций. А имена — если вы будете ассоциировать их со знакомыми или известными тезками.

ВДВОЕМ УЧИТЬСЯ ВЕСЕЛЕЕ

Наталья Грабовская считает, что готовиться к экзаменам лучше в паре. Студенты по очереди выступают в роли педагога и опрашивают друг друга. "Есть большая вероятность, что ваш напарник задаст вопрос, на который вы не знаете ответ, — говорит тренер по коммуникациям. — Тогда вы найдете и обязательно запомните информацию. Потому что была стрессовая ситуация, вас поставили в тупик, вы думали, искали — это обязательно отложится в голове. Кроме того, рассказать что-то кому-то — это сам по себе действенный метод усвоить знания". Живой разговор будет эффективнее зубрежки, когда вы по 10 раз тараторите одно и то же. "Повторение — мачеха учения", — считают тренеры.