Как это сделано: черный ящик

29 августа 2015, 04:12
В "Что? Где? Когда?" как-то задали вопрос, какого цвета на самом деле "черный ящик". Знаток ответил, но мы узнали больше и разобрались, как эта штуковина работает

Чёрный, но не чёрный.

Бортовой самопиисецбортовоой регистрааторчерный ящик (в обиходной речи) — устройство, в основном используемое вавиации, водном и железнодорожном транспорте для записи основных параметров полёта/движения соответственно, внутренних показателей бортовых систем летательного аппарата, корабля, подвижного состава соответственно, переговоров экипажа и т. д. Информация из бортовых регистраторов всегда используется для выяснения причин происшествий на транспорте (напр. лётных происшествий).

Википедия

История "черных ящиков"

Изобретателем первого подобного устройства считается австралийский ученый Дэвид Уоррен.

Реклама

В 1957 году он при помощи двух коллег из Научно-исследовательской лаборатории аэронавтики в Мельбурне создал действующую модель самописца, который мог записывать информацию и переговоры в течение четырех часов.

В 1958 году глава Агентства регистрации воздушных судов Великобритании увидел устройство и заинтересовался идеей его продвижения. Новая модель "черного ящика" была размещена в ударопрочной и огнеупорной коробке и стала продаваться во многие страны.

В 1960 году Австралия стала первой страной в мире, предписавшей всем австралийским авиакомпаниям установить "черные ящики" на все гражданские самолеты в обязательном порядке.

Реклама

Никаких секретов

Никакого шифрования звуков в бортовом самописце не происходит: фраза "расшифровка "черного ящика" имеет примерно то же значение, что и "расшифровка записи диктофона".
Бортовые устройства регистрации полетных данных подразделяются на два вида: речевые и параметрические. В свою очередь параметрические делятся на эксплуатационные и аварийные.

Реклама

Речевой самописец регистрирует все переговоры экипажа (с бортпроводниками, пассажирами и наземными службами), акустическое окружение в пределах кабины (шорохи, звуки переключателей и работающего двигателя), звуковые сигналы бортового компьютера. Он включается автоматически в момент подачи напряжения в бортовую электросеть. Отключается тоже автоматом. Устройство ведет запись как в воздухе, так и на земле. Запись ведется циклически: новые сообщения стирают более старые. Продолжительность записи — от 30 до 120 минут (зависит от модели самописца). Экипаж имеет возможность стереть запись после посадки самолета и выключения двигателей.

Аварийный параметрический самописец заключен в ударопрочный корпус и является основным регистрирующим устройством на борту. Он фиксирует различные параметры полета (высоту, скорость, вибрации, курс, перегрузку и прочее) и работы систем. Параметрические самописцы включаются автоматически после запуска двигателей. В зависимости от типа регистратор способен сохранять поступающую в него информацию в течение 30 минут для легких самолетов и 25 летных часов работы на больших авиалайнерах.

Эксплуатационный самописец является быстросъемным и дублирует основной (аварийный). У него нет защитного корпуса и он предназначен для облегчения доступа, ускорения процесса обработки и анализа всех полетных данных. Его появление обусловлено необходимостью ведения программы мониторинга полетных данных, повышающей безопасность полетов.

Чаще всего данные, полученные с бортового самописца, используют для последующего анализа в целях определения причины какого-то происшествия или предпосылки к нему, оценки техники пилотирования летчиком и контроля технического состояния самолета и его систем. Данные можно восстановить даже при частичном повреждении самописца при условии, если уцелели составные части носителя информации.

Некоторые модели самописцев объединяют в себе и речевые, и параметрические устройства.