Как добавить баллы к сертификату и аттестату

16 ноября 2010, 09:14
На всеукраинскую олимпиаду можно попасть, выиграв в интернете.

Одна из новинок вступительной кампании 2011 — возможность заработать дополнительные баллы к сертификату ВНО и аттестату. Их получат призеры IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад, а также призеры III этапа Всеукраинских конкурсов Малой академии наук (МАН). Итак, олимпиадникам и "мановцам" к общему количеству набранных баллов за диплом 1-й степени (1-е место) добавят 50 баллов, за диплом 2-й степени (2-е место) — 40, а за диплом 3-й степени (3-е место) — 30. Однако эти баллы они получат лишь в том случае, если будут поступать на ту специальность, по которой они и заняли свои призовые места. То есть, если призер по химии будет поступать на филфак, на котором химия — не профильный предмет, его победа не сработает, и он не получит никаких бонусов.

Напомним, что во время вступительной кампании-2010 "мановцы" и олимпиадники, а также участники международных олимпиад шли вне конкурса (в рейтинговом списке они находились перед теми, кто поступал на общем основании, но после льготников и тех, кто поступал по собеседованию). Сейчас же такое право осталось только у "международников", да и то при условии, что они будут поступать на ту специальность, где их призовой предмет — профильный.

Реклама

МАТЕРИАЛЬНЫЙ СТИМУЛ. Кроме возможности "утяжелить" свои сертификат и аттестат, есть еще один стимул погрызть гранит науки. Победителям IV этапа Всеукраинских ученических олимпиад, а также III этапа Всеукраинских конкурсов МАН присуждается ежемесячная стипендия президента Украины — 700 грн. Причем ее могут получать как 11-классники, так и 8-классники. Правда, если на руках у них будет диплом 1—2-го уровней. А вот у победителей международных олимпиад стипендия чуть меньше — 689 грн. (без разницы, какая медаль — золотая, серебряная или бронзовая). А стипендия участников международных олимпиад составляет 394 грн.

Кстати, в 2011 году президентскую стипендию получат еще и победители нового конкурса от МОН — Международного языково-литературного конкурса им. Тараса Шевченко, но пока что сумма ее неизвестна. Есть еще и такая стипендия — стипендия им. Т. Шевченко, которую присуждают победителям всеукраинского этапа ученической олимпиады по украинскому языку и литературе (только для ребят с дипломом 1-го уровня) — 689 грн.

За победу на областном или всеукраинском этапе можно также и получить стипендию Кабмина Украины — 492 грн. Кому именно она достанется, решает каждый регион самостоятельно, который выдвигает своего кандидата. Все стипендии рассчитаны ровно на год. Но есть одно "но": если стипендиат был номинирован сразу на несколько стипендий, то он имеет право выбрать только одну из них.

Реклама

Также если стипендиат поступил на бюджет, он тоже не может получать 2 стипендии сразу: либо университетскую, либо стипендию за свою победу. Кстати, размер некоторых из этих стипендий будет пересматриваться Кабмином, поскольку выплачиваются они в сумме, которая действовала еще в 2007 году. Пока что новые суммы неизвестны.

ПУТЬ ОЛИМПИАДНИКА

Олимпиады по базовым предметам проводятся ежегодно. Участвовать в них можно уже с 6-го класса, однако попасть на вершину Олимпа, то есть на всеукраинский этап, имеют право ученики постарше, начиная с 8—9-го классов в зависимости от предмета. Олимпиады по украинскому языку и литературе, праву, иностранным языкам, информатике и экономике проводятся в 9—11 классах, по истории, математике, физике, химии, биологии, географии — в 8—11 классах, по труду — в 9 и 11-м. Кстати, до 2010 года олимпиады проводились по 15 вышеперечисленным предметам. А в этом году вернули олимпиады по русскому языку и литературе (9—11 кл.) плюс добавили по экологии (10—11 кл.), астрономии (10—11 кл.), педагогике и психологии (11 кл.).

Реклама

ИНТЕРНЕТ — В ПОМОЩЬ. Попасть на IV этап Всеукраинской ученической олимпиады по физике, математике, химии, биологии, географии, экономике и русскому языку и литературе, не участвуя при этом в школьных олимпиадах, могут победители (1-е место) Всеукраинской интернет-олимпиады, которая вот уже десять лет проводится на базе Одесского областного института усовершенствования учителей (сайт — www.osvitaodessa.org в рубрике "Олимпиады"). Поскольку первый этап олимпиады стартует летом, то участвовать в ней могут те ребята, которые переходят в 9—11 классы. Для того, чтобы участвовать в этих состязаниях, нужно заполнить и отправить регистрационную форму участника, которую можно найти на сайте. После регистрации каждый школьник получит доступ к заданиям олимпиады.

Сама же олимпиада состоит из трех туров — двух заочных и одного очного: первый заочный этап (нужно решить и прислать первый блок заданий) — с 1 июня по 15 июля и второй заочный этап (второй блок заданий) — с 15 июля по 1 сентября. Затем в конце декабря в Одессе (где-то между 26 и 28 декабря) проходит очный тур. На этот этап приглашают лучших участников заочного тура (около 200 человек по всем предметам и всем классам), которые набрали наибольшее количество баллов. А вот количество победителей очного этапа — по три человека (одно 1-е, одно 2-е и одно 3-е место) от каждого класса, итого — 9 человек по одному предмету олимпиады.

НОВЫЙ КОНКУРС ОТ МОН. Еще один путь на всеукраинский этап олимпиады (однако только по украинскому языку и литературе и только для учеников 9—11 классов) — поучаствовать и занять первое место в новом творческом конкурсе от МОН. Итак, Международный языково-литературный конкурс им. Тараса Шевченко, начиная с 2010 года, будет проводиться ежегодно. В нем могут участвовать как школьники, так и студенты.

Однако остановимся более подробно на школьниках. Побороться за победу в этом конкурсе могут ученики 5—11 классов общеобразовательных школ и лицеисты военных лицеев. Ну а сам конкурс "шевченковцев" проходит в 4 этапа: первый — в ноябре, на школьном уровне, второй, районный, — в декабре, третий, областной (в АРК, Киеве и Севастополе — городской), — в январе. А заключительный этап конкурса (4 этап) будет ежегодно проходить 1—6 марта. От каждой области в нем будут участвовать по 3 победителя от каждого класса. То есть 3 человека от 5-го класса, 3 от 6-го и так до 11-го.

МЕЖДУНАРОДНИКИ. Победой на всеукраинском этапе путь школьника к его успеху может и не закончится. Ведь те ученики, которые учатся в 11 классе и заняли первые и вторые места в Украине, едут на Международные олимпиады (их пора: средина мая и все лето). Перед этой олимпиадой проходят отборочно-тренировочные сборы, на которых и отбирают тех счастливчиков, которые поедут защищать честь страны. Однако эти олимпиады проходят только по математике, физике, химии, экологии, информатике, биологии и географии. Где будут проходить международные олимпиады 2011 года, пока неизвестно. Расписание можно будет посмотреть на сайте Ин-та инновационных технологий и содержания образования (www.iitzo.gov.ua ).

ПУТЬ "МАНОВЦА"

Еще один шанс получить бонусы при поступлении — стать победителем III этапа Всеукраинских конкурсов Малой академии наук (МАН). Как известно, на этом конкурсе школьники презентуют и защищают свои научно-исследовательские работы. Но начинать сотрудничать с МАН нужно заранее — уже в 9 классе (максимум — в 10-м), продолжая это делать до 11-го класса. То есть если нынешние 11-классники впервые решат поучаствовать в конкурсе МАН, то выиграть им не удастся: дело в том, что они, как новички, могут участвовать только на внеконкурсной основе, то есть никакого места им присуждать не будут. Кстати, это же касается и 8-классников. Да, можно начать сотрудничать с МАН уже в 8-классе (но не раньше), однако тоже вне конкурса.

Все участники МАН делятся на такие категории: слушатели МАН — ребята, которые занимаются в МАН первый год (8 или 9-й класс). Затем, чтобы стать кандидатом в члены МАН, они должны написать и защитить свою работу в районе, потом попасть на городской этап конкурса и занять там призовое место. Следующий шаг — получить звание действительного члена МАН. Для этого нужно, во-первых, заниматься на секциях не менее двух лет, и, во-вторых, продолжая свой путь "мановца", тоже выиграть городской этап конкурса.

ЧТО ТАКОЕ КОНКУРС МАН. Если говорить вкратце, то участие в конкурсе имеет три составляющие (они одинаковы для каждого этапа конкурса: школьного, районного, городского и всеукраинского). Первая составляющая — ученик делает свою научную работу. Можно писать ее на одну и ту же тему, начиная с 9-го класса, а можно менять тему каждый год. В МАН есть 10 тематических отделений, в рамках которых можно выбрать себе тему: история и география, философия и обществоведение, технические науки, компьютерные науки, филология и искусствоведение, математика, физика и астрономия, экономика, химия и биология, а также — экология и аграрные науки. Кстати, отделения, в свою очередь, делятся еще на секции (их 66). Так что диапазон для выбора темы достаточно велик.

Писать работу ученик будет либо под руководством своего школьного учителя, либо у него может быть даже научный руководитель, к примеру, какой-то преподаватель из профильного вуза. Но это уже зависит от "научных" связей, которыми располагает школа и ее научные сообщества. Также школьник может посещать занятия во Дворце юношества. Здесь можно не только слушать лекции, но и ставить эксперименты в лаборатории, консультироваться с кураторами секций, а также готовиться к выполнению контрольной работы.

После того, как школьник напишет работу, он должен будет защитить ее — это вторая составляющая конкурса. А написание контрольной работы (на каждом этапе конкурса) по тому предмету, который является базовым для того или иного отделения МАН, — это третья составляющая участия.

ЭТАПЫ КОНКУРСА. Сначала каждый ученик должен защитить свою работу на школьном этапе (сентябрь — 10 декабря). Затем победители школы переходят на районный этап защиты своих работ (с 10 по 25 декабря). А лучшие из лучших в районе идут пробовать свои силы на городском этапе (с 24 января по 20 февраля). На него от каждого класса (9—11) попадает такое количество человек: 1 место — 1 человек, 2 место — 2 человека, 3 место — 3 человека. А вот на всеукраинский этап (длится весь апрель) идут те школьники, которые заняли 1-е место на городском этапе, — по одному человеку от каждой секции (независимо от класса). Количество призовых мест на последнем этапе конкурса — 50% от общего количества участников в каждой секции с распределением мест в пропорции 1:2:3.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Янина Дыяк, студентка 1-го курса Института филологии КНУ им. Т. Шевченко, заняла 2-е место на 3-м этапе Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук Украины (МАН) в секции "Литературное творчество":

"Мое знакомство с МАН началось в 8-м классе. Тогда я представляла и защищала перед жюри сборник своих стихотворений. Как известно, 8-классникам мест не дают, но я не жалею, что так рано начала принимать участие в этом конкурсе, ведь знакомство с МАН в 8-м классе — это хороший трамплин, чтобы сориентироваться в самой структуре конкурса, и в 9-м классе, продолжая принимать в нем участие, чувствовать себя гораздо увереннее.

К тому же уже в 9-м классе я начала ходить на занятия при секциях МАН, которые проводятся во Дворце юношества. Туда полезно ходить всем участникам Малой академии наук: там можно проконсультироваться с кураторами секций по всем интересующим вопросам, к примеру, по оформлению работы. Также на этих занятиях нас готовили к контрольным работам, которые каждому участнику нужно писать на каждом этапе конкурса.

В общем, мои усилия не пропали зря: в 9-м и 10-м классах мне удалось занять первые места на районном и городском этапах конкурса. Это меня очень вдохновило! Поэтому уже в 11-м классе у меня появилась конкретная цель — поступить на филологию в университет Шевченко. Чтобы мне было легче поступать (в 2010 году победители всеукраинского МАН получали право поступить вне конкурса), нужно было выиграть всеукраинский этап конкурса. Так что весь 11-й класс был напряженным.

В тот год в МАН я снова защищала сборник своих произведений (проза). Без труда заняла первое место в районе и городе. Ну а чтобы достойно выступить на национальном уровне, мне нужно было хорошо распланировать график своей подготовки. Если говорить о защите своего сборника, то опыт участия в конкурсе прошлых лет подсказал мне, что нужно обязательно выделиться на фоне других. Поэтому я решила инсценировать отрывок из своей пьесы, в котором мне достался большой монолог.

Что касается контрольной работы, то здесь я знала одно — сосредоточиться нужно на теоретических знаниях. Чтобы подтянуть свои знания по литературе, я каждый день оставалась после уроков с учительницей: она мне задавала разные задания, к примеру, написать сочинение по творчеству того или иного писателя. Однако нужно было не просто высказать субъективную оценку его произведений, а проанализировать их в историческом контексте, к примеру, в контексте литературной эпохи или течения.

А теорию по "мове" мне помогала подтягивать моя мама: она сочиняла для меня различные тесты по грамматике украинского языка, и я должна была не просто выбрать правильный ответ на вопрос, но и рассказать конкретное правило. Что говорить, "Український правопис" стал моей настольной книгой! В нагрузку я взяла в руки школьную программу по литературе и перечитала оттуда все произведения, в том числе и те, которые мы в школе даже не собирались проходить. В среднем, ежедневной подготовке я посвящала по 3—4 часа. В итоге у меня все получилось, и я заняла 2-е место!

Кстати, подготовка к МАН, по сути, заменила мне подготовку к тестированию по украинскому языку и литературе: после всего того, что я прочла для МАН, решить задания по ВНО было как орехи пощелкать (по этому предмету я набрала 199 баллов)! Благодаря хорошим результатам по тестам и призовому месту в МАН я была первой в рейтинге абитуриентов на своем факультете. Так мои старания избавили меня от волнений при поступлении".

Благодарим за помощь в подготовке материала заведующую сектором по организации и проведению всеукраинских конкурсов и турниров Института инновационных технологий и содержания образования (ИИТСО) Татьяну Гинетову, руководителя Киевского территориального отделения МАН Украины (Киевская МАН "Дослідник") Ирину Егорову и заместителя директора по вопросам внешнего тестирования, мониторинга качества образования и информационных технологий Одесского областного института совершенствования учителей Юрия Богатого.