Кадровики раскрывают карты

14 декабря 2009, 07:42
Специалисты по персоналу ведущих компаний рассказывают о том, где и как они ищут кадры и каким претендентам отдают предпочтение.

Сегодня жизнь складывается так, что многие специалисты вынуждены искать новую работу: кого-то сократили, кому-то урезали зарплату так, что хватает только на проезд и квартплату, а кого-то отправляют в добровольно-принудительные отпуска. Понимая это и желая помочь тем, кто находится в поисках рабочего места, мы два раза в месяц по понедельникам в рубрике "Твое. Работа" публикуем наш совместный с компанией СКМ спецпроект "Кадровики раскрывают карты". В его рамках специалисты по персоналу ведущих компаний страны рассказывают о том, где и как они ищут кадры, кому отдают предпочтение, каким обязательным набором знаний и умений необходимо обладать, чтобы поступить на работу в их компанию.

Благодаря этой информации вы сможете взглянуть на себя глазами работодателя и подать себя на собеседовании в наиболее выгодном ключе. А кто-то, возможно, поймет, что для того чтобы получить желаемую работу, придется "подтянуть хвосты" — пойти на курсы, выучить иностранный язык и т.п.

Реклама

10 ВОПРОСОВ КАДРОВИКАМ

1. Где вы ищете кадры? К примеру, каким сайтам отдаете предпочтение, обращаетесь ли к услугам специализированных агентств?

Реклама

2. Какие главные требования к соискателям вы выдвигаете?

3. На что вы прежде всего обращаете внимание в резюме? Что имеет первостепенное значение, а что — второстепенное? Какие моменты вас сразу заставляют заинтересоваться соискателем, а какие, наоборот, сразу отталкивают? Приведите конкретные примеры из практики. Выделите, пожалуйста, несколько типичных ошибок при составлении резюме и несколько удачных ходов.

4. На что вы прежде всего обращаете внимание на собеседовании (слова, манера вести себя, внешний вид, одежда и т.д.)? Что именно в соискателе вас сразу может заинтересовать, а что сразу отталкивает? Приведите конкретные примеры из практики.

Реклама

5. Какие приемы используете для того, чтобы вывести соискателя "на чистую воду" и понять, что он от вас скрывает?

6. Какова ваша политика в отношении приема людей, которые не имеют опыта работы? Как таким людям (студентам, например) попасть к вам на работу? На какие должности в вашей компании могут претендовать вчерашние выпускники?

7. Насколько отличается размер заработной платы молодого специалиста от зарплаты более опытного коллеги (например, в процентном соотношении).

8. Какое количество молодых специалистов вы приняли на работу, скажем, в течение последнего года? Насколько вы удовлетворены их работой?

9. Какие у вас есть в данный момент вакансии?

10. Расскажите о самых интересных или забавных случаях из вашей практики, связанных с приемом людей на работу.

Филипп Рыбаков, директор по персоналу Japan Tobacco International (JTI) Company Ukraine:

1. При размещении вакансий в интернете мы отдаем предпочтение корпоративному сайту www.jti.com, www.rabota.ua и www.hh.ua. Менеджерские вакансии мы ищем через рекрутинговые агентства-партнеры. Если с помощью рекомендаций наших сотрудников был нанят человек, который затем успешно прошел испытательный срок, его рекомендателю выплачивается премия в размере от 5 до 12 тыс. грн. Стажеров ищем в вузах, на днях карьеры, на студенческих сайтах, в соцсетях: career.ua, myway.in.ua, а также vkontakte.ru, odnoklassniki.ru и twitter.com.

2. Приведу примеры 2-х наиболее часто возникающих вакансий — стажера и торгового представителя. Ключевые требования для позиции стажера просты: желание работать и получать новые знания и отличное владение английским. Большое преимущество — предыдущая социальная активность: участие в студенческих и общественных организациях, научных соревнованиях, в программе международного студенческого обмена Work&Travel и т.п. Для вакансии торгового представителя нужно иметь водительские права и успешно пройти внутренний тест по вождению.

Если говорить о личностных требованиях, то это многозадачность, успешная коммуникация, стремление к росту и влиянию, способность к продажам (sales ability).

3. Если говорить о "взрослом" кандидате, то мы обращаем внимание на соответствие предыдущего опыта и ключевых навыков требованиям вакансии, что подробно выясняем в ходе беседы. Что касается стажеров, то, выяснив все моменты, связанные с соцактивностью, сосредотачиваемся на выяснении уровня знания иностранного языка, что является критичным: у нас, как и в большинстве международных компаний, работают иностранцы. Кстати, у нас был случай, когда человек за две недели подтянул свой английский на целый уровень и в результате получил у нас работу.

4. Наиболее типичные ошибки в резюме — грамматические, часто заявленная информация не соответствует требованиям вакансии. Например, человек присылает резюме на вакансию торгового представителя, а в графе "цель" указывает позицию финансового аналитика. Импонирует, когда человек четко представляет, в каком направлении и почему он хочет развиваться, а не тот, кто говорит, что уже 5-й курс, все друзья где-то работают, пора, наверное, и ему начать зарабатывать.

5. Многие HR-ы тяготеют к каким-то универсальным решениям, которые сделают работу быстрой и понятной. А в работе с людьми такого не будет никогда. У нас другой фокус: мы не ищем в резюме и на интервью неправду и несовпадения. Наоборот, в каждом кандидате стараемся увидеть именно те качества, которые необходимы для данной позиции. И мы будем более счастливы найти их в первых 3-х, а не в первых 30-ти кандидатах.

В работе мы используем и профтестирование, и поведенческие опросники вместе со структурированными интервью, моделируем рабочие ситуации. Например, для претендента на должность торгового представителя нами была разработана линейка ролевых игр, которая включает в себя визит в торговую точку, критическую беседу и подготовку прогноза продаж для дистрибьютора.

6. Мы разработали программу стажировок, которая рассчитана на тех, кто еще учится или только закончил университет. В ходе годичной стажировки ребята не только проходят серию внутренних тренингов, но и посещают тренинги и мастер-классы профильных компаний и партнерских организаций. Этой осенью наши стажеры приняли участие в проекте Skills Matter студенческой организации AIESEC. Они проходят серию тренингов по развитию бизнес-навыков "софт-скиллз", конкретных функциональных направлений ("эксель", проведение ценров оценки и др.), по личностному росту.

7. Зарплата и условия труда наших стажеров одинаковы: 3600 грн. до налогообложения, при условии полной занятости, и соцпакет по КЗоТ. Также студенты получают компенсацию затрат на обеды в размере 40 грн. в день. Если говорить о зарплатах специалистов на постоянных позициях, то их уровень позволяет нам входить в число топ-25 компаний, предлагающих наиболее высокие зараплаты на рынке FMCG (быстрооборачивающиеся товары народного потребления).

8. С начала 2009 года в рамках программы стажировок мы приняли на работу 7 человек, и двое из них получили постоянную работу.

9. Вакансии возникают в JTI достаточно регулярно. Для того чтобы не упустить эту информацию, желающие могут зарегистрироваться в "карьерном агенте" на нашем сайте http://rabota.ua/jti и получать имейл-уведомления обо всех новых вакансиях. Сейчас открыты вакансии менеджера группы торговых марок, специалиста по работе с медиа (две позиции), финаналитика, административного ассистента отдела продаж, торгового представителя.

10. Молодой человек претендовал на вакансию в отделе корпоративных коммуникаций, т.к. имел опыт в этом направлении в одной из студенческих организаций. Интервью с руководителем подразделения он прошел хорошо, но его опередил другой кандидат. Как раз в этот момент возникла срочная вакансия в отделе логистики, и мы предложили ее этому кандидату. Согласитесь, что логистика и корпоративные коммуникации — небо и земля. Однако кандидат не растерялся, выучил за ночь университетскую методичку по логистике и в итоге обошел гораздо более опытных претендентов. После года стажировки он получил предложение о постоянной работе в компании.

Марта Цуп, старший специалист по работе с персоналомкомпании "Данон Украина":

1. Мы размещаем свои вакансии на hh.ua, job.ukr.net, work.com.ua, 101.com.ua. На большинство позиций открываем внутренний конкурс и даем шанс нашим талантам расти. Также у нас активно работает программа "Приведи друга". Когда мы ищем специалистов в очень узких сферах (например, планирование производства, закупки молока), прибегаем к помощи рекрутинговых агентств.

2. Идеальный для нас соискатель должен, в первую очередь, разделять нашу миссию "нести здоровье через питание как можно большему количеству людей в мире", а также соответствовать 12-ти компетенциям истинного "Даноновца", среди которых проактивность (осознанная, мотивированная активность), ориентированность на бизнес, открытость. На большинство позиций важно знание английского. И в каждом случае преимущество у того, кто проявляет лидерские качества.

3. Прежде всего в резюме мы обращаем внимание на предыдущий опыт работы и знание английского. Резюме интересного нам кандидата должно быть лаконичным и структурированным. Если человек планирует работать в международной компании, прекрасно, если оно будет продублировано еще и на английском. Пример резюме кандидата, с которым даже не хотелось созвониться: написанное от руки, без указания опыта и позиции, которая заинтересовала в нашей компании. В целом оттолкнуть может многое: начиная с орфографических ошибок вплоть до пробелов в опыте работы, несоответствия названия должности описанию должностных обязанностей или e-mail а-ля pupsik@mail.ru.

4. Конечно, для каждого кандидата важно быть опрятно одетым, вовремя приходить на встречу, уметь ясно излагать мысли и соблюдать элементарные правила этикета. Однажды я собеседовала с кандидатом на позицию менеджера по работе с ключевыми клиентами. Он явно демонстрировал опыт в этой сфере, но всю встречу мой взгляд был прикован к его рукам, на редкость грязным и неухоженным. Тогда я поставила себя на место клиента и поняла, что мне было бы неприятно общаться с таким представителем компании по производству продуктов питания! В итоге мы ему отказали.

5. Когда я только начинала работать в рекрутинге, один из директоров нашей компании сказал: "Чтобы понять человека, необходимо поговорить с ним не только о работе, но и о жизни. Тогда ты выберешь не только профессионала, но хорошего человека для команды". С тех пор я всегда следую этому правилу.

6. Мы сотрудничаем с молодежными организациями, в частности AIESEC, участвуем в их образовательных семинарах. Кроме того, в этом году мы запустили Danone Trainee Program — программу стажировки для выпускников и студентов последних курсов. В ней могут участвовать все желающие, владеющие английским и проявившие себя в студенческие годы (участие в конкурсах, олимпиадах).

7. Отличие размера оплаты ключевого специалиста и стажера зависит от позиции, квалификации и может достигать 50%.

8. За этот год в рамках программы Danone Trainee мы приняли на работу 7 стажеров, один из них через три месяца получил повышение и занял должность специалиста. Остальные тоже показывают хорошие результаты и имеют возможность расти как в должности, так и в зарплате.

9. Сейчас мы укрепляем команду продаж: открыты вакансии супервайзера, менеджера по работе с ключевыми клиентами и др. Также у нас есть позиции и в других департаментах — в финансах, закупках, например специалист по закупкам услуг, менеджер по налогообложению.

10. Смешные ситуации в моей практике были связаны с резюме. Например, кандидат в графе "Семейное положение" написал "стабильное", в разделе "Знание иностранных языков" — "английский, грамматика со словарем".

Татьяна Кармалита, Департамент по персоналу корпорации First Realty Group (АН "Благовест", АН Park Laine), руководитель отдела рекрутинга

1. Мы сотрудничаем с www.rabota.ua, www.work.ua, www.hh.com.ua, www.101.kiev.ua, www.job.ukr.net и др. На сайтах компании www.blagovest.ua, www.parklane.ua есть рубрики "Вакансии" и "Карьера". Многие находят работу у нас благодаря рекомендациям наших сотрудников и клиентов. Принимаем участие в весенних "Ярмарках вакансий", выставках "Недвижимость", "Строительство и архитектура". В рекрутинговые и кадровые агентства не обращаемся: на вакансию прямого работодателя кандидаты откликаются охотнее.

2. Отбор кандидатов у нас происходит в несколько этапов, и слово рекрутера не решает все, к тому же многое проясняется на стажировке. Но за 20—30 минут беседы нужно максимально разговорить человека, чтобы понять, что он умеет общаться и достигать компромиссов. Это главные качества, необходимые риелтору. А все остальное — клиентскую базу, юрподдержку, необходимую информацию и знания — мы ему предоставим. Есть позиции, где важно не только профильное образование, но и то, в каком вузе учился соискатель. По моим наблюдениям, техспециалистов хорошо готовят в КПИ, НАУ, юристов — в Киево-Могилянской академии, в Харьковской академии Ярослава Мудрого.

3. Приятно работать со структурированным резюме, написанном в едином шрифтовом формате (предпочтительно 12, 14 Times New Roman). Сопроводительное письмо — плюс кандидату. Удачный, на мой взгляд, сопроводительный текст: "Здравствуйте, ...! Меня заинтересовала ваша вакансия "контент-менеджер". Прошу рассмотреть мое резюме (во вложении). Опыт работы в интернет-технологиях — более двух лет: от контент-менеджера до редактора проекта. Посещала ваш сайт, есть некоторые идеи по улучшению, которыми готова поделиться при встрече. Спасибо за уделенное время! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! С уважением…"

4. Для каждой должности есть свои тестовые задания. Например, претендента на должность юриста могу спросить, требуется ли обязательное нотариальное удостоверение договора аренды. Кроме этого, важны пунктуальность, умение излагать свои мысли, расположить к себе, особенно если должность подразумевает постоянные контакты с клиентами. А вот закрывать глаза на внешний вид соискателя меня научил такой случай. На должность агента по недвижимости пришел человек в шортах и шлепанцах. После 15 минут разговора я поняла, что парень перспективен. Но ни один из руководителей отдела не станет с ним разговаривать, приди он на собеседование в таком виде. Мы поговорили о корпоративной культуре, о том, какой стиль одежды принят в компании. И на вопрос, как ему одеться, чтобы произвести благоприятное впечатление, я дала несколько рекомендаций. По крайней мере, посоветовала ему надеть носки, туфли, брюки и тенниску. Сегодня этот человек занимает лидирующие позиции в рейтинге самых успешных экспертов корпорации.

5. Чтобы сложилось правильное впечатление о кандидате, необходимо дать ему возможность чувствовать себя свободно, поговорить на отвлеченные темы. Соискателям советую побольше говорить (по делу, разумеется) и побольше задавать адекватные вопросы. Приемы использую различные, например кейсы (действия в возможных рабочих ситуациях). И здесь все зависит от опыта работы в сфере недвижимости: если человек пришел из другого агентства, ему предлагается стандартная ситуация: как он будет продавать квартиру на Борщаговке, без ремонта, на первом или последнем этаже… Если человек без опыта, прошу рассказать, как он будет действовать в случае когда один из клиентов опаздывает на сделку. Также задаю проективные вопросы ("то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле") и т.д. К тому же практически все наши сотрудники отдела по персоналу имеют образование психологов и точно читали "Язык телодвижений" Алана Пиза: что не прозвучало из уст, доскажет мимика и жесты человека.

6. На вакансии агентов по недвижимости опыт работы не требуем. Научить нам гораздо легче, чем переучивать. У нас работает "Школа риелтора", где новые сотрудники бесплатно получают, по сути, новое образование. Это курс семинаров и тренингов, позволяющий за 3—4 месяца овладеть необходимыми знаниями и навыками для успешной работы. Одновременно стажеры изучают градостроение, архитектуру, юриспруденцию. Для наших будущих управленцев открыта "Школа карьерного роста".

7. Вчерашние студенты работают операторами call-центра, рекламистами, бухгалтерами, юристами. К примеру, в конкурсе на объявленную в сентябре вакансию помощника юриста победила девушка без опыта работы.

8. Основной заработок специалиста по недвижимости складывается из процентов от суммы заключенных сделок. Понятно, что у более опытного сотрудника будет больше сделок, а значит, больше доходов.

9. Сейчас в компании есть вакансии веб-менеджера, охранников, риелторов.

10. Встречается много интересных фраз в резюме. Например: "Относительно свободный дизайнер Миша" — так начиналось резюме веб-дизайнера. В специальных навыках пишут: "Хорошо понимаю слова "надо", "немедленно" и выражение "я что сказал?!".