Ювелирному детищу Гайдая – 40 лет!

24 апреля 2008, 18:15
Сценарий авторы писали специально под Юрия Никулина, а сама легендарная картина изобилует откровенными ляпами.

Вот уже 40 лет как не угасает в киноманских кругах популярность скромного Семен Семеныча из "Бриллиантовой руки", - простяка и труженика, который обвел вокруг пальца шайку контрабандистов-валютчиков.

Если вы до сих пор ищите подходящий повод праздно-пятнично поваляться на диване и посмотреть что-то такое-эдакое, доброе и вечное, — с радостью сообщим, что есть неплохой повод в пятидесятый (как вариант — сотый, тысячный) раз пересмотреть культовую кинокартину "Бриллиантовая рука". Фильм празднует весьма пикантный юбилей "зачатия" — уже четыре десятка лет прошло с тех пор, как Главуправление кинематографии дало соглашение на запуск сценария эксцентричной комедии в работу. Идея-зародыш благополучно сформировалась в великолепный фильмоплод. "Бриллиантовая рука" в немыслимо короткие строки стала сверхрекордсменом советского проката: статистика гласит, что в СССР фильм посмотрели около 16 миллионов 200 тысяч зрителей.

Согласитесь, сейчас "Бриллиантовую руку" рекламируют даже не за спасибо, а просто так — своего рода намек на то, что произведение претендует на статус классического. Его давно и без спросу зачислили в ранг советских киношедевров. Впечатление такое, что даже фраза "Бриллиантовую руку" растаскали на поговорки" в скором времени сама по себе станет крылатой.

Реклама

Весь сценарий Гайдаровской комедии Костюковский и Слободской писали специально под Юрия Никулина. Вот их заявка: "...На этот раз мы совместно с режиссером Гайдаем решили временно отказаться как от нашего героя Шурика, так и от популярной троицы... Юрий Никулин будет играть уже не Балбеса, а центральную комедийную роль. Это будет скромный служащий отнюдь не героического вида и нрава, волею обстоятельств попадающий в самую гущу опасных приключений..."

Кстати, в основу фильма лег реальный случай. Сценарист Яков Костюковский прочитал в журнале "За рубежом" о похожей истории. Правда, на самом деле все произошло не в Стамбуле, а где-то в Альпах. Когда сценарий был утвержден, у Гайдая не было отбоя от помощников. Все лучшие декораторы, операторы и осветители хотели работать только у него. Киношный народ был уверен, что все время съемок они будут нежиться на заграничном капиталистическом курорте. Каково же было разочарование съемочной группы, когда Гайдай во всеуслышание объявил: снимать он будет в СССР. Так Баку превратился в Стамбул, город контрастов, внутренности приморского ресторана "Плакучая ива" снимали на "Мосфильме", а ради морских видов группа уезжала в Адлер.

Реклама

ОБМАН И СЛУЧАЙНОСТЬ НА ПЛОЩАДКЕ. Актерский состав "Бриллиантовой руки" рождался со скрипом. Нонну Мордюкову забраковали все редакторы. Светлану Светличную утвердили на роль чарующей незнакомки в легкомысленном халатике с большими оговорками. "Миронову не везет в кино, он все еще кривляется", "Мордюкова слишком жирно играет, это безумная, одержимая пошлость", "Светличная слишком сексуальна и соблазнительна", "Никулин мог бы играть острее", "Папанов не так хорош, как ожидалось"... Гайдай равнодушно игнорировал все оценки и сумел отстоять своих актеров, дав возможность худсовету чуть позже говорить о новом шедевре как о своем гениальном детище.

ОБМАН. Многие почитатели "Бриллиантовой руки" и не догадываются, что эпизода с рыбной ловлей им бы и не посчастливилось увидеть, если бы не чертовская изобретательность "папы" советского кинохита. Чтобы худсовет оставил эту сцену, Гайдай пошел на маленький обман: композитору Александру Зацепину было поручено написать для эпизода с рыбалкой музыкальный фрагмент и не вырезать саму сцену, а только сделать музыкальное обрамление. На повторном просмотре члены худсовета отметили, что после сокращений сцена смотрится намного лучше. Гайдай только ухмылялся: рыбную ловлю он вообще не сократил!

СЛУЧАЙНОСТЬ. Есть один внеплановый дубль, который в конечном итоге попал в фильм, — финальные кадры, в которых на голову Семену Семенычу падает крюк. Это была чистая случайность, окончившаяся для Никулина сотрясением мозга и эффектной концовкой фильма.

Реклама

АЛКОГОЛЬ. Актеры "Бриллиантовой руки" редко когда обходились без горячительных напитков. Однажды Аида Ведищева (исполнительница одной из "топовых" песен фильма) застала "за этим делом" Никулина, Гайдая и Миронова … прямо на полу в студии "Мосфильма" — они восседали перед обилием выпивки и закусок.

"БРИЛЛИАНТОВЫЕ" ФРАЗОЧКИ ИЗ ЛЮБИМОЙ КОМЕДИИ. Ночью перед началом съемок Гайдай с Никулиным за бутылочкой вина ломали себе голову над "переводом" диалога с турецкой путаной: "Что ты наделал, глупый вонючка!" — "От глупой вонючки и слышу!" Никулина озарило: вонючка — это скунс, а все вместе — крукл скунс табл шляхт! Гайдай говорит: "Здорово, надо усилить! Крукл скунс табл шляхт мордюк!" "Почему, — спрашивает Никулин, — мордюк?" — "А я вчера с Мордюковой поругался".

Крылатые выражения из комедии "Бриллиантовая рука" люди постсоветского пространства используют в своем лексиконе уже 40 лет. Вот лишь самые "бриллиантовые" из них:

  • Жена Семен Семеныча (Гребешкова Нина): "Я все поняла! У тебя там не закрытый, а открытый перелом!"
  • Козодоев (Миронов Андрей): "Руссо туристо — облико морале, ферштейн?"
  • Домуправ (Мордюкова Нонна): "И эта странная фраза — "собака друг человека". У нас управдом — друг человека";
  • "Наши люди в булочную на такси не ездят!"
  • Семен Семеныч (Никулин Юрий): "А у вас ус отклеился…"
  • Лелик (Папанов Анатолий): "Бабе — цветы, детям — мороженое!"; "Бить буду аккуратно, но сильно!"; "За чужой счет пьют даже трезвенники и язвенники"; "Спокойно, Козлодоев, сядем усе!"; "Туалет типа сортир, отмеченный на плане буквами "Эм" и "Жо"; "Чтоб ты жил на одну зарплату"; "Шампанское по утрам пьют только аристократы и дегенераты"
  • Анна Сергеевна (Светличная Светлана): "Не виноватая я! Он сам пришел!"

"БРИЛЛИАНТОВЫЕ" ЛЯПЫ.

Ляп №1, гитарный

Семен Семенович (Никулин) и Козодоев (Миронов) отдыхают в шезлонгах на палубе теплохода. Семен Семенович, держащий в руках гитару говорит, что ему по душе песенка про зайцев. "Про зайцев — это не актуально. Остров невезения!" – восклицает Козодоев, берет в руки гитару и... поет дальше без гитары. Мало того: больше ее мы в кадре не увидим.

Ляп №2, бандитский

Бандиты окружают Семена Семеновича, после чего первая серия заканчивается. Примечательно то, что вторая часть фильма начинается с того, что он уже отступает от идущих рядом бандитов — такое вот "чудесное спасение".

Ляп №3, балконно-веревочный

Во сне Козодоева с летающей рукой он залезает по веревке на балкон, однако в следующем кадре видно, что заходит в комнату с лоджии.

Ляп №4, рыбный

Козодоев пытается оглушить Семена Семеновича на рыбной ловле. Он вытаскивает для этой неблагородной цели из портфеля БЕЛЫЙ камень, а замахивается уже СЕРЫМ.

Ляп №5, брючный

Козодоев приезжает "на базу" на мотоцикле и в женской одежде — ярко-оранжевой кофте и черной юбке. Не раздеваясь, он врывается в помещение, и совершенно волшебным образом оказывается почему-то... в брюках и белоснежной водолазке.

Ляп №6 морожено-цветочный

"Бабе цветы...": Козодоев источает галантность! Он дарит жене Семена Семеновича, подобно кладбищенскому обычаю... ДВЕ розы. "Детям мороженое": Козодоев протягивает детям два эскимо на палочках, которые после смены кадра в мгновение перевоплощаются в не менее аппетитные шарики мороженого, но уже в вазочках.