Ющенко и Гофман с Забужко гуляли в Киеве по залу игровых автоматов

24 октября 2011, 07:45
Фестиваль "Молодость" стартовал без красной дорожки, но с новой картиной поляка

Ющенко и Гофман весь вечер сидели рядом. Фото: С.Николаева

Открытие кинофестиваля "Молодость" прошло так скромно, что даже не было традиционной красной дорожки — гости просто поднимались по ступенькам в кинотеатр "Киевская Русь", где проходила церемония (в прошлые годы была во Дворце "Украина" и в Оперном театре).

ФОТО На фестивале "Молодость" Ющенко весь вечер сидел с Гофманом

Реклама

Кстати, из вестибюля кинотеатра даже не убрали стоящие там игровые автоматы. Среди гостей открытия мы заметили Виктора Ющенко с женой, Анну Герман, Оксану Забужко, Романа Балаяна и Владимира Горянского.

АУДИО Как Ежи Гофман пел в Киеве матерные песни

Обещанная Ольга Куриленко если и приедет, то ближе к концу фестиваля. Не было и актера Александра Баширова ("Игла"), однако его все еще ждут, ведь с ним запланирован мастер-класс. Главным гостем фестиваля стал польский режиссер Ежи Гофман. Его же картина "Варшавская битва 1920 года" и открывала "Молодость". Кстати, когда этот фильм выйдет в широкий прокат — не знает даже сам режиссер.

Реклама

ПОЛЯКИ VS КРАСНЫЕ

Сюжет фильма-открытия таков: Владимир Ленин стремится раздуть пожар мировой революции. В его планах — покорить Германию, Англию и Францию. Но первой должна пасть новосозданная независимая Польская Республика.

Реклама

ВИДЕО "Варшавская битва. 1920". ТРЕЙЛЕР

Большевистской Красной армии противостоит польская, во главе которой Юзеф Пилсудский. Будь я поляком, я бы гордился этой картиной. Но я не поляк. И как человек, в чьих жилах течет русско-украинская кровь, мне неприятно видеть на экране такую Красную армию, какой ее показал Гофман (хотя я признаю, что те красные были сплошь босотой). Но у режиссера большевики чуть ли не комиксовые злодеи. Красноармейцы пьют водку прямо на конях (да любой командир пристрелил бы их за это), а после еды вытирают руки о свою гимнастерку, все время плюются и справляют нужду в разграбленных домах шляхты ("У нас эти паны уже в кишках сидят. Вот и пытаемся их высрать").

Апофеозом стал чекист с голой задницей, парящийся в тазике: "А чего ты смотришь — геморрой у меня". Абсурдности происходящему добавил формат 3D, из-за которого в реальность происходящего верится с трудом. Режут глаза слишком яркие краски (звезды, нашитые на буденовки, кричаще красного цвета). Но главный минус фильма — аляповатые Ильич и Сталин. Первый смахивает на... вампира. Весь такой плотоядный. А второй, хотя ему в 1920-м году было всего-то 41 год, выглядит на все 60.

Из плюсов: реалистичность происходящего. Боевые сцены у Гофмана лишены гламура, наоборот, максимум реализма — с кишками, кровью и телами, которые обгладывают крысы. Хороши у него и сцены, связанные с религией. А еще драматизм. К примеру, когда русская женщина умирает на руках поляка, она просит его: "Поставь за меня свечку". "Но ведь я католик". "Не важно — все мы под Богом ходим". И когда снаряды разбивают польский костел, а в воздухе — среди обломков кирпичей и развороченной земли — медленно, словно ангел, падает крест, становится не по себе. Как еще один плюс — юмор и хорошее музыкальное сопровождение. Когда по пьяни одного из героев обливают водкой, он требует сатисфакции, но слышит в ответ: "Чистая водка никак не может запятнать ни вас, ни ваш мундир".

"Варшавская битва 1920 года", 2011, оценка — 4