Юрий Антонов: "Зарабатываю с 14 лет и бесплатно не пою"

19 февраля 2010, 08:09
В свой 65-й день рождения музыкант рассказал, как его поздравляла хоккейная сборная и чем ему нравится нынешняя публика

— Юрий Михайлович, как собираетесь отметить праздник?

— На репетиции. Целый день — репетиция. Праздновать будем в субботу и в воскресенье. Сначала концерт в Кремлевском дворце, потом — банкет. Последние дни только подготовкой к концерту и занимаюсь. Будет выступать много известных артистов: Лев Лещенко, Иосиф Кобзон, Валерия. Они споют лучшие мои песни, репетируют по отдельности. Я со своей командой тоже готовлюсь — думаю, все будет хорошо.

Реклама

— Сами подбирали исполнителей или кто-то просился выступить?

— Приглашал. Но были такие, кто звонил и просил выступить. Я никому не отказывал.

— Какой день рождения запомнился вам больше всего?

Реклама

— Ну... Их так много было, что трудно выделить какой-то один. Хотя, наверное, лет тридцать назад ко мне на день рождения пришла вся сборная СССР по хоккею. Я очень люблю хоккей, поэтому был в восторге. Как раз только закончилась Олимпиада — они вернулись с победой.

— Ваша мама родом из Кременчуга, приходилось в детстве отдыхать в Украине?

— Да, я бывал в детстве. Но ничего толком не помню. Красивый, маленький городок на Днепре, очень живописный. В Украине я часто бываю в Киеве — это один из моих любимых городов в мире. Ловлю себя на мысли, что хотел бы иметь квартиру в столице Украины. Я люблю приезжать в этот город. Жаль, что особо не получается погулять, спокойно пройтись по Крещатику или посвятить день Киево-Печерской лавре. У меня много знакомых и приятелей в Киеве, например, Андрей Задорожный (владелец сети ресторанов. — Авт.), он вот собирается ко мне на праздник.

Реклама

— Известный факт вашей биографии — вы начали работать с 14 лет. Эта профессия была связана с музыкой?

— Я работал в депо, руководил хором. И у меня получалось зарабатывать по 60 руб. в месяц. Хотя депо находилось за городом, было непросто добираться туда на попутных грузовиках за 20 км от дома с аккордеоном за плечами. Потом была работа в Минске в филармонии, после — "Поющие гитары". К слову, в СССР я был первым, у кого появилась собственная студия. Как сейчас помню, на втором этаже в доме на улице Челомея, а сам я жил на пятом. Именно в ней был записан альбом "Крыша дома твоего". Я просто не мог без работы. И хотя я всегда отказывался и отказываюсь от бесплатной или несправедливо оплачиваемой работы, деньги не были для меня самоцелью. Ломается ведь обычно кто? Тот, кто получает не трудом заработанные деньги (скажем, родственник небедный есть), — у него тогда нет стимула развиваться, ведь огромные деньги уже есть, и он ради них не вкалывал.

— Скучаете по 80-м, когда вы стали одним из самых популярных исполнителей огромной страны?

— Я скучаю не по тем временам, а по молодости. Хотя тогда у меня было огромное количество концертов, но народ в битком набитом зале сидел, как полумертвый. Люди все были какие-то закрепощенные, запуганные поголовной дисциплиной, подавленные чинопочитанием. Сегодня же публика очень отличается: она стала более раскрепощенной, доброжелательной, открытой.

— Вы сегодня один из самых активных борцов с пиратством в России. Можете сказать, что сегодня ситуация меняется в лучшую сторону?

— Во всем цивилизованном мире авторское право — это основа всех основ, с его нормами просто нельзя не считаться. А у нас — пожалуйста! Закон позволяет. Это очень серьезная проблема. Для меня, как для композитора, это очень важно. Пиратство — это то же воровство, жаль у нас не все это понимают и в нашей стране оно почему-то карается не слишком сурово. Дальше слов обычно не заходит. Я являюсь вице-президентом Российского авторского общества, мы занимаемся защитой авторских прав.

— Ныне огромная популярность у музыки 1980х, с чем это связано?

— Люди хотят слушать мелодию. Это заложено генетически, а мелодии сочинялись в то время, а сейчас у композиторов мало что получается. Это очевидно и можно было предсказать.

— Большинство концертов вы заканчиваете песней "Поверь в мечту". А ваши мечты сбылись?

— Надеюсь, у меня еще все впереди и что в моей жизни будет еще много хорошего, главное — к ней остался живой интерес.

ЖАННА АНТОНОВА: "БРАТА ВЫГОНЯЛИ С УРОКОВ ЗА СВИСТ И СТУК ПО ПАРТЕ"

Сестра Жанна учит детей музыке

Родная сестра Юрия Антонова Жанна работает в обычной музыкальной школе Минска (как и брат, окончила музучилище по классу аккордеона). Она редко общается с прессой, но в честь праздника брата сделала исключение: "Юра с детства был очень талантливым, мама рассказывала — уже в два года напевал услышанные мелодии. В обычной школе "музыкальность" брату только мешала, в дневнике были записи: "Свистел на уроке" или "Стучит пальцами по парте". Зато в музыкальной школе Антонов раскрылся — схватывал все на лету. Так как дома было два немецких аккордеона, то вопрос: "На каком инструменте играть?" — решился сам собой. Тогда же оказалось, что у парня идеальный слух. Юра мог прийти из кинотеатра и всего за час подобрать все мелодии, которые только что звучали с экрана. "При этом он очень много читал, был записан во все библиотеки города, — говорит Жанна Михайловна. — Брал классику, современную литературу, обожал фантастику. Мама поражалась — как это так: и уроки учит, и музыкой занимается, еще и книги читает запоем, когда только успевает? А брат хитрил. Садился за стол, обкладывался учебниками, тетрадками и делал вид, что корпит над домашним заданием, а на самом деле под "физикой" аккуратно был спрятан томик фантастики".

В сборе. Воспитанием детей занималась мама, обоих отвела в музшколу

Жанна Михайловна помнит, когда имя ее брата впервые прозвучало на весь Союз: "В начале 70-х я была в пионерлагере массовиком-затейником, и вдруг по радио объявляют: "А сейчас свою песню исполнит молодой композитор Юрий Антонов!" Я наши родственные связи не афишировала. А тут однажды после выхода песни "Под крышей дома твоего" ко мне подошла сотрудница: "Ой, знаешь, Жанна, мне так нравится один исполнитель — Юра Антонов". А я ей: "Аха, я ему передам. Это мой брат!" С тех пор появились у меня хлопоты — стали атаковать коллеги с расспросами о Юре". А потом в родительский дом стали приходить мешки писем — в основном от женщин. Их перечитывал отец. "С одной девушкой из Омска, ее звали Оксана, у них завязалась переписка, каждый месяц по письму, — продолжает сестра. — И вот как-то возвращается Юрка с гастролей и сразу к папе: "А правда, что ты с моей поклонницей переписываешься?" Тот засмущался: "Правда, так толковая же девушка". И оба начали хохотать. Оказывается, в тот день Оксана пришла на концерт к брату и передала привет папе. После смерти отца я еще долго переписывалась с ней, а потом связь потерялась".

У Юрия Антонова официально было три жены, первая любовь ею не стала. Рита, так звали девушку, однажды уехала с семьей жить в Архангельск, и так отношения прервались: "Очень красивая, высокая, стройная девушка была. Им было по 16 лет, они вместе гуляли по парку, держались за руки, но жутко стеснялись. Как-то мама пришла домой: "Вот, встретила Юру в парке с Ритой, меня увидели и в кусты сразу спрятались", — говорит Жанна. Сегодня Антонова нельзя встретить у подъезда сестры. Она объясняет это тем, что брат очень занят, и если приезжает в Минск, то каждая минута расписана, встречаются они в кафе: "А раньше, когда еще мама была жива, он часто был дома. Просил, чтобы мы никому не говорили, но постоянно об этом узнавала одна соседка, звонила подружке соседки, и в результате об этом говорил весь дом. За час до приезда брата все соседи выходили на балконы, дети занимали места на лавочках, прятались в кустах, и когда к дому подъезжало авто, все мастерски разыгрывали удивление при встрече, стараясь "любимого артиста" рассмотреть".

ДРУГ ПЕВЦА: "ЛЕТЯЩУЮ ПОХОДКУ" МЫ ВЗЯЛИ У ВЕНГЕРСКОГО КОМПОЗИТОРА"

В Украине живут многие одноклассники Юрия Антонова по музыкальному училищу в Молодечно. Один из них — ныне житель Черкасс Георгий Остапенко. Он вспоминает, что когда уже сам работал преподавателем в музшколе в 1970-х годах, там разучивали "Летящую походку". "Конечно же, было приятно, что ее автор — твой одноклассник. Самый забавный случай, который я помню из нашего детства, это когда Юра упал со сцены. Мы доиграли концерт, все шло хорошо, и тут свет рампы осветил в зале девушку. Юра засмотрелся на нее, наклонился вперед, аккордеон перевесил, и он грохнулся. Мы потом долго над ним подшучивали".

Родом из Украины и первый автор стихов к песням Антонова — поэт-песенник Олег Жуков. Они вместе работали в коллективе Виктора Вуячича "Тоника", это был один из первых ВИА страны: "Мы делали аранжировки военных песен, польских и немецких композиций, перепевали запрещенных "Битлов", копируя многоголосье. А когда Вуячич стал организовывать гастроли за рубежом, мы с Юрой начали подумывать о собственном репертуаре. Он принес несколько мелодий и сказал: "Вот, попробуй, напиши тексты". Так за несколько ночей родились первые песни, которые прославили и меня, и Антонова: "О добрых молодцах и красных девицах" и "Стой, не стреляй, солдат". А вот песню, которая сегодня моя визитная карточка, — "Летящей походкой" — мы впервые услышали в Киеве на концерте Венгерского коллектива. У них был просто невероятный номер — парни паровозиком бегали по залу и пели что-то типа: "Черный поезд, черный поезд". Помню, вышли мы с Юрой, а он мне сразу: "Нужно запомнить эту песню, мы должны ее сделать. Это же хит! Шлягер!" Когда родился текст, и я, счастливый, прочитал его Антонову, он только и сказал: "Класс!" К сожалению, с нами за границу он не поехал — Юра отправился в Ленинград, где встретился с "Поющими гитарами". О том, что Антонов популярен, я понял где-то через год. Ехал из Сибири: отправляется поезд с какой-то станции, слышу, идет толпа молодежи и орет: "А я вспоминаю, тебя вспоминаю". Так меня в Сибири нашла моя песня. Антонов же в это время переехал в Москву, записал несколько песен со Львом Лещенко. Вначале шло неплохо, потом песни надо было раскручивать, но Лев — неподъемный, так и не вышло ничего из этого. С Юрой мы и сегодня общаемся, он может вечером позвонить, прочитать мне свои стихи и спросить: "Как тебе?" У него много моих текстов".

УЧИЛСЯ ХОДИТЬ ЗАНОВО

Фото www.antonov.ru

Юрий Антонов родился 19 февраля 1945 года в Ташкенте. После войны семья оказалась в Германии — отца, офицера Советской армии, назначили на службу в военную администрацию Берлина. Здесь родилась дочь Жанна. В начале 1950-х семья переехала в Молодечно (Беларусь). Сестра помнит, как Юра много болел с детства, а в младших классах и вовсе слег с полиомиелитом и его парализовало. 7 месяцев мать опекала сына в больнице. Врачи не верили, что он сможет ходить, но произошло чудо — Юра был единственным пациентом из палаты, на ком болезнь не оставила отпечатка. Правда, ходить маленькому Антонову пришлось учиться заново. Полностью оправившись от болезни, Юра поступает в музшколу.

ЧАСТО ХОДИЛ В КАРАУЛЫ

Фото www.antonov.ru

После музучилища Антонов получил распределение в Белорусскую госфилармонию, где организовал эстрадный ансамбль. Оттуда его забирают служить во внутренние войска стрелком-автоматчиком, где он участвует в художественной самодеятельности. Уже будучи популярным, Юрий Михайлович скажет: "Я помню по именам ребят, с которыми служил. А самодеятельность не спасала от частых караулов. К ним я относился очень серьезно, как и готовили нас командиры. В армии я серьезно начал заниматься спортом, как все играл в футбол, увлекался гимнастикой. И теперь, только выдается свободный час, с удовольствием играю в футбол и теннис".

ШЛЯГЕР ДЛЯ "ПОЮЩИХ ГИТАР"

Фото www.antonov.ru

В 1969 Юрия Антонова приглашают в популярный коллектив "Поющие Гитары". В близкой по духу среде он быстро проявил себя как композитор "Если ты любишь", "Аэропорт". Но уже в начале 1970-х из-за проблем с руководством Ленконцерта Антонов вынужден был уйти из ВИА. Последнюю свою песню, написанную там, он на прощание подарил Евгению Броневицкому. Это был нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами. Евгений на одном дыхании сделал оркестровку, сочинил красивейшее гитарное соло. В песне было два куплета, третий дописал питерский гитарист Михаил Беляков. Так вышел суперхит "Нет тебя прекрасней".

РЕКОРД В ЛЕНИНГРАДЕ

Фото www.antonov.ru

Конец 1970-х. Вся страна поет "Белый теплоход", "Море", продаются миллионы пластинок. Одесская киностудия приглашает Антонова написать музыку к комедии "Берегите женщин", она становится популярной, песни из ленты поют в разных уголках Союза. Вместе с поэтом Пляцковским певец пишет сказку-мюзикл "Приключения Кузнечика Кузи". В ней впервые прозвучала песня "Крыша дома твоего". В этот период артист устанавливает рекорд, никем из современных эстрадных исполнителей на территории СНГ до сих пор не превзойденный — дает за 15 дней 28 концертов в Ленинграде: каждый день по два концерта.

ВЛАСТИ ПОМОГЛИ С VOLVO

Фото www.antonov.ru

В 1985 году Антонов — на пике популярности. Записывает в Финляндии альбом на русском и английском языках. Работает на собственной студии и считается одним из самых высокооплачиваемых артистов страны (зарплата за месяц — 15 тыс. руб., тогда как среднестатистическая — 150). Хотя деньги и были, но тратить особо не было куда — квартиры в СССР не продавались, скупка антиквариата — каралась, единственная роскошь — за 14 тыс. руб. с разрешения властей он купил Volvo 244. За несколько дней до того, как заморозили вклады граждан, музыкант свои вклады из Сбербанка забрал: "Меня предупредили друзья, и деньги я снял, вложил в валюту. Сколько — не спрашивайте".

ДОМ ДЛЯ ЗВЕРУШЕК

Юрий Антонов — известный любитель живности и никогда не теряет возможности пообщаться даже с не очень дружелюбными удавами. А во дворе его нового дома — отдельное помещение для трех десятков котов, догов, овчарок, терьеров, дворняг. Большинство подобрано на улице. "В его старой студии в центре Москвы постоянно жили котята, — вспоминает сестра Антонова. — Казалось, что он собирал их по всему центру Москвы. Они ползали по студии, требовали внимания криком. Как можно было писать в такой обстановке, ума не приложу!"