Израильский режиссер шокировал Канны

16 мая 2008, 11:03
Показ в рамках главной конкурсной программы Каннского фестиваля антивоенной анимационной картины израильского режиссера Ари Фольмана "Вальс с Баширом" вызвал шок зрителей и жюри.

Ари Фольман. Фото AFP

Выполненная в документальном жанре картина посвящена событиям 25-летней давности – боевым действиям израильской армии в Ливане и резне, устроенной отрядами правого ливанского движения фалангистов в палестинских лагерях для беженцев Сабра и Шатила. Согласно выводам международного расследования, Израиль не был виновен напрямую в убийствах ливанской милицией палестинцев в этих лагерях.

В центре этой ленты стоит проблема изменения психики солдата в результате войны.

Реклама

"Моя задача не состояла в том, чтобы назвать виновных, а в том, чтобы понять, что происходит с нами", – заявил Ари Фольман.

Показ в Каннах "Вальса с Баширом" совпал с отмечаемым 60-летним юбилеем создания государства Израиль.

"Это случайность, мы не планировали выход фильма к каким-то праздниками или событиям", – сказал режиссер.

Реклама

Картина свидетельствует о том, что современное израильское общество не боится ставить перед собой самые трудные и противоречивые вопросы. Тем самым "Вальс с Баширом", по мнению местной критики, отражает существование в Израиле мощного гуманистического движения, которое открывает перед всем израильским обществом новую перспективу на установления мира в регионе.

Специалисты отмечают, что фильм дал начало новому направлению в документальном кинематографе.

Картина сделана на основе интервью с девятью военнослужащими и психологами. Однако для того, чтобы отойти от традиционного формата документального кино и получить возможность выйти на широкие образные обобщения, Ари Фольман превратил отснятый на видеокамеру киноматериал с реальными людьми в мультипликацию.

Реклама

"Это дало мне как необходимую свободу творческих исканий, так и возможность совместить факты реальной жизни с мироощущением моих героев", – заявил режиссер.

В результате, по мнению работающих на Каннском фестивале критиков, Фольману удалось вывести документальный кинематограф на новый художественный и образный уровень.

Доброжелательно, но без особого восторга была встречена картина 36-летнего аргентинского режиссера Пабло Траперо "Леонера" ("Львиное логово"). В ней рассказывается история молодой женщины, которая родила в тюрьме ребенка и пытается оставить его при себе.

Сделанный в жанре классической драмы, сюжет фильма выстроен вокруг главной героини и ее попыток сопротивляться жестокости современного мира. "Леонера" стала второй картиной, которая была показана в рамках главного конкурса.

Лента Траперо является одной из трех аргентинских картин, которые участвуют в официальной конкурсной программе фестиваля.

Между тем нынешний Каннский фестиваль рискует стать самым политизированным за все последние годы. Это дал понять глава жюри кинофорума известный американский актер Шон Пенн.

"Землетрясение в Китае и то, что происходит сейчас в Бирме будет влиять на мое решение по всем картинам", – заявил он.