Из старой квартиры Михаила Жванецкого собираются сделать музей

6 марта 2014, 13:00
Сам сатирик считает это дело нескромным

Двор. Здесь прошло детство и юность Жванецкого. Приезжает он редко, а в квартиру не заходит.

На этой неделе знаменитый одесский сатирик Михаил Михайлович Жванецкий празднует 80-летний юбилей. Артист давно уже живет в Москве, но о своих одесских корнях не забывает — в плотном гастрольном графике находит минутку и навещает отчий дом.

Улица Старопортофранковская, 133. Дом, в котором родился и вырос Михаил Михайлович Жванецкий, затерялся в уютном стареньком чисто одесском дворике. Со скрипучими деревянными лестницами, застекленными верандами и двумя огромными, ветвистыми деревьями посреди двора. Летом их кроны укрывают здешних обитателей от полуденного зноя, а между их стволами сушат выстиранное белье. Горожане до сих пор передают из уст в уста якобы лично услышанную от самого Жванецкого шутку по поводу того, как его здесь отыскать: "Найти меня очень легко. Заходите ко мне во двор, и несколько раз громко зовите: "Рабинович!" Уверяю, откроются все окна, кроме одного. Это и будет мое окно, потому что все у нас во дворе Рабиновичи, и только один я — Жванецкий."

Реклама

Читайте также:Жена Жванецкого: "Первые пять лет в компаниях Миши я молчала" (эксклюзивное интервью)

Старожилы признаются: так оно когда-то и было, дворик был чисто еврейским, потому и архитектура здесь соответствующая — все окна и двери выходят внутрь. "Людям даже праздника никакого не надо было, чтобы собраться вместе. Посреди двора всегда стоял стол, лавки, соседи брали у кого что есть вкусного, выносили во двор и ужинали, делились дневными новостями. Это было в порядке вещей. Все друг-друга знали, были как большая семья. В такой атмосфере и рос Михаил Михайлович", — рассказывает пенсионер Петр Химич. Сейчас ничего этого не осталось. Прежние жильцы либо умерли, либо разъехались. Последняя волна отсюда уехала в начале 90-х. Теперь во дворе живут в основном квартиросъемщики из числа торговцев на рынке "Привоз" — до него отсюда буквально два шага. Люди понятия не имеют, кто в этом дворе раньше жил. Некоторые не узнают Михаила Михайловича во время его нечастых визитов. А когда-то возле этого двора толпились фанаты, ведь здесь можно было увидеть не только юбиляра, но и ведущих звезд советского кинематографа. Здесь прямо на улице пели Владимир Высоцкий и Марина Влади и бывал Иосиф Кобзон. Петр Николаевич, он присматривает за квартирой Жванецкого, говорит, все изменилось после смерти Раисы Яковлевны — матери юмориста.

"До этого тут кипела жизнь. А с ее уходом Михаил Михайлович стал очень редко здесь бывать. Не чаще, чем раз в год", — Петр Химич. "В прошлый раз он даже в квартиру не заходил. Придет, поднимется по лестнице, постоит молча, подумает о чем-то своем и уйдет", — говорит сосед Василий Тихонович. Люди неохотно вспоминают такие моменты. Зато с удовольствием рассказывают легенду, будто бы инициалы ММ, выцарапанные на стене соседнего здания, — дело рук юного Михаила Михайловича. Говорят, еще недавно рядом с ними отчетливо читалась буква Ж, теперь чтобы ее увидеть нужно вглядываться.

Реклама

Любит: одесскую кухню и хороший коньяк

У кого из соседей ни спроси, все ответят, что считают Михаила Жванецкого если и не другом семьи, то хорошим приятелем — точно. И все уважающие себя горожане стараются преподнести любимому артисту города какой-то презент. В 2011-м, например, ему подарили коньяк, которому столько же лет, сколько и самому Михаилу Михайловичу. Сейчас она находится в коллекции артиста. Владелец одного из одесских ресторанчиков, где бывает артист во время визитов в город, рассказал нам, что Жванецкий — человек простой и некапризный. "Он преданный ценитель одесской кухни. Любит куриный шашлык, рыбку фаршированную, камбалу жаренную, бычков. Таких, чтобы хрустящие были, с корочкой. Сейчас так не в каждом ресторане сумеют, а раньше в каждом дворе подавали. Так и говорили: "Дворовое меню тети Сони". Особое отношение у него к ракам. Их ест всегда. Но раки — это отдельный ритуал. Коньяк пьет, но только хороший", — говорит Павел Фельдшер.

Музей — это нескромно

Реклама

Уже несколько лет в Одессе обсуждается идея превращения квартиры Михаила Жванецкого в музей. Мол, капиталовложений — никаких, всего-то и стоит, что открыть квартиру для доступа туристов и установить во дворе камеры, чтобы оттуда ничего не попытались утащить, и можно водить экскурсии. Это при том, что сам двор писателя уже внесен в большинство туристических путеводителей. Сам Жванецкий считает любые разговоры на эту тему делом нескромным. "Я в квартире бываю редко, стараюсь поддерживать там идеальный порядок, чтобы все было как есть. Меня спрашивают, как вы относитесь к тому, чтобы сделать там музей. Отвечу: хотят — пусть делают. Пожалуйста. Помню, был прямо у входа в дворик трактирчик такой — "У Жванецкого" назывался: людей завлекали, выпивкой торговали, но что-то у них не пошло. Сейчас нет там такого. Видимо, посчитали экономически нерентабельным делать бизнес в том районе. Свое личное мнение по этому поводу я оставлю при себе", — сказал "Сегодня" Михаил Жванецкий.