Как менялся киевский фуникулер за 110 лет (инфографика)

9 октября 2015, 08:00
Одесситов и киевлян уже сто лет катает уникальная техника царских времен

Фото: Konstantin Brizhnichenko

В этом году киевскому фуникулеру исполнилось 110 лет. Он хоть и младше одесского на три года, но по масштабам и длине значительно его превышает. За эти годы этот вид транспорта несколько раз умирал и возрождался: менялись его вагоны, рельсы, но он по-прежнему перевозит горожан, несмотря на скандалы, связанные с ним.

СКАНДАЛ ИЗ-ЗА КРАСКИ. В честь 110-летия фуникулера его планировали разрисовать оригинальными видами дневного и вечернего Киева. Известный уличный художник Александр Корбан, автор мурала на ул. Антоновича, 48, уже даже начал раскрашивать вагоны. Но тут рисунки начали очень резко критиковать в соцсетях, мол, они напоминают фотообои и чересчур мрачные. Это заставило транспортников в срочном порядке переделать проект рисунков, ограничившись светлыми тонами и изображениями памятных цифр из истории фуникулера. "В этом году мы заменили кресла в вагонах, двери, отремонтировали входные группы, отремонтировали сами вагоны и поменяли окна. Также нанимали альпинистов, чтобы почистить наши павильоны-станции. Единственное, что обидно: нашлись умники, которым не понравился облик вагончиков, которые художники украсили видами Киева. Из-за этого скандала с вагонов пришлось за ночь содрать краску и неделю рисовать новый рисунок, чтобы успеть к открытию. Успели. Теперь, надеемся, любители картинок успокоятся. Кстати, обе станции теперь обеспечены охраной, а сами вагоны — под наблюдением видеокамер", — говорит "Сегодня" директор фуникулера Николай Окольничий. Кстати, на станциях теперь есть беспроводной интернет, так что любители селфи могут делать фотографии с видами Киева и тут же выставлять их в соцсетях.

Реклама

Ольга Червинчук возит киевлян и гостей столицы в старых вагончиках фуникулера вот уже четверть века.

СТАРОЖИЛЫ. Киевлянка Ольга Червинчук — душа фуникулера! Она работает оператором уже 25 лет. "Ой, я уже так долго работаю на фуникулере, что некоторые киевляне, приходя утром, здороваются со мной. Постоянные пассажиры поздравляют с 8 Марта, с Новым годом, некоторые дарят цветы и даже приносят шоколадки! Я обычно, когда начинаю движение, по сторонам не смотрю, только вперед, и чтобы во время остановки никого не ударить зеркалом. А девочки, которые сидят на кассе, говорят, что в моем вагончике и Виктор Ющенко однажды ехал, и Юлия Тимошенко, и артисты разные, народные депутаты. Я-то на них не смотрю, лишь когда из вагона выходят, могу обратить внимание", — рассказывает "Сегодня" Ольга Самсоновна. Она, кокетничая, не говорит свой возраст. "Мужчины еще засматриваются. Особенно меня любят фоторгафировать иностранцы, и уж больно часто — китайцы. Я за столько лет работы больше всего люблю возить детей. Они по-доброму называют меня бабушкой: когда наступают холода — я повязываю голову пуховым платком. Сквозняки у нас тут. А детки-пассажиры быстро растут! Вот они еще маленькими приходили посмотреть на вагончики, потом — нарядные, с лентами выпускников. А один на днях подошел, такой с бородой, говорит: "Бабушка Оля, добрый день. Вы меня на выпускной катали, в 2005 году, а теперь я к вам с сыном пришел", — вспоминает женщина. Многие просятся в кабину оператора, но катать пассажиров там запрещено. "Я очень люблю свою работу, и наш фуникулер такой красивый в этом году. Лично мне фуникулер нравится в светлых тонах, и я благодарна людям, которые провели тут ремонт. Ведь без фуникулера, наш Киев невозможен! Он настоящее техническое чудо для города вот уже больше ста лет", — говорит Ольга Самсоновна.

ОДЕССА: ФУНИКУЛЕР-ЭСКАЛАТОР-ЛИФТ

Реклама

А вот одесский фуникулер даже старше киевского: свое 110-летие он отметил еще три года назад! Фуникулер, который находится рядом с Потемкинской лестницей и соединяет Приморский бульвар с городским портом, был открыт в далеком 1902 году, 8 июня. С тех пор он также претерпел немало изменений и пережил несколько долгих "нерабочих"  периодов.

Одесская "подъемная машина" строилась в 1900—1902 годах по проекту инженера Пятницкого. Изначально небольшие вагончики, которые прибыли в Одессу из Парижа, "ходили" по одноколейному рельсовому пути, разъезжаясь посередине. Помещалось в них до 35 человек, а проезд стоил две копейки. Войны останавливали работу фуникулера: он не работал с 1919 года по 1926 год, а после Великой отечественной войны возобновил работу только в 1947 году. Но и после радовал одесситов он очень недолго: уже к середине 60-х годов одесскому фуникулеру понадобилась реконструкция. Изменить его решили кардинально: вместо кабинок на колесах в 1970 году здесь запустили… эскалатор! В таком виде конструкция просуществовала до 1997 года. Но эскалатор часто ломался, а в последний период своей жизни вообще работал только на подъем.

Возродить фуникулер решили лишь в 1998 году. Но от идеи до конкретного результата прошло аж семь лет: очередное "торжественное открытие" подъемника состоялось только в 2005 году. Ну а новый фуникулер снова изменился: его построили по принципу наклонного лифта, то есть кабинки стали двигаться независимо друг от друга по раздельным путям, являясь грузом друг для друга. Видоизменились и сами вагончики, и павильоны-остановки. Кстати, изначально в новом фуникулере проезд был бесплатным. Но несколько лет назад концепция поменялась: за проезд стали брать плату в 2 грн, а этим летом проезд на фуникулере подорожал до 3 грн.

Реклама

Особых легенд, связанных с фуникулером, у одесситов нет, но периодически местные издания сообщают о различных курьезах. Например, в апреле этого года молодая одесситка, воспользовавшись отсутствием водителя, якобы "угнала" кабинку фуникулера: писали, что девушка проехала половину пути, а потом застряла. Сотрудники подъемника "угонщицу" освободили, но милицию вызывать не стали. "Вообще фуникулер довольно популярный среди жителей Одессы — наверное, даже больше, чем среди туристов. Это удобный и быстрый способ передвижения", — говорят одесситы.

Есть в Одессе и канатная дорога длиной почти 500 метров: она соединяет Французский бульвар и пляж "Отрада", а прокатиться на ней можно за 20 грн.

Фуникулер. Соединяет одесский порт и Приморский бульвар.

НАД ЗЕМЛЕЙ: ЗНАМЕНИТЫЕ КАНАТКИ

Есть в Украине и подъемники другого вида — подвесные канатные дороги. Одной из самых захватывающих считается канатка "Мисхор — Ай-Петри" в Крыму: меньше чем за 15 минут вагончик здесь поднимает пассажиров на высоту 1153 метров! Эта крымская канатная дорога считается уникальной: между средней и верхней станциями протянулся самый длинный в Европе безопорный пролет протяженностью 1670 метров и углом подъема возле гор — 46 градусов. Этот пролет даже внесен в Книгу рекордов Гиннесса. А пару лет назад на этой канатной дороге случилось ЧП: в двух вагончиках на высоте 50 и 125 метров застряли 76 туристов. На их спасение ушло 10 часов!

Уже больше 40 лет работает подвесная канатная дорога в Харькове (протяженностью 1387 м), которая связывает центральную улицу Харькова — Сумскую, с районом Павлово Поле. Добраться от начальной до конечной станции можно всего за 18 минут, а на разных участках пассажир поднимается на высоту от 8 до 26 метров над землей. Билет на канатку стоит 20 грн, а кабинки здесь маленькие и открытые, поэтому впечатления после поездки остаются незабываемые. Немало подъемников есть в Карпатах: именно здесь находится самый длинный подъемник в Украине "Захар Беркут", который поднимает туристов на гору Высокий Верх. Длина канатной дороги — 2710 м, а время, которое придется провести в пути — 55 минут.

А вот в Лисичанске Луганской области раньше находилась длиннейшая грузовая канатная дорога протяженностью 16,5 км. Но два года назад она была демонтирована за ненадобностью.

Канатка. Одной из самых захватывающих считается дорога "Мисхор — Ай-Петри" в Крыму.

ПОПУЛЯРНЫ ВО ВСЕМ МИРЕ

Самый крутой фуникулер в мире

Одним из самых крутых фуникулеров считается Gelmerbahn в швейцарском кантоне Берн. Он был построен в 1926 году для технических нужд, а туристы на нем ездят с 2001 года. На некоторых участках угол спуска составляет 106 градусов! А вагончики при этом открытые.

Ездит под землей в тоннеле

В израильском городе Хайфа есть подземный фуникулер "Кармелит", который также называют самым маленьким метро в мире. Два двухвагонных поезда курсируют по тоннелю внутри горы Кармель по линии протяженностью 1,8 км. Станции наклонные и ступенчатые.

Покорить легендарный Монмартр

Может похвастаться своим фуникулером и Париж. С его помощью можно подняться на вершину горы Монмартр. Фуникулер перевозит около 2 млн пассажиров в год и является частью метрополитена.

Довезет пассажиров аж до небес

Добраться к самой высокой точке Гонконга — на Пик Виктория — можно на фуникулере, который был построен еще в 1888 году. Он поднимает людей на вершину всего за 8 минут, а уклон подъема составляет 45 градусов. Местные называют этот транспорт "Трамвай Пика".