Интервью священника о романтизации многодетности вызвало бурю обсуждений в интернете

29 ноября 2016, 14:57
Многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем, считает отец Павел

Иллюстрация. Фото: Moykinder

В интернет-пространстве после публикации интервью настоятеля Пятницкого Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, доцента Московской духовной академии, главного редактора портала Богослов.ру, протоиерея Павла Великанова разгорелась настоящая дискуссия.

Стоит отметить, что вскоре после публикации сайт Милосердие.ру снял интервью.

Реклама

"Приносим извинения читателям. В пятницу, 24 ноября, на нашем сайте было опубликовано интервью о проблемах многодетности, смутившее многих наших читателей и задевшее многодетных родителей. По моей ошибке, текст был опубликован с неуместной торопливостью. По размышлении, мы удалили текст с сайта, так как он в своих выводах принципиально расходится с позицией редакции. Приношу всем нашим читателям извинения за публикацию, которая была воспринята как призыв уклоняться от рождения детей и сомневаться в необходимости соблюдения библейской заповеди "плодитесь и размножайтесь". Наш портал всегда был (и есть) на стороне многодетных семей. Мы надеемся продолжить разговор о многодетности и вести его в таком ключе, чтобы помогать многодетным семьям, а не смущать их", – написала главный редактор портала Юлия Данилова.

Впрочем, текст доступен в ЖЖ протоиерея Павла Великанова. Многодетность – высокое призвание, а не "печать православности", считает священник.

То и дело появляются статьи, в которых многодетных просят поделиться рассказами о семейном счастье и радости воспитания детей в большой семье, а вовсе не о трудностях. Многодетность – это благо или зло, счастье или беспросветные трудности? Рассуждает отец Павел.

Реклама

"Мы создаем и романтизируем культ многодетности, думая, что тем самым можем перевернуть и существенно изменить отношение к многодетности в обществе. Но многодетность – вовсе не панацея от социальных, психологических, личностных, да и духовных проблем.

На самом деле, мне чаще приходится сталкиваться с другой серьезной проблемой – когда мы однобоко продвигаем культ многодетности без всякого рассуждения, словно это неотъемлемая часть православного "Символа веры", то на выходе получаем не сознательно и свободно ставших многодетными, а вынужденно. "Романтизация" многодетности без объяснения того, что это – реальный ежедневный труд и подвиг, к которому надо подходить ответственно, с рассуждением – и не каждому это по силам – все это плохая услуга молодоженам. Не всякому быть монахом, не всякому – женатым, и не всякому – многодетным.

Это ситуация, когда, став многодетными, люди не имеют ни внутренних сил, ни материальных ресурсов, чтобы хотя бы просто детей обеспечить. Вся та романтическая пена, которая активно взбивается определенными кругами – "чем больше детей, тем легче жить!" – на самом деле далеко не всегда соответствует действительности.

Реклама

Понимаете, одно дело – это материальная сторона, а другое, что гораздо сложнее и важнее – это необходимость включенности родителей в жизнь детей, возможность и способность уделять достаточно внимания своим детям.

Дети ведь хотят от родителей гораздо больше, чем мы думаем.

Если ребенок воспитывается в семье (в нормальной, любящей, обеспеченной семье), где один-два ребенка, он получает гораздо больше внимания, чем ребенок, где в семье 5-6 и больше детей, и при этом нет ни нянек, ни гувернанток, ни домработниц – дефицит внимания неизбежен.

Я уверен, что сегодня разговор о многодетности из высокого пафоса стоит переводить в плоскость более открытого и откровенного разговора о реальных сложностях, с которыми сталкиваются родители в многодетной семье.

Да, это единственно правильно, что в семье должно быть много детей. Но нужно понимать и то, что это серьезный подвиг. И к этому подвигу люди должны быть готовы. Готовы – но не вынуждены. Они четко должны понимать, на что идут. Если раньше человек вырастал в многодетной семье и имел опыт такого уклада жизни – то сегодня большинство родителей – из семей с одним, максимум двумя детьми, а то и вообще из неполной семьи. И если они не готовы, то делать заложниками многодетности как самих родителей, так и детей, – неправильно и нечестно.

Любая добродетель, которая стала вынужденной, рискует превратиться из добродетели в настоящую беду.

Если человек начинает жить на пределе сил и возможностей, если перестает воспринимать свою многодетность как благословение Божие, если начинает тяготиться этим, то возникает большой вопрос: а появится ли у детей, которые воспитаны в такой семье, хотя бы минимальное желание пойти по стопам своих родителей?.."

"…Знаете, я смотрю на наши многодетные семьи, с которыми мне приходится работать, сталкиваться на приходе, а ведь среди них очень мало тех, на которых мне хотелось бы кого-то ориентировать. Они есть – но таких – единицы.

Они исключения. Чаще приходится сталкиваться с тяжелыми во всех отношениях непростыми ситуациями, в которых объективный взгляд найдет очень много негатива и невнимательности друг к другу.

Когда дети в таких семьях достигают относительно самостоятельного возраста, уверяю вас, они просто сбегают. Одни – пускаются во все тяжкие. Другие – хоть и живут с верой в Бога, но со значительной дистанцией от Церкви как института. В храм они, конечно же, не ходят. Поэтому я убежден, что сегодня мы имеем очень серьезные проблемы именно в содержательном плане: мы предлагаем людям многодетность как единственно эффективно работающую модель внутрисемейных отношений. И – ошибаемся. Многодетность – прекрасна, но не для всех".

"...Многодетность не сделает вас счастливыми механически. Не существует никакой "волшебной магии" многодетности.

Понимаете, если вы не научились любить друг друга без детей, то оттого, что у вас появятся их шестеро, ваши отношения не перерастут в нечто большое по принципу перехода "количества в качество".

Если между людьми были серьезные проблемы изначально, если они не смогли полюбить друг друга, раскрыться друг в друге, держаться друг друга без детей или с малым количеством детей, то при появлении "магического" седьмого ребенка, как у нас некоторые говорят – "происходит полное омоложение организма женщины на клеточном уровне" … – так вот, ничего этого не произойдет и чуда не случится!

Я знаю семьи, которые распадались, имея троих, четверых, пятерых детей. При этом все эти семьи были глубокоправославными, а некоторые даже ультрацерковными... Потому что механически в жизни личности ничего не работает. Работает только тогда, когда человека касается искренняя заинтересованность и любовь другого. Когда он приходит и отогревается, когда видит, что его любят не на словах, а на самом деле".

Дискуссия

Обсуждение интервью продолжается. Большинство пользователей склоняются к мысли, что "о многодетности нужно говорить честно".

"Батюшка пишет не заискивая перед читателем, а говорит о той суровой правде, как бы горька она не была...", – считает один из читателей.

"Многодетность – это многодетность. Для кого-то призвание, а кто-то сделал глупость. Впрочем, каждому и расплачиваться за нее. Своей жизнью – это еще ничего. Хуже, когда жизнью собственных детей", – отмечает еще одна читательница Елена.

"Не скажу, что полностью согласна, но спасибо за высказанную точку зрения. Очень жаль, что текст удалили. Диалог нужен, а не поза", – пишет пользователь под ником Магда. 

Что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.