Инновации за партой: в украинские школы пришли виртуальные лаборатории и 3D-печать

27 ноября 2016, 10:00
А еще кружки робототехники и скрайблинг-презентации

По программе. Умные роботы, пилотирование дронов и медиапрезентации скоро будут в школах.

Интерактивная доска, лазерная указка, видеоконференцсвязь и проектор — уже далеко не самые современное мультимедиа, которые используются в школах (хотя во многих, чего греха таить, даже этого в полном наборе пока нет). "На пятки наступают" уже более современные технологии и инновации в обучении. На смену обычной презентации проекта или работы приходят медиапрезентации, кабинеты химии/физики заменяются виртуальными лабораториями с онлайн-химреактивами. А вместо создания поделок из подручных материалов — настоящие предметы, напечатанные на принтере и т. д. Пока что каждое такое новшество — плод сотрудничества учебного заведения с ведущими IT-компаниями (использование школами компьютерных программ и разработок), либо же пилотный проект при поддержке государственной инициативы. Но есть шанс, что скоро их станет больше.

УМНЫЕ РОБОТЫ И ПИЛОТИРУЕМЫЕ ДРОНЫ

Реклама

Обучение программированию роботов и сборка комплектующих в функционирующие прототипы — это то, что пользуется огромным спросом у молодежи. И хотя робототехника как кружок есть при многих школах, все же в большинстве своем технологии там изучают устаревшие, и их с легкостью обходят курсы при частных учебных центрах (у них, правда, кружки дорогие, не всем по карману). Есть свои курсы и на отдельных предприятиях, которые проводят презентации для школьников (они часто бесплатные, но бывают редко). В школах же современная робототехника идет с внушительным опозданием.

"Главное наше отличие от других курсов в том, что занятия ведут преподаватели с практическим опытом, а не учителя "по совместительству", — рассказали в компании Business Sharks, которая совместно с проектом Introbots и поддержке госинициативы открыли в этом году курсы в нескольких киевских школах. — Кроме этого, мы используем уникальные модульные комплектующие от мировых лидеров робототехники и не практикуем PROLEGO. Мы создаем украинских роботов. Школьников обучаем программированию и сборке комплектующих в функционирующие прототипы. Кроме робототехники, мы будем изучать 3D-технологии, работу на различных платформах для начинающих и продвинутых пользователей, разработку и пилотирование дронами и даже ракетное моделирование".

В последнем случае активисты, отличники и выпускники будут иметь возможность интегрироваться в мировые конструкторские бюро и даже получать заказы от ведущих мировых компаний.

Реклама

Дрон. Разрабатывать и собирать такие модели учат школьников.

ЛАБОРАТОРИЯ: БЕЗ ВЗРЫВОВ И РЕАКТИВОВ

Реклама

Раньше одним из показателей престижности школы считалось наличие классов химии, физики и биологии, начиненных всеми возможными "безопасными" приборами и веществами. Руководство выделяло эту особенность в первую очередь, рекламируя свое учебное заведение, а ученики — действительно химичили и экспериментировали. Сегодня эти классы используются редко: чаще дети записывают в тетради теорию по тому, что должны наблюдать в лаборатории (нет реактивов, да и учителя не особо хотят отвечать за "сюрпризы" на уроках).

Вместо этого в некоторых школах появились виртуальные лаборатории по химии, физике, биологии и географии. Философия их та же, что и раньше была у практических работ: ученик должен видеть, как ведут себя разные реактивы, цвет полученного раствора и т. д. Увиденное школьник не забудет и уж точно запомнит, после чего произойдет "бабах". Дети работают в современном компьютерном классе, где установлены специальные программы, благодаря которым можно проводить эксперименты, измерять различные показатели, строить графики и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ: 3D-ПРИНТЕРЫ И РУЧКИ

3D-принтеры и 3D-ручки в учебе пока используют редко — из-за высокой стоимости этих приборов и расходных материалов. Но некоторые коммерческие учебные центры уже работают со школьниками, используя технологии будущего. Чаще всего — это подспорье для уроков физики и химии, где можно не только напечатать пробирку для реакций, но и создать отдельное устройство. "Просто принтера для урока недостаточно: моделирование может быть только с помощью компьютера, — объяснили в одном из учебных центров. — К тому же, чтобы принтер печатал, нужна программа "Слайсер". Последняя как раз и преобразует созданную 3D-модель в программу, по которой будет работать принтер".

С 3D-ручкой проще. Но ее слишком многофункциональной не назовешь — это интересный атрибут для развития пространственного мышления или создания каркасов под дальнейшую работу.

3D-модель. Может быть полезна и на уроке, и в жизни.

ПРЕЗЕНТАЦИИ: ФИЛЬМЫ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Современные школы отошли от проекторов (в некоторых заведениях их и отродясь не было) и скрайбинг-презентаций (когда речь выступающего сразу же иллюстрировалась рисунками/аппликациями на белой доске или бумаге). Сегодня стали использовать современные медиастудии, где учащиеся могут не только подкреплять получаемые знания видеорядом, но и самостоятельно создавать разные материалы для визуализации и даже целые фильмы. Работодатели и рекрутеры соглашаются, что этот навык на сегодняшний день нужен служащим практически во всех отраслях. "Важно уже в школе уметь показывать и объяснять сложное содержание интересно и простым способом. Поэтому мы учим детей делать проекты, презентации и доклады, — рассказали в Залищицкой государственной гимназии (Тернопольская область), где работает медиастудия "Думка плюс". — Ученики могут создавать целые фильмы! Этому их учат наставники, которые тоже постоянно развиваются — посещают школу компьютерных технологий для учителей".