Инициатор закона об освобождении от мобилизации многодетных отцов: "К новому закону нас подтолкнул звонок"

1 сентября 2014, 17:05
Екатерина Левченко о том, как получить документы и избежать проблем

Екатерина Левченко: "Если мы хотим жить в Европе, нужно принимать европейские законы"

— Екатерина Борисовна, недавно по вашей инициативе принят закон об освобождении от мобилизации отцов троих детей и отцов, воспитывающих детей-инвалидов. Что подтолкнуло к созданию?

— Все началось со звонков на детскую "горячую линию". С нами связалась молодая женщина из Харьковской области с четырьмя детьми, самому старшему из которых 8 лет, а самому младшему — 8 месяцев, и задала очень верные вопросы: "У нас многодетная семья, каких в стране не так много. Единственным кормильцем был супруг, которому — едва ли не единственному в селе — пришла повестка! Да, нужно защищать родину, однако забирать кормильца у семьи с четырьмя детьми — это не по-человечески". Подняли документы и выяснили, что по закону все так: мобилизации не подлежат те мужчины, у которых пятеро и более детей. Хотя согласно нашему законодательству, многодетной семьей считается та, у которой трое детей, а не только те, у кого пятеро! Эта история и легла в основу законопроекта "Об условиях освобождения от мобилизации в целях обеспечения прав детей (№4100а)". На удивление он очень быстро прошел общественное обсуждение, был позитивно воспринят и утвержден.

Реклама

— Не боялись упреков в "не­­патриотичности"?

— Нет. Конечно, сегодня каждый должен быть готов к защите родины — и эта обязанность граждан Украины регламентирована статьей 65 Конституции Украины. Вместе с тем этот закон не должен мешать выполнению других конституционных обязанностей — например, о содержании и воспитании детей, особенно в многодетных семьях. Мы знаем, как тяжело живут многодетные семьи, как сложно добывать финансы. Этот закон коснулся 248 000 семей с тремя детьми, 24 000 семей с четырьмя детьми. А это в сумме более 2 миллионов украинцев!

— В то же время увеличен призывной возраст до 60 лет...

Реклама

— Это вы говорите о другом законопроекте. В законе №4100а речь идет только о защите прав детей, в соответствии с конвенцией ООН о правах ребенка. Согласно этому закону, мобилизации не подлежат мужчины, у которых трое и более детей, возрастом до 18 лет. Также действие закона распространяется на одиноких отцов и матерей, у которых есть хотя бы один ребенок-инвалид с первой и второй группой инвалидности. Предыдущая редакция статьи 23 Закона "про мобилизационную подготовку и мобилизацию" запрещала призывать в армию отцов пятерых и более детей, и военнообязанных женщин, на содержании которых пребывают дети до 16 лет.

— Так совершеннолетний человек — это 16 или 18 лет?

— В этом тоже была путаница. Согласно всем мировым и национальным стандартам, ребенок в возрасте до 18 лет является несовершеннолетним. Однако, по какому-то недоразумению, в нашей стране льготы для несовершеннолетних распространяются только до 16 лет. Потому в законе 4100а четко прописано — до 18 лет.

Реклама

— Есть уже ответная реакция, может, всплыли подводные камни нововведенного закона?

— На подводные камни мы наткнулись очень быстро. Свидетельства о том, что ребенок — инвалид, не выдаются уже два года. По словам служащих министерства, нет бланков. Вместо нее можно взять справку ЛКК (лечебно-консультационной комиссии, устанавливающей инвалидность) Минздрава о состоянии здоровья ребенка и справку из соцслужбы. Выходит, военкоматы требуют справки, а компетентные органы их не дают. Хотя по закону, госорганы не имеют права отказать гражданину в выдаче документов. Возникли и непредвиденные моменты. У детей, в отличие от взрослых, есть некая подгруппа "а". Так вот к нам стали поступать звонки о том, что справки с детской инвалидностью подгруппы "а" военкоматы не принимают. Недавно мы получили разъяснение из минсоцполитики о том, что эта категория тоже относится к "детям-инвалидам".

— А если жена беременна третьим ребенком, отца мобилизуют?

— Согласно всем мировым, а не только нашим законодательствам, ребенок — это уже рожденный человек. Потому такого папу мобилизовать могут. Кстати, часто спрашивали: можно ли папу четырех детей вернуть из зоны конфликта домой? К сожалению, нет, закон обратной силы не имеет. Можно в индивидуальном порядке обратиться в военкоматы с просьбой отозвать с фронта граждан, которые подпадают под обозначенные законом 4100а категории. Хочется, чтобы, защищая Украину, наши политики думали о призывнике как о конкретном человеке, а не как о пушечном мясе, как это было с петровских времен в Российской империи. Хотим в Европу — тогда нужно принимать европейские, цивилизованные законы.