Инъекция лошадиной крови стала произведением искусства

12 августа 2011, 12:39
Французская служительница искусств Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиной крови.

Марион Лаваль-Жанте в "творческом процессе". Фото wired.co.uk

Г-жа Лаваль-Жанте и Бенуа Маньен — это арт-группа Art Orienté Objet. Сегодня эти люди отдают свою жизненную энергию размыванию границ между биологическими видами. Их новое произведение — "Да живёт во мне лошадь". Трудно сказать, какие именно эстетические категории в этом задействованы, но г-жа Лаваль-Жанте готовилась к инъекции несколько месяцев, принимая лошадиные иммуноглобулины.

Чужеродные антитела вводились с постепенным увеличением дозы. Артизанка называла происходящее с ней "митридизацией" в честь знаменитого понтийского царя Митридата IV, который, говорят, воспитал в себе иммунитет к ядам, ежедневно принимая их в небольших количествах. Любопытно, кстати, что, когда римляне зажали его в угол, он как истинный представитель античного мира попытался отравиться — и яд не подействовал.

Реклама

Дабы лошадиные иммуноглобулины работали лучше, г-жа Лаваль-Жанте вставала на ходули в виде копыт и проводила "ритуал общения" с донором.

Журналистам она объяснила, что теперь чувствует себя "сверхмощной, сверхчувствительной и сверхнервной". "У меня было ощущение сверхчеловека, — добавила она. — У меня внутри было что-то ненормальное. У меня были все эмоции травоядных. Я не могла спать и чувствовала себя немного лошадью".

Художественная, простите, цель этого всего заключалась в том, чтобы художник в процессе перфоманса переживал изменения не только психологического, но и физиологического состояния. В отличие от курильщиков опиума XIX в. и любителей ЛСД века двадцатого художник XXI века уже не довольствуется изменённым состоянием сознания. Ему нужно изменённое тело.

Реклама

Следует, правда, отметить, что в результате приёма наркотиков люди создавали литературу и музыку, а здесь сам факт приёма чужеродных биологических веществ выдаётся за произведение искусства. В каком-то смысле тем же занимался Томас де Квинси, но только в каком-то смысле. Результатом жизни этого англичанина стала книга — жизнь, превращённая в искусство.

Art Orienté Objet уже давно практикуется в том, что они называют "биоартом". Например, однажды художники воспользовались биоинженерной кожей в качестве холста для татуировок в виде животных.