Индиана Джонс и "кровавая гэбня"

25 мая 2008, 18:30
Долгая разлука, это, как правило, не только щемящая тоска, но частичная амнезия. Время стирает детали. Уже и лица рисуются нечетко, и голоса забываются… Как никак, но со времени последней встречи прошло почти 20 лет. Для меня целых полжизни. А для Гаррисона Форда – чуть ли не два десятка ролей. Но ни одна из них, так и не стала такой же значимой для него, как роль слегка сумасшедшего профессора археологии Генри Джонса-младшего по прозвищу Индиана. Собачья кличка, кстати.

Итак, четвертая часть знаменитейшего из сериалов состоялась – "Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа". В режиссерском кресле по-прежнему Стивен Спилберг, спецэффекты и продюссирование Джорж Лукас, но самое главное – в шляпе щеголяет Гаррисон Форд. Шляпа как новенькая, Форд такой же. То ли графика, то ли грим, но морщины и 66 лет в удостоверении личности никак себя не выдают.

А вот Шон Коннери сниматься отказался, и присутствует в фильме в виде фотографии на столе Джонса. Впрочем, Спилберг всегда был честен в деталях и вслед за актером он "состарил" и персонаж – действие картины разворачивается через 20 лет после событий "Последнего крестового похода", после 2-ой мировой, в 57 году.

Реклама

У Индианы Джонс всегда были враги. И они всегда были под стать времени. Если 30-е – значит нацисты. Если 57 год, холодная война, маккартизм и ядерная бомба, то естественно "кровавая гэбня". То есть наши с вами дедушки и даже отчасти бабушки. "Бабушка" как и следовало ожидать, просто очаровательна – холодна как стальной клинок, и с этими самими клинками рассекает по экранному пространству. Смертельно харизматичная полковники КГБ Ирина Спалько в исполнении Кейт Бланшет. Между прочим, Ирина Спалько украинка.

Цитата: "Значит русские? А откуда я по-вашему? – Судя по тому, как вы произносите "г" – откуда-то с Западной Украины".

Кстати о букве "г" – украинский перевод. В данном случае, хуже перевели бы только в какой-нибудь районной управе УНА-УНСО. Непопадание, скачки по уровню громкости, грубое наложение… А с каким удовольствием актеры произносят "россияне" вместо "русские", это надо слышать. Но особенно забавно, что советские солдаты и офицеры говорят в фильме на чистейшем "москальском", а Индиана Джонс со товарищи на украинском. То есть английский, это украинский, понимаете? Одной ногой, точнее фильмом, Украина уже в НАТО.

Реклама

Вообще, подобного рода франчайзы – "Бэтмен", "Звездные войны", "Джеймс Бонд" – крайне напоминают мне фигурное катание. Чего бы не добивались создатели, но зритель неизбежно будет сравнивать каждую новую серию с предыдущей. А это значит, что такие фильм всегда состоят из двух частей: из обязательной программы – то, что и составляет основу бренда, и произвольной – ну, типа, что нового увидим? Так и будем рассматривать "Индиану Джонс и Королевство хрустального черепа".

Итак, обязательная программа. Прекрасные экзотические декорации. Компьютерная графика с 1989 года далеко шагнула вперед, и это видно невооруженным глазом. Наверное, видно и вооруженным, то есть экспертным, но все очень красиво. Я бы даже сказал эпично. Южноамериканская сельва, водопады, размашистые скалы. Древние могилы, пирамиды Майя, подземелья. Красные амазонские муравьи-людоеды. Это кстати, уже вторая часть обязательной программы: экзотические гады.

С ними тоже все в порядке: скорпионы, полозы (Индиана боится змей, помните?), опять же муравьи, довольно противные обезьяны, и очень симпатичные луговые собачки. Они конечно не гады, но очень вписались. Третья часть программы – головокружительные гонки. Их есть. Целых две. Они головокружительно эксцентричны, и из них следует один главный вывод: советские амфибии 57 года – рулез. Спокойно преодолевают два 20-метровых водопада без особых проблем. Правда, на третьем ломаются.

Реклама

Последняя обязательная часть – тайна. Присутствует. Секреты конкистадоров, сокровища, индейцев Майя, инопланетяне… Ну, в общем в комплекте. Хотя и без особых откровений.

Теперь о произвольной программе. Как это ни прискорбно, но "Королевство хрустального черепа" это самый клюквенноразвесистый фильм сериала. С самого начала Джонс радует нас "открытиями". Он высыпает порох из гранаты Ф-1, и говорит, что "металл в порохе покажет нам направление магнитного поля". Для тех, кто никогда не был в танке, поясняю – в гранатах нет никакого пороха, там тол, а в порохе нет металла. Затем Индиана прячется от ядерного взрыва в холодильник. Помогает.

Цитата: "В чем вы меня обвиняете? В том, что я пережил ядерный взрыв?- Пока что пережили…"

Впрочем, что такое ядерный взрыв, для человека, проплывшего Тихий и Индийский океаны на подводной лодке? Причем снаружи, прицепившись к рубке? Так что, правдоподобие от фильма-аттракциона как раз никто не ждет. Условности это нормально. До определенного предела. А вот "русские Вани" не нашедшие ничего лучше на привале в джунглях Амазонки, как хлестать водку и танцевать под гитару и балалайку вприсядку… По мне, так это уже перебор. И это главная проблема фильма.

Если в предыдущих картинах, Индиане Джонс противостояли харизматичные и интеллигентные враги, то в эту серию пришли мишки с автоматами с русского Севера. У главной злодейской героини отлично стилизованный советский мундир, но на спине у нее, под трафарет, серп и молот и огромная надпись СССР. Космонавт или спортсмен?

Ну, почему все злодеи как злодеи, а мы так обязательно дауны с красными звездами во лбу? Нет, я, конечно, понимаю, что они нас не любят. Но чем мы спровоцировали такое презрение? Карибским кризисом? Войной в Корее? Вьетнамом или Афганистаном? Что-то не помню я зубоскальства от Кеннеди или Эйзенхауэра. Поэтому мне совершенно непонятно, почему на фильм нельзя взять художников и консультантов из России – их же и так полголливуда? Или это именно они и развлекаются? Тогда это откровенно скучно. По крайней мере мне.

"Они ищут коммунистов везде. Даже в ложке супа".

Фраза из фильма